Автор Тема: Джазовая импровизация - переход в другую тональность  (Прочитано 2962 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
На гитаре играю уже 15 лет, есть муз.образование, но мне всегда был близок подход интуитивной игры на слух нежели расчет импровизации относительно аккордов. Так вот, импровизируя - я достаточно хорошо слышу и играю все "соленые" так скажем ноты и околотональные проходящие ноты и лады, но вот резкий переход в другую тональность все же не очень получается, хотя когда как. Хочу развить это дело. Рассуждаю так - если я могу интонировать все это в голове (а это получается отлично) то остается переложить на гитару, так вот, я так понимаю что предварительное слышание нужно совместить с ориентировкой на грифе. Парни кто понял о чем я здесь написал - посоветуйте конкретные упражнения чтобы развить это дело, может следует гонять прогрессии 2 - 5  - 1 или поиграть некоторое время под Колтрейновские плюсы. В общем, жду дельных советов ;)

Оффлайн preamper

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 31
Играй упражнения, пока те, которые ты играешь хорошо уже, в параллельных тональностях. Так ты будешь играть одновременно и в мажоре и в миноре, используя примерно один и тот же набор ступеней. После этого переходи на атональные упражнения в этом же ключе. После этого играй упражнения по малым терциям вверх и вниз

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
спасибо, буду пробовать... дело в том что, совсем забросил теоретические основы, уперся только в слух, а это не совсем правильно, теперь надо наверстывать. Когда учился музыке - по сольфеджио и ритм сольфеджио стабильно были 5, а вот по гармонии и теории музыки - хуже, просто лень было разбираться, а задачи по гармонии делал с неохотой) . Наверное это 2 разных подхода

Оффлайн preamper

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 31
Самый лучший способ - играй по нотам джазовые произведения, снимай, скачивай табы или ноты, запоминай ходы, придумывай свои и импровизируя ищи как и с какой фразировкой лучше там и там это будет звучать

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
есть такая книжеца "библия бибопа" - там есть всевозможные джазовые лики, так что сами ходы можно наработать. а чтобы слух привык к переходам и играть нужно уже готовые джазовые композиции  и стандарты, чтобы мозг/слух сам анализировал почему задумано именно так и привыкал к таким переходам  :) все правильно я понял?
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2012, 12:23:45 от Flyer55 »

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Простое упражнение-играть знакомые мелодии с любого места на грифе.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Тоесть, Вы хотите показать переход в другую тональность РЕЗКО, неожиданно? Или же не получается показать этот переход, если он сам по себе неожиданный? Можно использовать технику "растягивания" - когда тональность вот-вот поменяется, Вы начинаете играть уже в новой. Можно сделать и наоборот - сыграть фразу в прежней тональности сразу после перехода в новую. Можно так же использовать общие ноты, ближайшие соседние ноты, итд. Многое еще зависит от того, насколько родственны эти тональности. Было бы хорошо, е сли б Вы пару примеров привели. Гонять 2-5-1 совершенно бессмысленно, так как тут смены тональностей никакой нет.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2012, 19:26:58 от rocknrollplayer »

Оффлайн kala5x

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 189
  • без веры в достяжение неземных целей все напрасно
чтобы ясно обозначить переход в другую тональность, необходимо очень точно сыграть в момент перехода стабильную ноту аккорда новой тональности. Тоесть к примеру обыгрываем Abmaj7 после чего последует такт с аккордом D7 и последующим переходом на Gmaj7 (это пример из all the thing you are, мог ошибится, просто перед глазами нету). Тоесть играя лик в Abmaj7 при переходе в новый такт нужно на первую долю уже оказаться в D7 либо в Gmaj7 (так как D7 это доминанта от G). Для начала лучше обыгрывать вторую половину Abmaj7 уже (мысленно) подводя к D7, причем достаточно только одной единственной стабильной ноты из D7 на первую долю такта, которая прозвучит например как минимум пол такта. Но для начала очень важен точный переход, без синкоп или запозданий.

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
Спасибо за дельные советы, в общем нашел вчера несколько минусов Мэтини и Аберсольда и начал играть - если играть неторопливо то все хорошо, так что тут нужен опыт, до этого я старался обыгрывать относительно простые минусовки с минимальными тональными сдвигами. У товарища Мэтини как мне показалось - четко слышно как он "въезжает" в новую тональность, смакуя одну ноту перед переходом...Вообще, при импровизации - получается одна лишняя ступень в звукоряде, не помню какая - главное на неё не нарваться при переходе в тональность ;) Кстати, предпосылкой к возникновению интереса к этой теме стала покупка джазовой банки) страты в сторонку)
« Последнее редактирование: Декабря 12, 2012, 13:50:26 от Flyer55 »

Оффлайн greatsens

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Прежде всего нужно чётко представлять себе гармоническую схему и уметь её правильно проанализировать, поскольку одни и теже аккорды несут разную смысловую нагрузку в разных прогрессиях.Очень поможет в этом деле изучение свойств диатоники и основ функциональной гармонии.А вообще опирайся на акордовые ноты это сто процентов сработает.

... и добавил:

Кстати на страте это тоже можно делать.
« Последнее редактирование: Декабря 21, 2012, 21:52:16 от greatsens »

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
в общем так, я начинаю привыкать слухом к гармоническим переходам, в тоже время используя обыгрывания с проходящими нотами, как бы правильно сказать - играю с "подъездами" к тональным нотам, но слыша заранее смену тональности, остаюсь на "подъездном" звуке и начинаю строить соответствующий бокс уже от этого звука. Занимаясь под минуса аберсольда, попутно изучая учебник манилова молоткова, становиться понятно что есть свои "стандартные" джазовые гармонические обороты и соответственно импровизационные ходы, дело за практикой, но сдвиг в нужном направлении с начала создания темы реально чуствую ;)

Оффлайн greatsens

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • GuitarPlayer.Ru fan!
На самом деле для гармонизации огромного количества мелодий используется весьма ограниченное количество гармонических последовательностей.И если взять к примеру какую нибудь джазовую тему то там можно обнаружить что она состоит из одних и тех же оборотов только в разных тональностях.В большинстве случаев это обороты типа 2-5 сыгранные в разных тональностях.Важно уметь точно определить в какую тональность осуществляется модуляция,поскольку тоника может не появлятся вовсе.Прекрасным примером может послужить знаменитая песня Satin doll,которая вся построена на обороте 2-5 в разных тональностях,причём тоника никогда не появляется,за исключением второй части где этот оборот может один раз приходить в тонику.В этом случае нужно точно представлять себе перемещение тональных центров.Получается мы имеем дело с одним и тем же оборотом только в разных тональностях,и таких примеров огромное кол-во.И если знать определённое кол-во различных фраз соответствующих основным оборотам и уметь их играть в разных тональностях, то можно с лёгкостью импровизировать на любую гармонию,главное правильно проанализировать прогрессию,причём всю целиком,а не отдельно взятый аккорд.Конечно для этого потребуется какое то кол-во времени,поэтому никогда не переставайте учиться.

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
У товарища Мэтини как мне показалось - четко слышно как он "въезжает" в новую тональность, смакуя одну ноту перед переходом...
На самом деле это общие тона,он часто этим пользуется))Например,из аккорда ля минор 7 в акк до минор 7 можно попасть))))так,смакуя)))ноту до или соль или ля или ре)) в некоторых случаях даже си)))

Оффлайн Flyer55 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 371
ribbani да, в общем, я то и имею ввиду :)

Оффлайн unplugged

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • Eat Sleep Play
Мне тоже интересна эта тема. Сегодня наткнулся на видео, где мужик медленно и наглядно показывает переходы в обыгрывании разных аккордов. (Сама импровизация начинается на 7.41)

Smooth Jazz Guitar Lesson