Автор Тема: Додекафония???  (Прочитано 14543 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« : Ноября 30, 2005, 14:43:59 »
Что такое додекафония?

Я вот встретил такое высказывание:
"Додекафония - это искусственные лады в пределах 12-ти ступеней. Например С|С#|Eb|F|F#
(0,5|1|1|0,5) => F#|G|A|B|C (0,5|1|1|0,5). Это скорее музыкальная математика и музыкальный авангардизм. Например Скрябин, Прокофьев, Шостакович.
Додекафоничический метод написания гармонии подразумевает отсутсвие движения по квинтомвому кругу, и\или по гармонической гамме."

Это верное понятие додекафонии?
И что в таком случае подразумевается по 12-ступенями? Может имеется в виду полутона?
Или в пределах 12 ступеней гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль) можно альтерировать различные ступении, создавая новые искуственные лады? Но последнее больше похоже на какую-то бредовую фигню. :)

Короче, жду ваших советов, предложений, мнений.  :bighi:

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #1 : Ноября 30, 2005, 14:58:12 »
Вот что я ещё нашёл по теме:

"ДОДЕКАФОНИЯ - (от греч. dodeka - двенадцать и phone - звук), метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.


Наиболее совершенной и принципиальной фазой развития серийной техники является двенадцатитоновая система композиции (додекафония). В технике додекафонии вся ткань музыкального произведения выводится из двенадцатизвучной серии, при этом композитор избирает одну из них и устанавливает определенную систему высотных связей, которая в тональной музыке определялась бы ладовой структурой мажора или минора. По мнению некоторых специалистов, первое произведение, написанное в одном их вариантов этой техники – внеопусная «Оркестровая пьеса № 1» Веберна (1913 г.). Метод собственно додекафонии впервые разработан и воплощен Шенбергом в фортепианной сюите op.25 в 1921-1923 годах. Принцип повторяющейся звукогруппы привел к созданию серийно-двенадцатитоновых сочинений.
Серийная техника – техника композиторского письма, использующая ряд (серию) звуков, из которого путем его непрерывного повторения образуется звуковысотная ткань произведения. Интонационный комплекс серии существует в 4-х основных формах – прима ( P; primus), ракоход (R; retroversus) , инверсия (I; inversus) и ракоходная инверсия (RI). Серия может состоять из 12-ти звуков (обычная полная серия) и также, содержать в себе любое другое их количество.
Серия может излагаться горизонтально (тема-мелодия), вертикально (аккорды, созвучия), а также одновременно и горизонтально и вертикально. В одном произведении возможно использование от одной до четырех серий. В сочинениях подобного рода нет ничего, что не было бы выведено из серии Цельность серийному сочинению придает взаимосвязь сопряженных тонов сегмента серии, позволяющая воспринимать повторы одних и тех же ее интонационных комплексов.
Эстетический смысл применения додекафонии - достижение конструктивного единства и логической связности при отсутствии тональных отношений.


Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его "интонационную основу". Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений." (с)

А по-русски??? :wow:  Надо ещё раз 15 перечитать, может дойдёт до меня. :rofl:
Может кто-то человеческим языком объяснить мне, что такое додекафония??? :ghelp: И ещё, если можно, скинтье примеры применения этой фишки в нотах, табулатуре или в мр-3. А то уж больно любопытно мне стало.

Оффлайн whammy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
Додекафония???
« Ответ #2 : Ноября 30, 2005, 15:08:23 »
А чо тебе непонятно?

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #3 : Ноября 30, 2005, 15:11:21 »
Почти нифига не понятно. :)
Можешь для начала привести любой полный 12-ступенный додекафонный лад? Ну там, до, до диез, фа бекар, си дубль диез?  :supergrin  А лучше - несколько примеров.
И есть ли у тебя примеры применения этой штуковины в нотах или табах? Или в мр-3?

Оффлайн Souldrinker

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 217
  • Зарегистрированный
    • http://
Додекафония???
« Ответ #4 : Ноября 30, 2005, 17:50:18 »
12-ступенный лад = хроматическая гамма.

Оффлайн whammy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
Додекафония???
« Ответ #5 : Ноября 30, 2005, 18:03:44 »
Цитата: Greeboss
Почти нифига не понятно. :)
Можешь для начала привести любой полный 12-ступенный додекафонный лад? Ну там, до, до диез, фа бекар, си дубль диез?  :supergrin  А лучше - несколько примеров.


Например, целотонная гамма. Или т.н. дважды уменьшенный лад (тон-полтона-тон-полтона и так далее). А если в дважды уменьшенном пропустить одну ноту, то получится лад, который мне очень нравится -- полтона-малая терция-тон-полтона-малая терция и т.д. :-) Я в нём частенько играю.

Цитата: Greeboss
И есть ли у тебя примеры применения этой штуковины в нотах или табах? Или в мр-3?


Академической музыки вроде нету, но вообще какое-то представление о том, как это всё может звучать, можно составить по записям, например, Holdsworth'а (правда, у него бывают такие лады, которые в октаву не помещаются, а это вроде не предусмотрено теорией, которую ты выше цитировал; я могу ошибаться). Да ты и сам можешь сыграть ведь :)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #6 : Ноября 30, 2005, 18:14:15 »
Спасибо. Тока чёта голова у меня сёдня туго варит. И всё равно я не понял, не получил ясного представления о додекафонии. Не могу соотнести и привести к единому знаменателю инфу из твоего поста и приведённые мной цитаты. Ща распечатаю написанное, вечерком подумаю, а завтра отпишусь. :)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #7 : Ноября 30, 2005, 18:32:20 »
Цитата: Souldrinker
12-ступенный лад = хроматическая гамма.


Вот именно. Полная хроматическая гамма с интервалом между каждой своей ступенью в полтона.

Додекофония же, судя из приведённых мной цитат, серия, последовательность звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического ряда, ни один из которых не повторяется.

Пока писал это определение, догнал - это ж и есть полная хроматическая гамма, состоящая из 12 ступеней различной высоты.  :supergrin
Фик с ним. :) Но как быть с этим: "Серия включает в себя все тона хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется. Она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его интонационную основу". Т.е. должно быть какое-то разннобразие, различие интервалов, их неповторение. А полная хроматическая гамма как вещь в себе - штука неизменная: полутон-полутон-толутон-толутон и т.д. до 12-ой ступени. Т.е всего хроматических гамм может быть 12 штук - от каждого полутона ( одного лада на гитаре). Это раз. И кроме того, все эти 12 хроматических гамм имеют одинаковое интервальное строение: 12 ступеней, каждая из которых расположена на полтона выше и ниже двух соседних ступеней хроматической гаммы. Т.е. все 12 хроматических гамм имеют абсолютно одинаковую структуру (интервальное соотношение  ступеней), а значит из-за этого создаётся "одинаковое" звучание, т.е. везде используются те же "краски". Эти хроматические гаммы из 12 полутонов подряд отличаются лишь по высотному положению, в зависимости от того, какой из 12 полутонов будет рассматриваться как первый, основной.
Выходит, что просто хроматическая гамма, состоящая из 12 ступеней-полутонов подряд - не додекафония.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #8 : Ноября 30, 2005, 18:48:10 »
Опять же вернусь к приведённой мною цитате:
"В технике додекофонии вся ткань муз. произведения выводится из двенадцатизвучной серии, при этом композитор избирает одну из них и устанавливает определённую систему высотных связей, которая в тональной музыке определялась бы ладовой структурой мажора или минора. Серия может излагаться горизонтально (тема-мелодия), вертикально (аккорды, созвучия), а также одновременно и горизонтально и вертикально. В одном произведении возможно использование от одной до четырех серий. Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном (прикольный термин. это как "ракоходно"? :)  ) варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается."
Вот и как эту всю бодягу применить к полной хроматической гамме состоящей из 12 полутонов подряд??? Как из неё сделать аккорды и поверх всего придумать мелодию, да ещё и зафигячить контрапунктик, да ещё так, чтобы это хоть как-то, хоть чуть-чуть удобоваримо  слушалось??? И что значит "можно использовать от 1 до 4 серий (вспоминаются бразильские сериалы :)  )? И вот это что за хрень: "Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48". Выходит, можно сделать не больше 48 комбинаций "додекофонических" ладов? И что такое "модусы"? :) Короче, у меня вопросов намного больше, чем ответов! :( Мож есть тут кто-нить с муз. образованием, шарящий в этом вопросе и готовый прояснить ситуацию?
Я пока понял тока одно: додекафония - атональная и недиатоническая конструкция из 12 ступеней. Т.е. и не мажор, и не минор, и состоит из 12 ступеней.  
Кста, "Полёт Шмеля" - додекафония? :)

Оффлайн Nuno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 757
  • Зарегистрированный
    • http://
Додекафония???
« Ответ #9 : Ноября 30, 2005, 20:28:07 »
Нет, хроматика:)))

Оффлайн Панкрат

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 139
  • Переродился
Додекафония???
« Ответ #10 : Ноября 30, 2005, 20:52:06 »
Насколько я помню, Скрябин - Черная и Белые месы(Piano Sonata No. 7 (White Mass) op-64 allegro, 09 - Piano Sonata No- 9 (Black Mass) Op-68 Moderato Quasi Andante)  яв. додекафоничскими произведениями, послушай.

Оффлайн Konstantin V. Zhuravlyov

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1570
  • Adun torrid us!
Додекафония???
« Ответ #11 : Декабря 01, 2005, 03:01:03 »
Что тут непонятного, когда все по-русски написано?..

Оффлайн Konstantin V. Zhuravlyov

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1570
  • Adun torrid us!
Додекафония???
« Ответ #12 : Декабря 01, 2005, 04:10:11 »
Что мне странно, ты приводишь цитаты, где подробно описано что такое додекафония, и потом сам спрашиваешь: К что это такое? :)
Додекафонию мы еще подробно не проходили, так что сейчас я не могу тебе написать пример додекафонии, может через годик... Сейчас могу написать двухголосую мелодию в строгом письме, если хош. :) Это я умею более или менее.
Но если я тебе буду пытаться объяснить, что такое додекафония, я буду повторять то, что ты уже цитировал. :)
Полет Шмеля не может считаться додекафонией хотябы потому, что насколько мне известно, додекафония пишется группами по 12 нот, в которых ни одна нота не должна повторяться внутри группы. Посмотри первые 12 нот Полета Шмеля - там точно что-нибудь повторяется. Потом, ракоходных инверсий я в Шмеле не встречал, хотя может смотрел плохо...

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2734
Додекафония???
« Ответ #13 : Декабря 01, 2005, 09:07:00 »
А что такое "ракоходные инверсии"? :)

Оффлайн whammy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
Додекафония???
« Ответ #14 : Декабря 01, 2005, 09:08:29 »
Цитата: Greeboss
А что такое "ракоходные инверсии"? :)


Ну задом наперёд, блин :)

 


Loading...