2 Hermit
"моя высшая цель: импровизировать на любую услышанную впервые мелодию/гармонию"
Очень глубокая и правильная мысль!
Плюс Вам, определённо!
Именно таковой должна быть цель любого музыканта, желающего импровизировать.
2 Борменталь
И вы, безусловно правы! Тоже плюс!
Теперь по теме. Не буду долго рассказывать Вам о разновидностях слуха. В целом, мы с Вами говорим о музыкальном слухе и его развитии. Я не буду касаться абсолютного слуха, поскольку немного людей имеют его.
И Вы все прекрасно понимаете, что это такое.
В основном, то, о чём Вы говорили, - это развитие относительного слуха. То есть способность опеределять высоту звука, рутём сравнения его с другим звуком (высотное положение которого известно), узнавать и воспроизводить музыкальные интервалы. С этого, конечно, надо начинать развивать свой слух. Брать учебник по сольфеджио и идти от простого к более сложному.
Но не забывайте, что есть слух мелодический и гармонический. Мелодический - это уже развитый относительный слух, когда Вы можете легко воспроизвести любую тему, любые интервалы.
А гармонический, на мой взгляд, это ВЕРШИНА, позволяющая легко импровизировать на любую тему. Поскольку слышание и знание гармонии, даст Вам отправные точки в импровизации.
Я, например, обладаю гармоническим слухом. Слушая любое произведение, я слышу, в первую очередь гармонию, представляю её на ф-но. А уж потом слышу мелодию. И это позволяет мне легко импровизировать в любом, даже незнакомом, произведении. И в любой тональности.
А вот мой скрипач, с которым я работаю, у него слух мелодический. Он очень хорошо слышит мелодию, в первую очередь. А вот с гармонией у него проблемы. Это, кстати, касается большинства скрипачей.
В идеале, надо развивать и тот, и другой слух. Но начинать надо всё же с развития относительного слуха. Но никак не забывая при этом гармонию!
Желаю успеха!