Как и какие вещи разбирать чтобы усвоить эти вещи на таком уровне, чтобы это можно было применить в своей игре?
Думаю, что тут нет истинно верного ответа, но я напишу то, что я делаю на своём уровне.
Во-первых, нужно определить тональность. Затем определяем гармонию и ступени аккордов, создавая общую схему аккордов. В несложной музыке это обычно 4 аккорда на куплет, 4 на припев, ещё 4 каких-нибудь и всё это повторяется много раз. В сложной бывают модуляции (переход в другую тональность), которые тоже надо уловить. Когда все аккорды определены и ступени их тоже, пытаемся определить их функции по TSD системе, что не всегда возможно с истинной точностью, но даёт определённые выводы хотя бы с точки зрения общих тяготений, устоев и неустоев. Очень часто гармоническая структура многих песен одинаковая, есть достаточно много стабильных аккордовых ходов, которые используются в популярной (а популярная это эти ваши дженты тоже) музыке.
После того, как разбор гармонии готов, смотрим на мелодию. Самое первое, что нужно понять - в каком ладу она сыграна. Когда лад становится понятен, смотрим, есть ли какие-то "левые" ноты, в лад не входящие. Тут нужно понять, откуда они взялись. Можно воспользоваться несколькими подходами:
1. "Ступени народных ладов, которые дают соответствующую эмоциональную окраску" - сопоставляем "левые" ноты с одной из ступеней из народных ладов - фригийский, дорийский и т.д. Зачастую этим можно объяснить появление этих самых нот - иногда исполнитель хочет внести мрачность в свой минор, тогда он добавляет фригийскую b2 (но при этом следующий кусок песни может быть в обычном миноре), либо омажорить минор, тогда это дорийская #6. Подобные отклонения, кстати, встречаются и в гармонии, например мажорная субдоминанта в миноре содержит в себе дорийскую 6-ую и может говорить как о дорийском ладе, так и об обычном миноре с отклонением в дорийский. А некоторые могут толковать мажорную субдоминанту в миноре просто как мажорную субдоминанту, не соотнося с дорийским - тут уж как кому хочется.
2. Метод тяготений и альтераций. Ступени могут быть повышены/понижены для усиления тяготений в близлежащую. Это хорошо видно на гармоническом миноре с его 7#, но иногда то же самое могут и с другими ступениями проделывать. Это ещё один подход в поиске причины "левых нот". "Автор захотел усилить тяготение к D, поэтому он вместо C взял C#".
3. Метод экзотических или специфических ладов. Например, использование тритона в блюзе является частью своебразной блюзовой пентатоники или блюзовой гаммы, которая также может включать дорийскую 6-ую. Можно объяснять появление левых нот вот этими самыми специфическими для жанра гаммами.
4. Есть более глубокие теории, например о супердиатонике, которые по-своему объясяют появление некоторых альтерированных ступеней в музыке, которые не объясняются ничем другим. Но я об этом понял лишь в общих чертах, там сложно. Читай об этом где-то тут в куче статей:
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/19/1.htmlНу вот когда гармония понятна, гамма мелодии понятна, все левые ноты объяснены - можно считать, что ты понял всю логику автора. Когда логика автора понятна, просто запоминай, какие эмоции вызывает мелодия с такой логикой (грусть, трагичность, лиричность, радость, каждый по своему трактует...), и как только ты захочешь придать своей музыке этот настрой - используй эти ходы.
мы все еще в ля миноре но в басу играет С, а соло продолжается и в мелодии появляется нота А. Какая ступень/функция теперь у ноты А?
Вот это очень сложно, тут можно кучу трактовок делать, начиная от C секстаккорда, интервала большой сексты, и заканчивая "ну вот они обыграли минор минорной гаммой, не обыгрывать же каждый аккорд только звуками аккорда". Очень хороший способ тут - почувствовать, какое именно настроение даёт такое сочетание нот в данном моменте и объяснить это именно этим. Т.е., если я беру интервал C-A в данном контексте, он создаёт у меня такую-то эмоцию. Я хочу, чтобы эта эмоция была в моей музыке? Тогда я возьму этот интервал в подобном контексте в своём произведении.