1. Можете порекомендовать, где почитать хороший подробный анализ джазовых стандартов?
Затрудняюсь - я сам в свое время учился у живых людей - у Бриля, Чугунова, Есакова.
Кстати, если не читали, то начните с Чугунова "Гармония в джазе". Ну, и Манилов-Молотков "Техника джазового аккомпанемента" (правда не знаю, как насчет учебника по гармонии, но какой-то анализ там есть. Книги Есакова редкие и в общем-то не изданные толком.
2. Я учитываю в анализе только нормальные диатоники. Как вы считаете, стоит ли начать определять не только нормально-диатонические тональности, но и гармонические? Какие-то еще кроме гармонических?
Эх, это отдельная тема. Ведь по существу ваша программа не справится с ладовыми трезвучными гармониями с их переменностью... так как это связано со слышанием "тяготений", а это в свою очередь ожидания нашей психики, основанное на опыте.
С традиционным джазом проще - там, практически m7 - субдоминанта, либо минорная тоника, х7 - доминанта, maj7 - тоника, квинтовые соотношения, отклонения, три функции, ну и пара десятков гармонических шаблонов.
Возвращаясь к вашему вопросу - в основном гармонические мажор и минор, которые по сути мажор в миноре и минор в мажоре, поэтому их можно упростить до мажоров и миноров. Ка мы это уже обсудили.
Конечно, если замахиваться на прогу, которая анализирует гармонии современного джаза и фьюжн, там надо знать и другие ладовые структуры.
3. В основном мой анализ базируется на соединении нот соседних аккордов в общее множество и поиске нормальной диатоники, имеющей наибольшее совпадение с этим множеством. С использованием этого подхода невозможно сделать выводы, которые делаете вы. Я думаю о создании второй части алгоритма, которая будет находить распространенные последовательности аккордов, выделять их визуально и учитывать в определении тональностей. Пока я вижу следующие последовательности:
Да, нужно как-то заложить распознание шаблонов
ii-V-I
I-vi-ii-V
I-II7-ii-V
I-I7-IV-iv
IV-iv-I/V
IV-#IV
iii-biiio-ii
И так далее - смотреть у Чугунова.
4. Неприятно, что простой аккорд D может обозначать Dmaj7. Я думаю о создании специальной галочки "Treat major chords as maj7". И автоматически выставлять ее при анализе Ralph Patt. Как вы считаете?
Есть две основны - трезвучная (то, что в роке, фолке и классике) и 4х звучная (джаз). При трезвучной основе вполне могут использоваться и 7-аккорды, и трезвучия с добавленными тонами, и прочее, но основа - консонансная.
При 4-х звучной основе используются в основном 7-аккорды или аккорды с секстой, а так же полиаккорды и тд. Но основа - 7аккордовая, диссонансная.
Поэтому можно сделать выбор - трезвучия vs септаккорды. Или кнопку "Джаз" ))
там тогда неважно везде major=maj=maj7. Если в схеме есть два этих 7 аккорда - N7 и Nm7, то можно однозначно считать аккорд без индекса, как maj7 или N6.
Сложнее, если у нас модальная гармония |E |E |D|A|
По вашей логике это Ля мажор, так как вы, кажется, не учитываете временные факторы (гармонический ритм). А между тем это оборот в Ми миксолидийском.
5. Что касается отображения двух тональностей: у меня и так отображается над таблицей всегда главная тональность, а в таблице выводятся локальные тональности (в графе Key). Или вы предлагаете сделать три уровня? Что касается определения ступеней - возникает путаница, по какой тональности определять ступень - по главной или локальной?
Я писал именно о двух уровнях ступеней. У вас сейчас ступени только по локальной тональности выписываются.
Возьмем простейший стандарт
|Cmaj7 | A7 | Dm7 |G7 |
C одной стороны, нечего тут городить: I - VI7 - ii - V7
C другой стороны A7 указывает на мимолетное отклонение в Dm :
I - (d)V - [i=(C)ii ] - V7
Это элементарный пример, бывает сложнее, когда полезно видеть ступеневую схему относительно главной тональности и относительно локальных тоник.
Поэтому мне кажется должно быть так
|Cmaj7| A7 | Dm7 |G7 |
|I | VI7 | ii | V7|
C-------------------------
|I | V | ii | V7|
C | d | C |C |
Можно повесить на чекбокс отображение ступеней насквозь по главной тональности.
6. Что касается гармонического мажора, например в последовательности Dm7b5 G7 C. Здесь одна нота не похожа на мажор (Ab) и одна нота не похожа на минор (E). В результате можно выбрать и минорную, и мажорную тональность, но нота E более характерна и к тому же последний аккорд четкий мажор, поэтому я бы выбрал тональность C, а не Cm. Я не прав? Может быть первый аккорд просто является отклонением с "усилением тяготения" к мажору (тоесть расщеплением 5)?
А где будет использоваться эта непохожая на минор нота Ми? Она характерна только для мажорной тоники. В этом и фишка, что перед разрешением ii-V настраивает на минор. В ладах, которые будут использоваться на Dm7b5 и G7 скорее всего будет использоваться Eb - на Dm7b5 будет играться (скорее всего) D локрийский или (Fm дорийский), а на G7 какой-нибудь доминантовый лад от G c b6 (G7+5, G7b13)