Автор Тема: Анализ теории при сьеме трека  (Прочитано 1169 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vlad-gitara Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 395
Анализ теории при сьеме трека
« : Августа 07, 2017, 21:16:32 »
Борюсь с изучением муз теории и применением ее на практике (не первый год).

Во время сьема любимых треков хочу начать анализировать то, что происходит в теоретическом плане и особенно как работает гармония.
Часто когда беру в руки гитару и хочу что-то напридумывать на лету, ничего не приходит в голову потому, что не знаю как звучат интересные прогрессии.

На какие аспекты стоит обращать внимание?
Есть ли у вас свое пошаговое руководство типа:
1) Определить ритм
2) Определить ключ.
3) Расписать акорды по ступеням и т.д.

Хочется разбирать свои любимые треки на атомы, чтобы можно было применить эти вещи осознанно.
Помогите :)

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #1 : Августа 07, 2017, 21:37:47 »
Что бы куда-то войти всегда нужен "ключ"!
Потом нужно определить "размер" того, куда Вы вошли!
И только потом можно "шарить" по углам!  ;D

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #2 : Августа 07, 2017, 21:52:14 »
2) Определить ключ.
Имеется в виду Key signature? :)
Ну да, мне кажется, с этого вообще удобнее всего начинать съём: "натыкать" на грифе знаки при ключе, после этого сразу многое угадывается.

3) Расписать акорды по ступеням и т.д.
Имхо, даже не по ступеням, а просто в буквенно-цифровой записи (Am/Dm). Это уже позволит начать классифицировать фишки.

Оффлайн vlad-gitara Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 395
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #3 : Августа 08, 2017, 00:03:09 »
Да ключ = тонация в моем понимании.

Идем дальше.
1. Стоит ли поочередно анализировать мелодические и гармонические интервалы?
2. Нужно ли обращать внимание на ступени в мелодии?

И на какие ступени? Имею ввиду ситуацию: играем в Ля миноре (Ам). Получаем по ступеням(A1,B2,C3,D4,E5,F6,G7).
И вдруг: хатыщ! - мы все еще в ля миноре но в басу играет С, а соло продолжается и в мелодии появляется нота А. Какая ступень/функция теперь у ноты А? Ведь теперь можно представить ступени от аккорда С или лучше сказать Ionian лада - получается (С1,D2, E3, F4, G5, A6, B7). И каждая нота уже имеет другую функцию. Правильно ли я рассуждаю? Стоит ли заморачиватся распознаванием ступеней? И нужно ли вообще уметь различать ступени лада?



Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #4 : Августа 08, 2017, 00:24:04 »
Вообще, музыка может иметь кучку всяких отклонений и ладовых мутаций, т.е. тональности и лады могут меняться на ходу. Это значит, что попытка записать всё с номерами ступеней обяжет верно проанализировать все эти мутации / модуляции перед такой записью. В отличие от этого, буквенно-цифровая запись аккордов к этому не обяжет. При этом, анализ мутаций / модуляций может оказаться ещё и объективно спорным, т.е. бывает так, что просто тоника настолько "слабая", что можно спорить до хрипоты, где же она, и это объективная проблема, а не проблема "знаю / не знаю" или "отличник / двоечник".

А так-то, уметь различать именно ступени лада надо, это типа базовый навык...

Оффлайн vlad-gitara Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 395
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #5 : Августа 08, 2017, 11:35:39 »
Все это так, но еще раз поясню свой мотив: уметь применить разные чужые идеи в своей игре.
Что нужно уметь чтобы усвоить эти идеи?
Отбрасываем аспект записи. Допустим я просто разбираю интересные куски и не записываю их на бумагу.

Тут вижу 2 случая:
1) Понравилась гармония.
2) Понравилась мелодия.

Как и какие вещи разбирать чтобы усвоить эти вещи на таком уровне, чтобы это можно было применить в своей игре?

... и добавил:

Если я сразу не применяю, то в одно влетает в другое вылетает.
« Последнее редактирование: Августа 08, 2017, 11:38:24 от vlad-gitara »

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #6 : Августа 08, 2017, 13:27:49 »
Цитировать
Как и какие вещи разбирать чтобы усвоить эти вещи на таком уровне, чтобы это можно было применить в своей игре?
Думаю, что тут нет истинно верного ответа, но я напишу то, что я делаю на своём уровне.

Во-первых, нужно определить тональность. Затем определяем гармонию и ступени аккордов, создавая общую схему аккордов. В несложной музыке это обычно 4 аккорда на куплет, 4 на припев, ещё 4 каких-нибудь и всё это повторяется много раз. В сложной бывают модуляции (переход в другую тональность), которые тоже надо уловить. Когда все аккорды определены и ступени их тоже, пытаемся определить их функции по TSD системе, что не всегда возможно с истинной точностью, но даёт определённые выводы хотя бы с точки зрения общих тяготений, устоев и неустоев. Очень часто гармоническая структура многих песен одинаковая, есть достаточно много стабильных аккордовых ходов, которые используются в популярной (а популярная это эти ваши дженты тоже) музыке.

После того, как разбор гармонии готов, смотрим на мелодию. Самое первое, что нужно понять - в каком ладу она сыграна. Когда лад становится понятен, смотрим, есть ли какие-то "левые" ноты, в лад не входящие. Тут нужно понять, откуда они взялись. Можно воспользоваться несколькими подходами:
1. "Ступени народных ладов, которые дают соответствующую эмоциональную окраску" - сопоставляем "левые" ноты с одной из ступеней из народных ладов - фригийский, дорийский и т.д. Зачастую этим можно объяснить появление этих самых нот - иногда исполнитель хочет внести мрачность в свой минор, тогда он добавляет фригийскую b2 (но при этом следующий кусок песни может быть в обычном миноре), либо омажорить минор, тогда это дорийская #6. Подобные отклонения, кстати, встречаются и в гармонии, например мажорная субдоминанта в миноре содержит в себе дорийскую 6-ую и может говорить как о дорийском ладе, так и об обычном миноре с отклонением в дорийский. А некоторые могут толковать мажорную субдоминанту в миноре просто как мажорную субдоминанту, не соотнося с дорийским - тут уж как кому хочется.
2. Метод тяготений и альтераций. Ступени могут быть повышены/понижены для усиления тяготений в близлежащую. Это хорошо видно на гармоническом миноре с его 7#, но иногда то же самое могут и с другими ступениями проделывать. Это ещё один подход в поиске причины "левых нот". "Автор захотел усилить тяготение к D, поэтому он вместо C взял C#".
3. Метод экзотических или специфических ладов. Например, использование тритона в блюзе является частью своебразной блюзовой пентатоники или блюзовой гаммы, которая также может включать дорийскую 6-ую. Можно объяснять появление левых нот вот этими самыми специфическими для жанра гаммами.
4. Есть более глубокие теории, например о супердиатонике, которые по-своему объясяют появление некоторых альтерированных ступеней в музыке, которые не объясняются ничем другим. Но я об этом понял лишь в общих чертах, там сложно. Читай об этом где-то тут в куче статей: http://www.px-pict.com/7/3/2/4/19/1.html

Ну вот когда гармония понятна, гамма мелодии понятна, все левые ноты объяснены - можно считать, что ты понял всю логику автора. Когда логика автора понятна, просто запоминай, какие эмоции вызывает мелодия с такой логикой (грусть, трагичность, лиричность, радость, каждый по своему трактует...), и как только ты захочешь придать своей музыке этот настрой - используй эти ходы.

Цитировать
мы все еще в ля миноре но в басу играет С, а соло продолжается и в мелодии появляется нота А. Какая ступень/функция теперь у ноты А?
Вот это очень сложно, тут можно кучу трактовок делать, начиная от C секстаккорда, интервала большой сексты, и заканчивая "ну вот они обыграли минор минорной гаммой, не обыгрывать же каждый аккорд только звуками аккорда". Очень хороший способ тут - почувствовать, какое именно настроение даёт такое сочетание нот в данном моменте и объяснить это именно этим. Т.е., если я беру интервал C-A в данном контексте, он создаёт у меня такую-то эмоцию. Я хочу, чтобы эта эмоция была в моей музыке? Тогда я возьму этот интервал в подобном контексте в своём произведении.
« Последнее редактирование: Августа 08, 2017, 13:36:36 от ElCaballero »

Оффлайн vlad-gitara Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 395
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #7 : Августа 09, 2017, 01:04:59 »
Спасибо за ответ!
Появились вопросы:
Что значит определить функции аккорда по TSD?
Как стоит правильно определять лад мелодии? По окраске в связке с нотой в басу?

Нащет ступеней:
В книге Millera Martina по визуализации грифа он предлагает выучить ступени для каждой из 5 CAGED позиций мажорной гаммы. Есть ли у кого идея что дает такое знание? Ведь меняется аккорд и каждая ступень уже имеет новую функцию.

... и добавил:

Вспомнил визуализацию, по скольку она должна ускорить скорость анализа в разы.

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Анализ теории при сьеме трека
« Ответ #8 : Августа 09, 2017, 13:35:49 »
Цитировать
Что значит определить функции аккорда по TSD?
Тоника, субдоминанта, доминанта.

Цитировать
Как стоит правильно определять лад мелодии? По окраске в связке с нотой в басу?
По знакам используемых нот и тонике. Находишь тонику, затем смотришь знаки и пытаешься понять, что это за тональность и лад.

Цитировать
В книге Millera Martina по визуализации грифа он предлагает выучить ступени для каждой из 5 CAGED позиций мажорной гаммы. Есть ли у кого идея что дает такое знание? Ведь меняется аккорд и каждая ступень уже имеет новую функцию.
Система CAGED не имеет ничего общего с теорией в данном контексте, это сугубо техника, а конкретно ориентировка на грифе. Общася суть системы - ты можешь найти аккорд в любой позиции на грифе. Правда G жутко неудобен. Это может помочь в анализе песни если ты натыкаешь мелодию на грифе, понял, что это за гамма, но никак не доходит, почему она сыграна именно по такой аппликатуре или "вот если бы я импровизировал по аппликатуре мажора, как бы я вышел на такую мелодию". Вот просто берёшь, любую мелодию подгоняешь в эти аппликатуры, и в мозгу как бы схема выстраивается.

Ты же вот когда импровизируешь, ты гоняешь по заранее готовым аппликатурам гамм. А вот когда ты берёшь чужую мелодию, зачастую неясно, в пределах какой аппликатуры она вообще. Вот подгонка её в CAGED, или она же "5 позиций гаммы по всему грифу" поможет понять логику.

Правда, вообще есть система "5 позиций гаммы по всему грифу", это 5 аппликатур мажорной/минорной гаммы, и есть ситсема CAGED - это 5 аккордов по всему грифу, т.е. один аккорд в 5 разных позициях. Для меня CAGED - это именно про аккорды. Но все по разному рассматривают.

Ступени в аппликатурах гамм очень хорошо учатся при импровизации. Особенно тоника. Когда ты свою импровизацию с тоники начинаешь из заканчиваешь (а это чаще всего), то у тебя само по себе запоминается расположение тоники во всех аппликатурах данной гаммы. Потом и другие ступени запоминаются, поскольку каждая ступень звучит особенно.
« Последнее редактирование: Августа 09, 2017, 13:43:41 от ElCaballero »