Автор Тема: За пределами тональности  (Прочитано 1555 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн drevich Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
За пределами тональности
« : Августа 28, 2011, 11:14:04 »
Подскажите как такое может быть везде пишут тональость за нее нельзя выходить . Но вот вопрос и пример в Тональности Сdur ключевых знаков нет но вот при смене аккорда к примеру Gdur можно использовать звyk F# , или в большенстве песен в этой же тональности аккорд Еdur с zvykom G# и звучит он не плохо как такое может быть ? обыгрывая Еdur в тональности Сdur мне нужно играть запрещеную ноту ?
« Последнее редактирование: Августа 28, 2011, 12:42:22 от drevich »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: За пределами тональности
« Ответ #1 : Августа 28, 2011, 13:49:21 »
Ладотональность — это лад, изложенный в определенной тональности (например, ладотональность до мажор — это натуральный мажорный лад с тоникой до). Вместо точного определения "ладотональность" в обиходе закрепилось более краткое — тональность, что и путает. Устоявшаяся в нотной записи система знаков при ключе рассчитана только на два лада — натуральные мажор и минор. В реальности ладов гораздо больше, отсюда и возникают случайные знаки в тексте (если не говорить о хроматике, использование которой тоже влечёт появление случайных знаков). Например, если в тональности Ля-минор играть в ладу "гармонический минор", а не в натуральном миноре, будет попадаться Соль диез (при этом мелодия может мутировать на ходу из натурального в гармонический и обратно, тогда будет попадаться и Соль бекар тоже). Такой соль-диез, понятное дело, никто выносить к ключу не будет.

Таким образом, появление аккорда Е (с соль-диезом) в тональности С-dur может свидетельствовать об отклонении в гармонический A-moll, ничего особенного.

Кроме того, в пьесе (песне) могут быть многочисленные мелкие отклонения в другие тональности, которые никто при ключе тоже отражать не будет. Просто какие-то два аккорда в середине пьесы уже могут быть маленьким отклонением.

Таким образом, появление аккорда Gmaj7 (трезвучие G с фа-диезом) в тональности С-dur может свидетельствовать об отклонении в G-dur (тональность с одним диезом при ключе — фа).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: За пределами тональности
« Ответ #2 : Августа 28, 2011, 13:56:10 »
везде пишут тональость за нее нельзя выходить .
Где такое пишут?
Нельзя "случайно" выходить, бездумно.
« Последнее редактирование: Августа 28, 2011, 14:11:31 от eye »

Оффлайн drevich Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
Re: За пределами тональности
« Ответ #3 : Августа 28, 2011, 14:20:55 »
спасибо MrLf нужно учить теорию лада и ладовое построение аккордов . Выходит и импровизация переходит в другую тональность ? А еще вопрос аккорды такого типа Am6 Am7 в тональности Am тоже ладовые выкрутасы ?
Сказать честно играю на гитаре в группе двора ) так вот кто то придумал песню он поет к примеру ноту G а аккор Сдур G под его пение не подходит тоесть он поет доминанту аккорда а как услышать что он поет саму доминанту трезвучия а не тонику ? Вот все эти вопросы мне интересны надеюсь не только мне ответь плз.
« Последнее редактирование: Августа 28, 2011, 14:30:02 от drevich »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: За пределами тональности
« Ответ #4 : Августа 28, 2011, 14:55:49 »
Выходит и импровизация переходит в другую тональность ?
Да.
А еще вопрос аккорды такого типа Am6 Am7 в тональности Am тоже ладовые выкрутасы ?
Am7 — вполне нормальная тоника для джаза, в пределах натурального минора (ведь его септима Соль входит в этот лад). Am6 может означать переход в тональность E-moll, где он может быть субдоминантой, т.к. его секста Фа# — это вторая ступень тональности E-moll. Кроме того, Am6 может означать мутацию в дорийский A-moll, где Фа# — законная шестая ступень. Во многих случаях любой аккорд можно трактовать по-разному, в зависимости от аккордового окружения и от того, какое соло играется на его фоне.
...а как услышать что он поет саму доминанту трезвучия а не тонику ?
Подобрать по слуху "на одной струне" то, что он поёт :).