На самом деле знать больше одной позиции той же пентатоники - важно. Правда, во многом импровизация - это не столько знание "многа-многа гамм" (хотя это и полезно), сколько "майндсет", образ мышления. Своебразной установки в сторону "играть максимально неодинаково". Что при желании можно сделать и в одной позиции, если уметь интонировать (в плане длительностей), а так же подключать бенды в разных местах. И тем не менее. Надо знать и другие не тупо, потому что больше - лучше. А потому, что как правило, каждая позиция имеет свой окрас и свои фишки. Больше возможностей для украшательства. Чтобы включить их в свой "активный словарь", надо сидеть и играть, играть ходы на непривычных позициях. Так и с другими гаммами. Только, конечно, не надо тупо зазубривать, это мало что даст. Гамма ничего не стоит, если ты её не "слышишь" в разных вариациях. А уж словарь растёт хоть всю жизнь, но главное, чтобы установка была именно на фразы, мелодии, а не на игру "от пальцев" и от гаммы как таковой.
Вообще, конечно, удивительно, насколько клёвая импровизация зависит от настроя в голове и только от него. Бывает играешь изначально не напрягаясь, т.к. тебе так комфортно, вроде прикольненько, но понимаешь, что играешь клише (даже если и свои придуманные, уже надоело). А иногда весь сосредоточен, целенаправленно уходишь от рутины и ощущение, что не знаешь, что сыграешь, есть опасность потерять тему, но именно это и даёт крутейшие вещи...