Имхо, да.
Формально тональность — просто фактическая высота. Хотя, в это понятие обычно вкладывают ещё и наклонение лада, т.е. тональности бывают мажорные и минорные.
мне кажется, что "тональность" она именно характеризует наклонение: "мелодический минор", "гармонический минор" и тд
потому что для слушателя, например Ре мажор ничем не отличается от Соль мажора, так как в конкретном произведении мы оцениваем именно относительность, а не абсолютность звуков.( то есть, знакомое произведение, транспонированное , например, из ре мажора в соль мажор будет по прежнему узнаваемым).
У меня есть, своя версия, и я не уверен что она правильная, тк я новичок,
мне кажется что название Ре мажор у произведения возникло не от желания сыграть именно в этом ключе, а "от пальцев". То есть при стандартном скрипичном строе автор стал для удобства исполнителя комбинировать открытую струну с нотами на 5,7 и 8 полутонов вверх. А это совсем не до мажор, а вот как раз "другой" мажор. Ведь в квинтовом круге все 12 мажоров абсолютно одинаковы по внутренней структуре, только считаются как бы от разных нот.
... и добавил:в иностранных обьяснениях "про музыку" есть absolute pitch и relative pitch .
absolute pitch= например нота до второй октавы
relative pitch = это какой-нибудь интервал в конкретном произведении
при транспонировании relative pitch
es всего произведения -- не меняются