Полезно рассматривать дорийский лад (1-2-ь3-4-5-6-ь7), не только как лад, но и как звукоряд, который лежит в основе мышления многих гитаристов и не только гитаристов.
Его аппликатура служит универсальным "знаменателем", который позволяет обыгрывать разные типы аккордов.
Например, Am дорийский можно играть на следующие типы аккордов:
Am7 - как ii
Am6 - как i в ладовых соло
Am7-D7 = ii7-V7 = Sii-D
D7 = доминанта в мажоре
D7 = блюзовая тоника
Am = iv в Em
F#ø = ii7-5 - вторая в миноре
F#ø = vi7-5 - шестая в дорийском или мелодическом миноре
F#ø-B7 = ii7-5 - V7 = s-d два-пять в миноре
B7/b9/#9/b13 - доминанта в миноре, альтерированная доминанта в мажоре
Cmaj7#11 - мэйджеры на произвольных ступенях (IV, bIII, bVI, bII, bVII и так далее)
A7-D7 = блюзовый лад
C/D = S/D (D9sus4)
Альтерированные доминанты = F#7, Ab7, B7
F#m7 = локрийский неустой для создания напряжения
=========
Подводя итог - дорийский играется:
на доминанту в мажоре от ее 5 ступени ( на G7 к С играть Dm)
на доминанту в миноре от ее b7 ступени (на G7 к Cm играть Fm)
На полуменьшенный от его b3 ступени (на Bm7-5 играть Dm)
на IIm7-V7 играть дорийский IIm7
на iiø-V7b9 играть дорийский от b3 ступени iiø
В блюзроке широко используется дорийский блюзовый (1-2-ь3-4-ь5-5-6-ь7) в определенной удобной аппликатуре (вспоминаем Смок он зе вотер? а так же Гилберта и прочих):
-8-7-5-------------------------------------------------------
--------8-7-5------------------------------------------------
----------------8-7-5----7-5-4------------------------------
------------------------7--------7-5-4-----------------------
-----------------------------------------7-6-5---------------
------------------------------------------------8-7-5--------
Этот звукоряд с b5 так же годится для обыгрывания всех типов аккордов, о которых говорилось выше.
Натуральный минор располагается на 5 ступени дорийского (эолийский=гиподорийский)
Если повысить 7 ступень дорийского минора получается мелодический минор(1-2-ь3-4-5-6-7), который используется кака "джазовая гамма".
Наиболее типичное использование этого звукоряда - альтерированная доминанта:
на G7alt играеется мелодический Abm+7.