Автор Тема: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад  (Прочитано 2271 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Небольшая пьеса: New Year's (ноты, PDF). Во вложении поста — MIDI.

Гармония пьесы, упрощённо (без учёта линии баса и, возможно, некоторых надстроек), в фигурных скобках номера тактов:
с начала (два диеза): #F{1-4}, G{5-9}, Hm{10-12}, G{13-16}, #F{17-21}, G{22-25}, #F{26-29}, G{30-33}, A{34-37}, H7{38-41}
середина (один бемоль): F{42-45}, E{46-49}, bH{50-51}, A{52-53}, Gm{54-57}
концовка (два диеза): G{58-61}, #F{62-65}, G{66}, A{67}, H{68-69}, G{70}, A{71}, H{72}

Начало и концовка в тональности Си-минор, доминантовый лад. Тоника Hm подразумевается, но вместо неё везде сильно напираем на доминанту F#. В самом конце - гармоническое расцвечивание, замена минорной тоники на мажорную, что-то вроде пикардийской терции. В конце первой части - нереализованная доминанта H7, с которой в порядке эллипсиса осуществляется переход к бемольной части.

Бемольную часть - F, E, bH, A, Gm - можно рассматривать как череду отклонений с эллипсисами (нереализованными доминантами): SVI - DV (a-moll) - SVI - DV - SIV (d-moll).

Как ещё можно проанализировать такую гармонию? Например, с позиций "модальности" и т.п.?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #1 : Ноября 09, 2012, 23:58:34 »
Как ещё можно проанализировать такую гармонию? Например, с позиций "модальности" и т.п.?
Я считаю, что анализ делается для лучшего понимания музыки, гармонии и тд., а не для того, чтобы наговорить умных слов с разных позиций.
При такой записи, как у вас, ничего непонятно - не виден гармонический ритм, форма, структура. От этого могут возникать неточности, недопонимание и в анализе.
Важно видеть связь гармонии с метрикой, частоту смен аккордов, метрический вес аккорда  и тд

Я бы записал так:
A
| F#7(+9) | % | % | % | G6 | % | % | % |
| F#7(+9) | % | % | % | G6 | % | % | %... |

B
| Hm| % | % | G6 |
| G  | % | % | F#... |

A'
| F#7(+11)| % | % | % | G6 | % | % | % ...|

A''
|F#7(+9)| % | % | % | G6 | % | % | % |
|  A  |  % | % | %  | H7 | % | % | % |

C
| Fmaj7| % | % | % | E(-9)  | % | % | % |
| Bb|% |A(-9+5)| % | Gm7(6) | % | % | % |

A'''
| G6 | % | % | % |F#7(+9)| % | % | % |

Coda
|[: G | A | H | %: ]| G | A | H |  % |

При вашей записи меня первоначально удивила неквадратность:
G{5-9} - 5 тактов
Hm{10-12} - 3 такта
#F{17-21} - 5 тактов
Но, оказалось, что все квадратно, просто путает некорректная запись (также нельзя прибавлять к форме отдельно вторую вольту отдельно от остального предложения - возникает лишний такт)
При составлении адекватной гармонической схемы можно сразу увидеть интересные особенности. Например, вот интересная "гармоническая синкопа" - смещение гармонического ритма в части B - аккорд G появляется в 4 такте, а потом F# - в 9-м.

Анализ. На мой слух при первичном прослушивании я не воспринимаю первый аккорд как доминанту. Скорее, это навеяно влиянием блюзовых интонаций - где-то ухо автора зацепило их. Метроритмическое положение аккорда, его протяженность, чередование по типу устой-нестой, стилистические особенности, характерный "минорный" вводный тон в "мажорную" терцию, малая септима - все это делает его блюзовой "тоникой".

Поэтому вначале аккорд F# я бы трактовал по восприятию, как блюзовую тонику I7 с расщипленной терцией и далее полутоновый неустой bII (при желании даже можно трактовать, как тритоновую замену доминанты), так же характерный для блюза. Неустой далее разрешается в устой, утверждая тоникой F#. Вдаваться в особенности анализа блюзовой тональности-модальности и мажоро-минора я здесь не буду - это отдельная непростая тема.

|[: F#7(+9) | % | % | % | G6 | % | % | % :]|
   I7  (T)                          bII (D или N)   

Однако в bII можно увидеть и намек на субдоминанту неаполитанской гармонии. Это важный момент, как станет понятно далее.

Часть B - в Си миноре:
| Hm|  G | G  | F# |
(h) i (t)-bVI(s) -V (d)

С этого момента аккорд F# приобретает двойное возможное толкование. С одной стороны это блюзовая тоника, с другой доминанта в миноре. Часть A' - реприза, сопоставляющая эти два значения аккорда F# - значение доминанты и тоники, смена которого происходит в нашем восприятии на стыке частей B и A'.

Часть A'' повторяет тему A, но с намеком на фламенко, создавая стилистический контекст для восприятия аккорда F# как аккорд "фригийского оборота" и включает его в режиме "доминантового лада":

|F#7(+9)| G6 | A    | H7 |
  V          bVI   bVII  I7  (вместо i )

 Последний аккорд формально"фригийского оборота"(растянутого, от того потерявшего свое характерное звучание и выполняющий иную роль) - минорная тоника заменена на малый мажорный аккорд. Значение этого оборота раскроется в коде
Возникает (глубоко скрытая) обратная ассоциация - из фламенко в блюз. К сожалению, эта ассоциация никак не обыгрывается и не подтверждается, а служит лишь переходом к элегическим размышлениям-блужданиям части C.

В целом согласен с предыдущим анализом этого фрагмента

| Fmaj7 | E(-9)  | Bb |A(-9+5)| Gm7(6) |
(a) bVI     V    (d) bVI   V        iv

В целом функциональность здесь размыта, поэтому остановка на Gm создает интересный момент сопоставления Gm и G на стыке частей.
Задним числом можно Gm трактовать, как  bvi - минор на шестой низкой в миноре(известный именной аккорд)) и благодаря этому осуществляется связь со следующей частью.

В части A''' аккорды начальной темы меняются местами и аккорд F# окончательно теряет свою роль блюзовой тоники и начинает работать на тональность h

|  G6  |F#7(+9)|
(h)bVI   V         (s-d)


Кода утверждает тонику Си  характерным ладовым оборотом мажоро-минора (h)bVI-bVII-(H)I

Таким образом, по моему мнению, главной особенностью этой пьесы является гармоническое и стилистическое сопоставление блюзовых влияний и фламенко, эдакий гармонический морфинг. Хотя, видимо, автор выдал это неосознанно - на интуиции. Получилось интересно.
« Последнее редактирование: Ноября 10, 2012, 05:17:39 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #2 : Ноября 10, 2012, 09:56:44 »
Обалдеть, спасибо!! (за неожиданно подробный ответ :))
Цитировать
...некорректная запись (также нельзя прибавлять к форме отдельно вторую вольту отдельно от остального предложения - возникает лишний такт)
Вот этого не понял. Вы про нотную запись? Что значит прибавлять вольту "отдельно"?
Цитировать
F#7(+9)
А зачем так сложно и сверхточно? В смысле, ноту ля-бекар я там воспринимаю как вводный мелодический неаккордовый звук. Разве корректно только из-за этого записывать "+9" в гармонии?
Цитировать
Поэтому вначале аккорд F# я бы трактовал по восприятию, как блюзовую тонику I7 с расщепленной терцией...
Опять-таки, почему "расщепленная терция", если это всего лишь вводный неаккордовый звук?

И отвлечённый вопрос. Если даже это расщеплённая терция, почему её не записывают как add b3 (add -3), ведь было бы понятнее?
« Последнее редактирование: Ноября 10, 2012, 10:29:27 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #3 : Ноября 11, 2012, 00:38:44 »
Вот этого не понял. Вы про нотную запись? Что значит прибавлять вольту "отдельно"?
Нет, я про запись гармонической схемы - например, там в А два раза по 4+4 тактов, а по схеме получается 4+5. Лишний такт - это 2я вольта присоединенная к 1-му предложению. Теперь я понял, что это просто запись номеров тактов, которые проставлены в нотах. Но, если это не запись гармонической схемы, то зачем это вообще? Можно просто ссылаться на эти номера тактов непосредственно отсылая в нотный текст.

Цитировать
А зачем так сложно и сверхточно?

Совсем необязательно. Просто это позволяет учесть при анализе возможный лад. Например, там есть часть (С), где используется аккорд E, где в мелодии фа - если этого не отметить, то E можно трактовать по-разному.

Цитировать
Разве корректно только из-за этого записывать "+9" в гармонии?
Смотря какая цель записи. Наверное, для записи гармонии для аккомпанемента я бы не стал указывать эту ступень. Но в данном случае это как бы "заметка на полях" - памятка, что там мелькает та или иная ступень.
С другой стороны вашего обозначения "F#"  недостаточно - там явно F#7.

Цитировать
В смысле, ноту ля-бекар я там воспринимаю как вводный мелодический неаккордовый звук. Разве корректно только из-за этого записывать "+9" в гармонии? Опять-таки, почему "расщепленная терция", если это всего лишь вводный неаккордовый звук?
Вполне можно расценивать, как вводный тон. Но мы знаем, что это также типичный ход при блюзовой обыгровке. А звучание напоминает именно такой контекст. Вообще, нижний вводный тон в мажорном аккорде по умолчанию больше, чем вводный тон в другие аккордовые звуки, так как мимолетно изменяет наклонение аккорда.
К сожалению, трудно на ютюбе найти оригиналы, но для иллюстрации мысли сойдут и ковера - здесь везде используется этот вводный:

Цитировать
И отвлечённый вопрос. Если даже это расщеплённая терция, почему её не записывают как add b3 (add -3), ведь было бы понятнее?
Не знаю... По мне "что в лоб, что по лбу".
Может потому, что когда пишут аккорды, то эти звуки мыслят все-таки, как надстройку, а не расщепленную третью в (поли-)ладу. В обозначениях аккордов определенную роль играет тупо традиция. К тому же не удивлюсь, если многие западные теоретики не слышали о расщепленной терции и их рассуждения отталкиваются от "многоэтажных" аккордов в джазе.
« Последнее редактирование: Ноября 11, 2012, 03:49:28 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #4 : Ноября 11, 2012, 19:51:37 »
Вообще, нижний вводный тон в мажорном аккорде по умолчанию больше, чем вводный тон в другие аккордовые звуки, так как мимолетно изменяет наклонение аккорда.
Красивая мысль :).
Цитировать
С другой стороны вашего обозначения "F#"  недостаточно - там явно F#7.
Вполне вероятно. Но там (во всех частях "А") почти во всех аккордах присутствует нота "ми" (формально малая септима для этого F#). Эту Ми можно назвать остинато? Аналогичная вещь происходит и в "элегической" части - там таких постоянных нот целых две (фа и ми).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #5 : Ноября 12, 2012, 02:25:39 »
Красивая мысль
не столько "мысль", сколько слуховое ощущение.

Но там (во всех частях "А") почти во всех аккордах присутствует нота "ми" (формально малая септима для этого F#). Эту Ми можно назвать остинато?
А что изменится, если ее назвать остинато?
« Последнее редактирование: Ноября 12, 2012, 07:02:03 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #6 : Ноября 12, 2012, 09:52:52 »
А что изменится, если ее назвать остинато?
Тогда, в частности, малая септима для F# немного "теряет своё значение", и вся гармония выглядит как бы проще: череда довольно простых аккордов на фоне этой Ми. И в "минорной" части - та же ситуация. Не так? Собственно, характерное звучание этой пьесы во многом определяется этой зависшей Ми.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #7 : Ноября 12, 2012, 14:33:17 »
Я понял мысль. Но разве остинатные ноты не связаны с ладом, тональностью или разве они сами по себе вне лада существуют?
Прежде чем мы поймем, что это остинато (лично я в мидюхе не воспринимаю слухом эти звуки как остинато, возможно, в реальном исполнении открытые струны как-то выделятся и образуют самостоятельную линию) мы услышим краску аккорда содержащего низкую седьмую.
Хотя если бы остинато располагалась в басу, я бы записал так, как вы говорите без септимы - F#/E - G/E ..., а в нашем случае эта нота, имхо, влияет все-таки на состав и восприятие аккорда.
В любом случае, если мы исключаем этот звук из состава аккорда, то желательно в схеме его отразить как-то иначе, так как остинато влияет на формообразование. Например, F#\e - G\e  или словами дописать - Ми - остинато)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #8 : Ноября 12, 2012, 17:10:32 »
лично я в мидюхе не воспринимаю слухом эти звуки как остинато, возможно, в реальном исполнении открытые струны как-то выделятся и образуют самостоятельную линию
Вот реальный оригинал (он короче, чем те ноты, которые мы обсуждаем, но суть та же самая, разумеется):

I.Bragina - New Year's (guitar)

Сейчас переслушал ещё раз, да, наверное "остинато" — это слишком сильно сказано, нет там остинато, просто общие звуки в аккордах.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Исполнение, точно по тем нотам, которые обсуждались.

New Year's (I.Bragina, arr. by M.Ludenhoff)

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #10 : Июня 16, 2013, 18:14:39 »
Видать Брагина в своё время ,слишком много слушала Метини))))

Оффлайн Irisha

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 216
    • Мои песни и музыка
Re: Анализ небольшой пьесы, доминантовый лад
« Ответ #11 : Июня 25, 2013, 09:36:27 »
Не слушала Metheny, но теперь буду, прикольно играет. Но ничего общего. разве что спокойное такое, размеренное, душевное звукоизвлечение :)
« Последнее редактирование: Июня 25, 2013, 09:38:14 от Irisha »