Автор Тема: что мне стоит делать для развития акуст. импровизации  (Прочитано 3343 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
У меня есть вопрос. Не только автору, а всем кто сможет грамотно на него ответить. Речь идет об акустической импровизации, как раз то, что демонстрирует автор. Допустим, я выучил гамму Am - C в форме боксов от каждой ступени (т.е. 7 боксов). Могу играть их достаточно быстро с переходами из бокса в бокс, в любом направлении. Могу не хитро импровизировать в рамках этой тональности. Начал своё знакомство с импровизацией с видеошколы Сергея Болотникова. Сейчас, когда все боксы уже хорошо запомнились на мышечном уровне, стараюсь в своей импровизации применять приемы, описанные в этой видеошколе - секунды, триоли и квартоли. Я хочу научиться импровизировать ПОКА только в этой тональности, но достаточно разнообразно, что бы при переходе к другим тональностям иметь какой-то качественный багаж. Собственно вопрос: что именно мне стоит делать для развития в данном направлении (подчеркиваю, только данной тональности)? Хотелось бы каких-то конкретных заданий-упражнений типа "вот вам готовая фраза, применяйте её в разных позициях по ходу импровизации". В общем, хочется какого-то алгоритма, состоящего из конкретных шагов. Самое главное, что бы я мог четко понимать, что делать для прохождения очередного шага, и мог понять, если я этот очередной уровень алгоритма уже достиг. Не знаю на сколько понятно объяснил ситуацию, надеюсь что достаточно понятно. Заранее спасибо за ответы.

П.С. К преподу не отправлять. Играю достаточно давно уже. В техническом плане проблем нет. Играю на нейлоне, поэтому тему бендов не поднимать.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 14:32:03 от Shifted »

Оффлайн uragit

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 201
  • Музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки!
Shifted, если Вы уже ориентируетесь в боксах, не важно сколько их 7 или 5, может переходить из одного в другой, советую Вам придумать красивые фразы, и поиграть их в каждом боксе, стараться не заучивать с помощью мышечной памяти, а как бы подбирать на ходу. Вы даже можете поделать такие упражнения, взять не сложную мелодию, выучить ее в 1 боксе, а во всех остальных моделях играть на слух, такие упражнение очень хорошо синхронизируют пальцы с внутренним слухом.
В следующем уроке, я хочу поговорить о мотивах, фразах, о предслышании и о многом другом.

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
Вы даже можете поделать такие упражнения, взять не сложную мелодию, выучить ее в 1 боксе, а во всех остальных моделях играть на слух

Хотелось бы на примере уточнить. Допустим "красивая мелодия" в оригинале выглядит как "си-до-ре-си" и играется на 1ой струне от 7го лада (окончание первого бокса). Вы предлагаете играть ту же мелодию на других струнах (т.е. в других боксах) ?
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 15:06:22 от Shifted »

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
Shifted, Проводи аналогию с речью. Развивай и все время пополняй свой словарный запас (фирменные фразы мастеров, лики). Анализируя их учись строить свои слова,фразы, предложения...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Таким образом вырабатывается синхронизация слуха и пальцев, ты должен научится петь, а голосовыми связками будут у тебя пальцы.
Почему "не думая о нотах"? Кстати, я как-то задал вопрос, почему по мнению топикастера "без знания нот, нет смысла импровизировать" - ответа не получил.
Теперь он же рекомендует о нотах не думать при игре мелодий.
Я всегда считал наоборот - если играешь конкретную известную заранее мелодию, то лучше знать ее ноты. Это позволяет играть ее уверенно и безошибочно в любом месте грифа, при чем сразу.
Импровизация в виду некоторой "необязательности"  не требует знания нот, хотя они, наверное, не помешают.
Чтобы пальцы стали голосовыми связками, надо сначала, чтобы слух и голосовые связки работали как надо. Этим занимается предмет сольфеджио.
Считается, что синхронизация слуха и пальцев происходит через а)пение, слышание ступеней б) пение нотами, то есть сольфеджировние.
Если знаешь ноты мелодии и можешь ее спеть, то о пальцах, аппликатурах, боксах можешь не думать (разумеется надо хорошо видеть ноты на грифе).

У меня есть вопрос. Не только автору, а всем кто сможет грамотно на него ответить.
Собственно вопрос: что именно мне стоит делать для развития в данном направлении?
1. Сольфеджио, а конкретнее - курс Бережанского,  он как раз в до мажоре.
2. Забыть боксы и импровировать по одной струне, используя скольжения, въезды, форшлаги и тд,  с одновременным пением. Стараться подражать фразировке духовых инструментов, "напевать" на гитаре, повторять ноты. Сначала играть мелодии, основываясь только на опорных звуках, а когда они "проедят мозг", начнут самопроизвольно звучать в голове и безошибочно находиться пальцами, добавить игру проходящих, вводных, вспомогательных звуков. Хорошо играть по несложной гармонии, например, по блюзу или сельской TDST.

И так отдельно по каждой струне. Пат Метини рекомендует  играть так вообще одним пальцем.
Затем расширить систему до двух струн и тд., но не спешить с этим - максимально долго играть по одной струне.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 18:19:26 от eye »

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
1. Сольфеджио, а конкретнее - курс Бережанского,  он как раз в до мажоре.

Скачал. Вопрос - я не могу спеть ДО второй октавы, просто диапазон голоса не позволяет. Что делать? И это только первое задание. И как-то меня не очень прельщает перспектива пения без гитары.... да и пения вообще. Может я и не прав, просто мне очень трудно петь чисто.

2. Забыть боксы и импровировать по одной струне, используя скольжения, въезды, форшлаги и тд,  с одновременным пением. Стараться подражать фразировке духовых инструментов, "напевать" на гитаре, повторять ноты. Сначала играть мелодии, основываясь только на опорных звуках, а когда они "проедят мозг", начнут самопроизвольно звучать в голове и безошибочно находиться пальцами, добавить игру проходящих, вводных, вспомогательных звуков.
Прям вообще забыть боксы раз и навсегда, типа не понадобятся больше? )))) Почему именно по одной струне? В чем тайный смысл? Это ведь по сути переход из бокса в бокс по струне - я это умею. Но если я буду по одной струне только играть, то это ведь значительно сократит возможность разнообразить фразы? Или я что-то не так понял? Про "напевать на гитаре".. можно пример? Про "мелодию по опорным нотам"... а что есть опорные ноты? Можно пример? Суть моего вопроса заключалась в поиске конкретных заданий, которые я бы мог выполнять и развиваться таким образом. Возможно, если вы приведете один конкретный пример, я смогу далее самостоятельно формировать для себя задания по образцу.

Хорошо играть по несложной гармонии, например, по блюзу или сельской TDST.


Мне непонятна фраза "играть по гармонии".


П.С. Очень хочется конкретных примеров или ссылок на них. Потому что я вижу только общие советы, которые я могу интерпретировать не правильно или не совсем правильно. Может существую какие-то добротные видео-школы (не обязательно русскоязычные), которые освещают этот вопрос? Главное что бы была привязка к акустической гитаре.


Оффлайн derribass

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1760
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Почему "не думая о нотах"? Кстати, я как-то задал вопрос, почему по мнению топикастера "без знания нот, нет смысла импровизировать" - ответа не получил.
Теперь он же рекомендует о нотах не думать при игре мелодий.
Я всегда считал наоборот - если играешь конкретную известную заранее мелодию, то лучше знать ее ноты. Это позволяет играть ее уверенно и безошибочно в любом месте грифа, при чем сразу.
Импровизация в виду некоторой "необязательности"  не требует знания нот, хотя они, наверное, не помешают.
Чтобы пальцы стали голосовыми связками, надо сначала, чтобы слух и голосовые связки работали как надо. Этим занимается предмет сольфеджио.
Считается, что синхронизация слуха и пальцев происходит через а)пение, слышание ступеней б) пение нотами, то есть сольфеджировние.
Если знаешь ноты мелодии и можешь ее спеть, то о пальцах, аппликатурах, боксах можешь не думать (разумеется надо хорошо видеть ноты на грифе).
1. Сольфеджио, а конкретнее - курс Бережанского,  он как раз в до мажоре.
2. Забыть боксы и импровировать по одной струне, используя скольжения, въезды, форшлаги и тд,  с одновременным пением. Стараться подражать фразировке духовых инструментов, "напевать" на гитаре, повторять ноты. Сначала играть мелодии, основываясь только на опорных звуках, а когда они "проедят мозг", начнут самопроизвольно звучать в голове и безошибочно находиться пальцами, добавить игру проходящих, вводных, вспомогательных звуков. Хорошо играть по несложной гармонии, например, по блюзу или сельской TDST.

И так отдельно по каждой струне. Пат Метини рекомендует  играть так вообще одним пальцем.
Затем расширить систему до двух струн и тд., но не спешить с этим - максимально долго играть по одной струне.
Тут соглашусь..Считаю,что в основе музицирования,осмысленного музицирования на любом инструменте-лежит подбор по слуху.Игра(подбор) мелодий на одной струне усиливает ощущение мелодических интервалов,в специфике гитары-даёт как бы "визуализацию" интонирования,дополняя её.
Shiftedпробуйте подбирать простейшие мелодии,лучше-знакомые с детства..Стесняться нечего,можно надувать щёки(ничего личного),считать себя гаримуромбакетхедовичемваем ,НО пока голова не будет мыслить звуками-все будет формально..Поробуйте ..ну чижик-пыжик,елочку-подобрать,а затем вперед-по этим самым..позициям.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:00:16 от derribass »

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
Shiftedпробуйте подбирать простейшие мелодии,лучше-знакомые с детства..Стесняться нечего,можно надувать щёки(ничего личного),считать себя гаримуромбакетхедовичемваем ,НО пока голова не будет мыслить звуками-все будет формально..Поробуйте ..ну чижик-пыжик,елочку-подобрать,а затем вперед-по этим самым..позициям.

Т.е. что-бы голова начала мыслить звуками нужно подбирать на слух по принципу "запустил одноголосую мелодию(допустим чижик-пыжик) - повторил её на гитаре?". Я вот буквально на днях закончил подбор темы Cafe-Concert Фрэнсиса Гойи. Правда я юзал прогу Transcribe и не редко подсматривал ноты, которые это прога умеет определять. Конечно, не все, а только начало фразы и её конец. Я так понимаю, такое "читерство" не способствует развитию?

Оффлайн Awesome

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Shoked :big-big-eyes:
Мне непонятна фраза "играть по гармонии".

Берется последовательность аккордов. Например то, что привел еуе --> TDST
В до-мажоре это будет C-G-F-C.

Эти аккорды состоят из звуков:
C = до-ми-соль-(си)
G = соль-си-ре-(фа)
F = фа-ля-до-(ми)

Вот эти звуки называются опорными в случае каждого аккорда.
Так как все эти аккорды находятся в одной тональности (до-мажор), то на все эти аккорды можно играть одну гамму (до-мажорную) с одним только "но": если звучит C, то нужно опираться на звуки этого аккорда, если G - то на его звуки и т.д. Опираться - это значит, например, не "приземляться" в конце какой-нибудь фразы на ноту "фа", если в этот момент звучит C (лучше "приземляться" в опорный звук соотв. аккорда). И не играть опорные звуки, скажем, фа-мажорного трезвучия на до-мажорное трезвучие. Это все даст ощущение того, что вы не отслеживаете гармонию и ваша линия мало имеет связи с гармонией, не отражает ее. Наоборот, надо играть в основном опорные звуки, другие же ноты чтобы рассматривались как заполнения между опорными.

... и добавил:

Скачал. Вопрос - я не могу спеть ДО второй октавы, просто диапазон голоса не позволяет. Что делать? И это только первое задание. И как-то меня не очень прельщает перспектива пения без гитары.... да и пения вообще. Может я и не прав, просто мне очень трудно петь чисто.

Это от непрывычки, займитесь этим "пением по Бережанскому", и та неудобная "до" очень может быть, что станет вполне достижимой. Петь без гитары очень даже хорошо.

... и добавил:

Прям вообще забыть боксы раз и навсегда, типа не понадобятся больше? )))) Почему именно по одной струне? В чем тайный смысл?

В этом есть смысл. Я думаю, книжка Мика Гудрика "Advancing Guitarist", посвященная практически целиком именно игре вдоль грифа, может прояснить многие непонятные моменты в этом деле. Там где-то вначале описана небольшая методика занятий в игре по одной струне подо все аккорды в тональности. Почитайте. Она на английском только. Еще вроде бы Джим Холл писал нечто подобное про линейную игру, правда, я только об этом слышал, но сам не видел такой литературы.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:15:19 от Awesome »

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
Awesome, спасибо за разъяснение про опорные ноты. Плюсую. Эту идею можно сформулировать как упражнение "строим фразы таким образом, что бы они приземлялись в опорные ноты звучащего аккорда". Вот это уже реальная конкретика. Еще раз спасибо.

... и добавил:

Совет "забыть боксы" до сих пор нахожу очень странным. Особенно потому что во многих видео-школах эти боксы настойчиво дают. Я столько сил и жопочасов в их освоение вложил (играл не только вверх вниз, но и прыгая через струны и т.д. в разных вариациях), а тут вы говорите, что я напрасно потратил время....хм....хм... ???
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:24:03 от Shifted »

Оффлайн derribass

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1760
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Т.е. что-бы голова начала мыслить звуками нужно подбирать на слух по принципу "запустил одноголосую мелодию(допустим чижик-пыжик) - повторил её на гитаре?". Я вот буквально на днях закончил подбор темы Cafe-Concert Фрэнсиса Гойи. Правда я юзал прогу Transcribe и не редко подсматривал ноты, которые это прога умеет определять. Конечно, не все, а только начало фразы и её конец. Я так понимаю, такое "читерство" не способствует развитию?
Почему не способствует,способствует!Я люблю Гою,но ..зачастую его фразировка кажется простой..На самом деле-там все очень тонко,изысканно,иногда-бывают весьма сложные моменты..для анализа и восприятия."Мыслить звуками"? Ну я вкладываю в это не только "прокручивать" в голове музыку,подобно магнитофону,но и умение хотя бы понимать на начальном уровне-что звучит..Хотя бы..минор-мажор,где мелодия,где мотив,фраза в мелодии,с какой ступени лада начинается мелодия..Вот для начала примерно так. :)Просто зачастую народ в начальной стадии гоняется за "крутизной",пытается что-то там.."снимать",подберёт чел три ноты-а далее..что-то наворачивает.."похожее"..а смысла-не понимает..Тут-от простого-к сложному,иначе придется либо потом все равно назад возвращаться,либо довольствоваться внешним выражением..."музыкально-эстетических" переживаний,закатывая глаза,задерживая дыхане..в то время как реально будет звучать..нечто.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:26:39 от derribass »

Оффлайн uragit

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 201
  • Музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки!
На самом деле я не говорил, что мелодию нужно подбирать на слух, для начала ее нужно выучить по нотам, можно проанализировать, а потом, чиста для развития, играть ее в любой позиции не думая о нотах. Ведь джазовые вокалисты не думают какую именно ноту они поют в момент импровизации, обычно делают это вокализами,  хотя согласен, что сочетать слух с визуализацией грифа( нот) тоже очень полезно.
Ал Ди Меола, тоже советует играть не в боксе, а на одной струне. Соглашусь с ним на все 100, очень эффективно.
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:26:10 от uragit »

Оффлайн derribass

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1760
  • GuitarPlayer.Ru fan!
На самом деле я не говорил, что мелодию нужно подбирать на слух, для начала ее нужно выучить по нотам, можно проанализировать, а потом, чиста для развития, играть ее в любой позиции не думая о нотах. Ведь джазовые вокалисты не думают какую именно ноту они поют в момент импровизации, обычно делают это вокализами,  хотя согласен, что сочетать слух с визуализацией грифа( нот) тоже очень полезно.
Ал Ди Меола, тоже советует играть не в боксе, а на одной струне. Соглашусь с ним на все 100, очень эффективно.
Тем не менее,наряду с разучиванием по нотам,настаиваю-подбор по слуху просто необходим!Да,анализ готового текста по нотам-это хорошо,но это всё-звенья одной цепи в обретении собственно свободы в игре на инструменте!

Оффлайн Shifted Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1170
Вопрос по поводу анализа. Какой уровень теоретических знаний должен быть для этого? Посоветуйте что-нибудь (литературу, видеошколу) по теории в привязке к ГИТАРЕ. Многие азы я знаю. По нотам (с нотного стана) играть не могу, но только из-за того что почти не развивал этот скилл. Что я должен знать? Строение аккордов...что-то еще? Хотелось бы какой-то системы (в формате какой-нибудь книжки или школы). "Аппликатурное мышление гитариста" отличная книга, но это скорее как источник почерпнуть что-то новое на базе уже освоенного. Написано ОЧЕНЬ сжато, и как учебник "для чайника" не подойдет. Единственный более менее систематизированный материал, привязанный к гитаре, которым я обладаю - уроки А. Носова игры на классической гитаре. Прилично по ним позанимался в свое время, но потом как-то бросил.

... и добавил:

На сколько важно умение играть по нотам? Стоит ли натаскивать себя в этом направлении? Понятное дело, это лишним не будет. Нотный текст я прекрасно понимаю (спасибо урокам Носова). Но вот что бы по ним что-то сыграть приходится отсчитывать некоторые ноты от тех, что визуально уже запомнил. На сколько принципиален этот скилл?
« Последнее редактирование: Августа 22, 2010, 20:39:47 от Shifted »

Оффлайн Awesome

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Shoked :big-big-eyes:
Эту идею можно сформулировать как упражнение "строим фразы таким образом, что бы они приземлялись в опорные ноты звучащего аккорда".

Речь не столько про приземление, сколько про общую опору в фразах на аккордовые звуки. Кстати, Метини где-то говорил, что в своих фразах он чаще всего приземляется в терцию аккорда.
Но вначале стоит поиграть какие-то мелодии с использованием только аккордовых звуков, и только потом добавлять другие звуки, котрые бы соединяли аккордовые. То есть были бы проходящими. Сначала можно добавить 9-ю ступень, потом 6-ю, ну и в конце 4-ю. Важно запомнить как звучат все эти звуки относительно гармонии.
Кстати, нужно, наверное, сказать, что не все "неопорные звуки" плохие, и на них нельзя приземляться или опираться никогда. Нет, можно, просто это потом, вначале надо разобраться со "скелетом", то есть опорными звуками, научиться их "быстро слышать" и представлять голове. И петь тоже. И играть.