Автор Тема: Домината/Субдоминанта...и вообще интервалы......  (Прочитано 4475 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
Всем привет..) Пытаюсь более-менее освоить муз.теорию,но сейчас что-то немного запутался..Буду очень благодарен,если немного разъясните пару вопросов...
Занимаюсь по учебнику "Элементарная Теория музыки - Уткин,Красинская"....
Цитата :
Цитировать
На квинту вверх от тоники лежит верхняя доминанта,обозн.буквой D,на квинту вниз от тоники - нижняя доминанта...- субдоминанта,которая обозначается буквой S

С интервалами мне казалось я знаком..) но тут вопрос...Когда говорится квинта,имеется ввиду количественное измерение?  Или же имеется ввиду именно чистая квинта т.е 3,5 тона?
Я не в первый раз уже спотыкаюсь на этом...когда вижу кварта или квинта...Объясните пожалуйста как отличать где подразумевается количественное,а где качественное измерение интервалов....
И ещё такой вопрос...Читал форум....и забрёл на тему родственных тональностей....   
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=198230.0
Цитата из той темы....
Цитировать
По определению: к родственным тональностям относятся:
1. параллельная,
2. субдоминантовая,
3. параллельная к субдоминантовой,
4. доминантовая
5. параллельная к доминантовой.

Опять же..) не совсем уверен,как находится субдоминантовая и доминантовая тональности... какая именно квинта.....
И ответ в конце темы..который я сколько ни листал учебники не смог для себя объяснить...

Цитировать
фа-диез + кварта = си (субдоминанта)
фа-диез + квинта = до-диез (доминанта)

соответственно,
ля + кварта = ре (субдоминанта)
ля + квинта = ми (доминанта)

В той теме находили родственные тональности для фа диез минора...

Цитировать
фа-диез + кварта = си (субдоминанта)
фа-диез + квинта = до-диез (доминанта)
Эта часть понятна.... (разве что по прежнему непонятно про измерение интервала)

А вот вторая часть:

Цитировать
соответственно,
ля + кварта = ре (субдоминанта)
ля + квинта = ми (доминанта)

Я считал как написано в теории... Т.е находил паралельные мажорные тональности...для доминантной и судбоминантной...т-ей...
А выше автор сообщения...как видно просто нашёл доминанту и субдоминанту для паралельной относительно исходной тональности.... и получил то же самое....
Сколько ни пытался анализировать не совсем понял..
Сообщение получилось очень путанным..) уж прошу прощения..) Заранее благодарен за объяснения,если они последуют :)
 


Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Когда говорится квинта,имеется ввиду количественное измерение?  Или же имеется ввиду именно чистая квинта т.е 3,5 тона?
Я не в первый раз уже спотыкаюсь на этом...когда вижу кварта или квинта...Объясните пожалуйста как отличать где подразумевается количественное,а где качественное измерение интервалов....

Непонятно, что ты подразумеваешь под количественным или качественными измерением. Чистая квинта - 7 полутонов или 3,5 тона. Прибавь к до 7 полутонов - получишь соль. До-соль - это и есть квинта, хоть качественно, хоть количественно.

Если говорят: на квинту вниз - зничит 7 полутонов надо отсчитывать вниз - тогда на квинту вниз от до будет фа. Фа-до - тоже квинта. Однако, если считать от до вверх до фа - получится 5 полутонов (чистая кварта); если прибавить вверх еще 7 полутонов (чистая квинта) - получится снова до. И это логично, поскольку 5 полутонов (кварта) + 7 полутонов (квинта) = 12 полутонов (октава).

Как правило, интервалы считают вверх, если специально не оговорено, что их считают вниз. Соответственно доминанта расположена на расстоянии 7 полутонов (квинта) вверх от тоники.  А субдоминанта - на расстоянии 5 полутонов вверх от тоники (кварта) вверх или квинты вниз, как написано в учебнике.


... и добавил:

Что касается параллельных тональностей, то они определяются так: на расстоянии большой сексты (9 полутонов) вверх - или малой терции (3 полутона) вниз - от мажорной тональности лежит параллельная минорная. То есть до-мажору параллельная будет ля-минор. (до-ля - секста, ля-до - малая терция). Таким образом если отсчитать малую терцию вверх от фа-диеза - получим ля. Поэтому ля-мажор является параллельной фа-диез-минору.
« Последнее редактирование: Июня 25, 2011, 21:16:02 от Dunkar »

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
Dunkar,
Мой вопрос как раз таки в этом..) сорри,если не очень внятно изъясняюсь.. Квинта ведь может быть чистой (3,5 тона) и уменьшенной (3 тона).....
Цитировать
Если говорят: на квинту вниз - зничит 7 полутонов надо отсчитывать вниз
Отсюда как раз таки вопрос....Из вышеуказанной цитаты следует,что если говорят квинту вниз/вверх,значит именно 7 полутонов т.е чистую квинту?

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Holmes, да, обычно по умолчанию подразумевается чистая квинта. Если она уменьшенная, об этом пишут.

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
Dunkar,
Большое спасибо..за ответ..И если не трудно,можете пожалуйста прокоментировать своё сообщение двухмесячней давности в этой теме :
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=198230.0

Я выше написал в первом сообщении что мне непонятно....

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
А. Понял, ошибся чутка. Но по сути от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Субдоминантовая тональность от фа-диез-минора - си-минор, ей параллельная - ре-мажор (кварта + малая терция = 8 полутонов или малая секста). Параллельная фа-диез-минору - ля-мажор, субдоминантовая от нее - ре-мажор (малая терция + кварта = те же 8 полутонов). Последовательность рассуждений другая, результат тот же.

То же с доминантовой тональностью.

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
Dunkar,
Вы не представляете,как сильно помогли..) Усну хоть теперь спокойно...) Огромное вам спасибо....)

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
ага)) тоже из сонма противоречий кое-что усвоил  ;D

Оффлайн Utrfm

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 769
  • И да пребудет с нами Бэтмен!
Я хоть и поминаю о чём речь,но первый пост чуть мозг не сломал.
Неужели в учебниках действительно всё так усложняют? :hmmm:

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
из сонма противоречий кое-что усвоил  ;D

:) Что значит сонма? :))

Я хоть и поминаю о чём речь,но первый пост чуть мозг не сломал.
Неужели в учебниках действительно всё так усложняют? :hmmm:

ДА скорее всего проблема в том,что я сам всё усложняю...)

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
Ещё раз всем привет...:) У меня очень дилетантский вопрос...мне казалось..это уже всё понятным...и пройденным..Но сейчас меня очень сильно мучает идея,что я совсем тупой в муз.теории..Если не трудно проясните..пожалуйста..
Гамма и тональность? Можно сказать,что это очень схожие понятия....? 
"Звуки лада, расположенные в поступенном порядке от тоники в пределах октавы, образуют восходящую или нисходящую гамму"....

"Лад с определенной тоникой, имеющий свои постоянные знаки альтерации, образуют тональность..."

Даже в объяснении тональностей и родственных тональностей,в учебнике используется постоянно слово "гамма"....
Объсните пожалуйста...в чём принципиальная разница между понятиями....
P.S Понимаю,что вопрос нубский...Но тем не менее...) заранее спасибо )

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Лад — это совершенно абстрактное понятие, это схема построения звукоряда. Гамма — это уже построенный звукоряд. Тональность — это конкретная выбранная высота звучания (исключая выбор конкретной октавы, конечно).

Пример: натуральный мажорный лад — это "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон". Гамма натурального мажорного лада, построенная в тональности "до" — это "до-ре-ми-фа-соль-ля-си".

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
MrLf,
Так всё таки...можно сказать,что понятия гамма и тональность очень близкие...друг друга в какой-то степени дополняющие? До меня что-то никак не доходит....
И ещё..гамма же состоит из 8 ступеней? например гамма до мажор... до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.....
А тональность до мажор состоит из 7 элементов...до,ре,ми,фа,соль,ля,си...
Т.е гамма..просто совокупность элементов лада,начиная с тоники,образующих октаву....
А тональность.. опять же..совокупность элементов, начинающихся с тоники...
т.е когда я пытаюсь для себя сформулировать что такое гамма и тональность...Эти два понятия для меня как одно...

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf,
Так всё таки...можно сказать,что понятия гамма и тональность очень близкие...друг друга в какой-то степени дополняющие? До меня что-то никак не доходит...
Нет, это разные вещи. Тональность — это точка отсчёта, от которой строится гамма. А гамма — это конкретный построенный звукоряд. Т.е. рассматривайте тональность как неотъемлемое свойство гаммы, что ли.

"Обычная" гамма состоит из 7 ступеней, любые повторы не в счёт. Конкретная гамма на две октавы, начинающаяся и заканчивающаяся на тонике (которую Вы, например, играете), будет состоять из 15 нот, но всё равно из 7 ступеней (ноты разные, а ступени циклически повторяются). Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней, кстати. Тональность — всё же не "совокупность элементов", лучше воспринимать её просто как точку отсчёта.

Оффлайн Holmes Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
MrLf,
Большое спасибо..) Более-менее теперь понятно...)