Всем привет!
Хотел бы поделиться своим анализом того как Miles Davis подошел к вопросу изложения темы "Blue in Green" .
Хочу сразу предупредить - это мое субъективное видение внутренних процессов, происходящих внутри изложения темы "Blue in Green" и наверно многое, на что я обратил внимание, Miles Davis играл чисто интуитивно.
анализ "соло" blue in green
Первый и второй квадрат является свободной трактовкой темы, свободной ровно на столько что, если не знать или не видеть оригинального текста темы, это похоже на соло, по этому в начале слово СОЛО взято в кавычки.
Тема в интерпретации Miles Davis становится уже не просто темой ,а свободной импровизацией, скорее это квинтэссенция темы в природно-космическом состоянии и момент ее реализации в естественной среде импровизации.
Первый квадрат , если мыслить максимально масштабно - состоит из 2 фраз структурой вопрос - ответ (в дальнейшем сокращенно будет именоваться как [ В-О] ). Начальная фраза с 1 по 4 такт построена на функциональном противоречии, так как в соответствии с функциональной логикой фразы строятся относительно данной гармонии ( в большинстве случаев), но в данной ситуации первый мотив реализованный в 1-2 такте разрешается и остается +9 ступени доминанты A7, а следующий мотив 3-4 такты
начинается с тоники,которая функционально завершает предыдущее построение, в чем и заключается противоречие, то что должно быть заключительным звеном, по факту является начальным ядром нового мотива,который завершает общее построение фразы опережением гармонического разрешения,используя не плавное ведение голоса низ от 3 к 9 на минорную терцию вниз, а реализуя разрешение скачком на мажорную сексту к 9 ступени Cm, что соответствует 3 ступени последующего тонального центра Bb maj, так как музыка реализует себя не только на бумаге , но и во времени - такое ранее разрешение имеет весьма сильный акустический и художественный эффект.
Вторая фраза с 5-9 такт построена на принципе [В-О], первый мотив на гармонию Bbmaj и A7alt построен на связывание этих аккордов через ломаное гамма образное восходящее движение с сопоставлением гармонического Dm на Bbmaj и натурального Dm на A7 , конец мотива заканчивается на b3 степени , что энгармонически соответствует +9 по вертикали A7. Следующий мотив построен на смене ладового ядра и отклонением в тональность минорной доминанты, на что указывает полный функциональный оборот
S(Dm) -D(E7)-t(Am) в гармонии и альтерация 6 ступени (си бекар) в аккордах E7 и Am, само строение мотива имеет в первой части нисходящее движение с восходящем разрешением в общую ступень (7 по Dm и +5 по E7),с последующим разрешением в тонику (Am)через общую ноту астинато си ( 5 ступень в E7 и 9 в Am ).
Второй квадрат имеет более сложную структуру строения ,один из вариантов это 4 коротких фразы по 2 такта с 10-11, 12-13, 13-14,15-17, плюс одна большая на 4 с 17-21 такты.
2е проведение начинается с гармонического опережения на такт до формального наступления нового построения, мелодически реализовано через близость вертикалей производных пентатоник D7 (обыгрывается производной пентатоникой 5 ступени Am) и Gm (обыгрывается производной пентатоникой Dm) , далее следует низходящее движение от A7 к Dm в 12-13 тактах,интересен выбор ступеней, весьма остро звучащие +9-9 на A7 плавно разрешившиеся в 5 ступень Dm - структура первых 2х фраз является контрастной , первая ( 10-11 такты) фраза имеет восходящее начало и нисходящее разрешение, вторая фраза наоборот имеет нисходящее начало ,подъем в середине и разрешение на звуке остинато.
В структуре фраз 13-14 и 15-17 прослеживается принцип не строгой инверсии 1я вниз вверх вниз,вторая вверх вниз, контрастен так же выбор ступеней в1й фразе мягко звучащие 3-11-9, во второй фразе первая половина весьма острые +11,+9 и нисходящее разрешение в 11 через 1ю. Заключительное мелодическое построение из 4 тактов делится на 2 части , а именно 1я это отклонение в тональность Am и 2е это возврат в основное гармоническое движение к тональности S (Gm) с которого начинается новый период. Мелодически отклонение в Am выполнено скачкообразным движением 1я часть состоит из маленького мотива 3-2-3 , скачка и его неточной,расширенной инверсии 2-3-1-2= +5 в середине остановка на общем звуке 2 = +5 , нисходящем арпеджио аккорда E с +5 вместо септимы и разрешение скачком вверх на чистую квинту в гармонически общую ступень 5=9, заканчивает фразу мотив возвращающий нас к основному лавовому ядру через оборот (V - I) по отношению к аккорду Gm который является началом нового построения, сам мотив начинается из за такта, построен из мягко звучащих ступеней кроме (+9)5 - 9 - 11 - 9 - +9 - 3, имеет восходящее начало реализованное скачком и нисходящее разрешение через сопоставление 9-11 - 9 - +9 c разрешением в терцовый тон Gm.
Если обратить на ритмическую организацию мелодии, то заметно, что все фразы начинаются на слабое время в конце или середине такта, так же интересно сочетания триольного и дуольного времени внутри мотивов.
с уважением, Денис Кудряшов