Используют такую вещь джазмены... Не подскажите, как это объяснить ?
Непонятен контекст вопроса. Поэтому трудно ответить конкретно.
Да, дорийский Ми - это те же ноты, что и в лидийском Соль. И при тонике Соль, никакого Ми минора дорийского не получится, чтобы не думал про себя импровизатор. При игре звуков Ми минора все будет звучать все равно относительно тоники Соль, то есть Соль лидийский лад.
Но тут возникает путаница от некорректного использования и понимания терминов. Дело в том, что натуральный мажор и ионийский лад - это разные категории. Первая относится к тональному подходу, второй - к модальному.
Тональный подход подразумевает развитую гармоническую систему на основе натурального мажора (и параллельного ему натурального минора). То есть звуки натурального мажора действуют "насквозь" всей гармонической последовательности.
Но если вы измените одну ступень (#4), то все аккорды системы и их функции изменятся.
Например, на второй ступени у вас вместо минорного аккорда будет мажорный. Субдоминанта на IV вообще исчезнет. То есть тональная гармоническая система разрушится, вступит в противоречие с используемым ладом.
Однако, лидийский лад действительно используют. Но для этого надо аккорды тональности представлять изолированно, как временные тоники модальных систем. (Этот подход описан в книге Дж. Рассела "Лидийская концеция (бла-бла-бла)"
Тогда в какой-то подходящий моменты вы можете использовать дорийский или лидийский лады. Например, на аккорд I вы сыграете лидийский лад и получите звучание Gmaj7#11, на аккорд ii ступени (Am13) - ля минор дорийский, на vi (Em13)- Ми минор дорийский и тд.
Таким образом возможно использование модальных ладов в условиях тональности, но не так как натурального мажора или минора - горизонтально сквозь всю гармоническую последовательность, а вертикально - на каждую аккорд-вертикаль свой. При этом тональность трансформируется в полимодальность.
Здесь возникает нюанс и ответ на ваш вопрос (как я его понял) насчет использования дорийского минора. Это технический аспект подхода к импровизации. Дело в том, что джазменам очень много приходится иметь дело с обыгрыванием ii-V . И очень часто они мыслят при этом дорийским минором (особенно на ii). Поэтому в их арсенале припасено множество решений, фраз, ходов, ликов и тд для аккорда ii ступени, которому соответствует звукоряд дорийского минора.
Как следствие, многие мыслят в разных гармонических ситуациях через "дорийский минор".
Например, фразы на основе Ми минора дорийского вы можете использовать на следующие типы аккордов (но не всю тональность Соль)
Gmaj7(#11) (T, S и любой maj7 на альтер. ступенях, типа bIII, bVI, bII)
Em7 (Sii, sii, t, tvi , T в блюзе, siv в m-блюзе, любой m7 на альтер. ступенях)
A7 (D в мажоре, T в блюзе, S в блюзе)
C#m7b5 (любой полуменьшенный, sii, Sii гарм, VIm7-5)
F#7(b9) (d в миноре, альтерированная Dalt)
... и это еще не все )