Аранжировка – это самый активный, в творческом отношении, процесс переработки и переосмысления исходного авторского музыкального материала. Преобразованию могут подвергаться темп произведения, фактура, отчасти гармония, стиль и даже, иногда, частично мелодия. Но непременное требование к аранжировке произведения – это обязательная его узнаваемость.
Если изменяется часть мелодии, то происходить это может только НЕ в ключевых музыкальных фразах и мотивах. Если вносится разнообразие в гармонию и производится ее обогащение, то базовая функциональность гармонии должна оставаться неизменной.
Аранжировка предполагает глубокое проникновение в художественный замысел произведения и вместе с тем очень активную переработку авторского материала. Можно заново переосмыслить произведение и внести в него свои индивидуальные музыкальные предпочтения, переориентировать стилевую принадлежность, сделать совершенно другую фактуру и т.д. И здесь работа профессионального аранжировщика, в какой-то степени уподобляется труду композитора.
Аранжировщик обязан знать гармонию, инструментовку и хотя бы основы формообразования. И это далеко не весь перечень необходимых знаний. Он должен уметь предслышать и находить нужные по характеру тембры и их сочетания, их звучание в общем ансамбле. Все время быть в поиске новых звуковых средств, интересных мелодических и гармонических оборотов, фактурных решений и их элементов.
Всё вышесказанное относится к музыке как таковой. Появление и стремительное развитие компьютера и музыкального софта значительно усложнило и расширило работу аранжировщика. В настоящее время необходимо знание соответствуюших программ, умение работать с секвенсорами, синтезаторами/семплерами и звуковыми редакторами. Знать основы обработки звука и акустики, уметь делать сведение. То есть, к владению творческими навыками добавляется еще масса технических и технологических знаний и умений. Об этом пойдет речь несколько позже.
Здесь несколько примеров-демо моих аранжей:
http://yadi.sk/d/TV1tileJCqjaT