Автор Тема: Гармонический анализ пьесы "Облака"  (Прочитано 3684 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #15 : Марта 21, 2015, 20:42:37 »
Просто вход/выход информации, где голова, а где хвост у вещи, не стоит путать местами.
Зачем мне записывать на ноты то, что я и так запомнил? Тем более, глядя в нотный текст, ноты надо все равно переводить в пальцы (в аппликатуры). Зачем лишнее движение то делать? Вот чего не понятно.
Я сейчас разучиваю, предварительно собственноручно сделав транскрипцию, вот это. Эта музыка начинается с нот и немыслима без нот, потому что только больной на голову будет это "снимать" для целей исполнения. И да, можно послушать Гульда и Рихтера, но эти два человека играют абсолютно разную музыку, по одним и тем же нотам. И "прав" ли кто-нибудь из них вообще — вопрос открытый. Вот поэтому и не надо так настаивать на местах входов/выходов информации (где голова, а где хвост) :). Что касается всяких "цехов", то эту музыку можно сыграть и на электро, и многие этим занимаются. Как относитесь к Adam Fulara, кстати?
« Последнее редактирование: Марта 21, 2015, 20:52:23 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #16 : Марта 22, 2015, 10:54:03 »
Как в анекдоте "Я просил буги-вуги, а вы играете фуги-баха")))
Я уже говорил про классиков... Это отдельная тема (хотя я убежден, что композиторы-классики СНАЧАЛА сыграют (найдут что-то, проверят звучание на инструменте), только ПОТОМ запишут в ноты (чтобы не забыть). Конечно среди них есть люди (которые с 4-х лет ежедневно играют по нотам), которые могут мыслить нотным текстом. И я таких людей встречал.

Что касается ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ, а также армии фингерстйльщиков, народных "классиков" типа фламенкийцев, джаза/блюза/рока и т.д. Нотный текст не пользуется популярностью, во-первых, потому что он не отражает реальной игры (например в джазе свинг пишут восьмыми и вообще ритмика (грув) там не отражена, так как это мельчайший фил, который надо просто слушать и перенимать. А во-вторых, ориентация в нотах (читка с листа) требует 20 лет практики (с детства), чего нет практически ни у кого. И в третьих, импровизационную музыку никак не записать в ноты, так как у нее нет точной фиксации варианта. Он все время разный. Те же люди, которые привыкли мыслить нотами - им просто страшно играть в составах, когда надо играть что-то отличное от строго написанных партий. Ноты заставляют играть точно. В результате получается скованная, прописанная раз и навсегда, игра, лишенная какого-то отхода от текста. Для классиков это норма. Вэстрадных жанрах по нотам играют только в оркестрах. И то для гитары - аккордовая сетка  и нотами выписаны только тутийные места.

Что касается гармонического анализа, то тут вообще не понятно. Так как гармония это вся вертикаль (бас и куча аккомпанирующих партий). Их что все выписывать? Или делать клавир?

И я вообще не понимаю о чем речь? Ну хочется записывать на ноты - записывайте.  Кто запрещает? ))))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #17 : Марта 22, 2015, 11:31:33 »
По-моему эти два утверждения противоречат друг другу.
Но главное при анализе (на мой взгляд) понять какими ладо-гармоническими категориями мыслил автор при сочинении пьесы. Я вот когда слушаю какую-то вещь стараюсь поймать именно ход мысли автора.
Вывод: гармонию, как и все другие музыкальные дисциплины изучают на слух. Выработка ощущений это есть знание гармонии.

На мой взгляд понять, как мыслил автор важно и интересно, но, поскольку (цитирую) "Битлз, например, сочиняющие довольно сложные вещи порой, не могли осмысливать это теоретически" в конечном счете не имеет значения для понимания гармонии. Так как надо объяснить себе, почему именно так эта гармония воспринимается тобой, а значит и многими другими, так работают уже не идеи автора (может он кубики бросал), а акустические, физиологические, психологические и социальные факторы.

Я написал про локрийский, что есть некие ассоциации, а не то, что там локрийский.
Ассоциации заключается в том, что тональный сдвиг-сопоставление по квинтовому кругу влево (-3 знака) дает ощущение глубокого потемнения. И наоборот - на +3 вправо - просветления. А кто при этом чего думал - неважно.

Оффлайн slslslsl

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 938
  • Репутация: +676/-899
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #18 : Марта 22, 2015, 12:07:11 »
в джазе свинг пишут восьмыми и вообще ритмика (грув) там не отражена, так как это мельчайший фил, который надо просто слушать и перенимать.
Дмитрий, вы писали что-нибудь по теме ритма, грува? Тема очень интересная, и не очень осязаемая. Может быть, какие-то упражнения по развитию грува?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #19 : Марта 22, 2015, 13:41:16 »
А во-вторых, ориентация в нотах (читка с листа) требует 20 лет практики (с детства), чего нет практически ни у кого.
Вы, мягко говоря, сильно преувеличиваете, т.к. читка с листа не требует 20 лет практики ;D
Детишки в муз. школах читают с листа.

Если же вы о людях, которые полноценно слышат всю фактуру, глядя в ноты (не подходя к инструменту), то, как я уже говорил — это то же самое, что слышать гриф. Если эти навыки развиты плохо, то нет разницы, делать ли музыку "глазами" (что Вы осуждаете), или делать музыку пальцами (что Вы фактически приветствуете). Но есть и ещё один момент: есть музыка, которую можно попытаться сделать "глазами", но никак нельзя сделать пальцами. Это любая хоть сколько-нибудь сложная музыка, и "цех" здесь не так уж важен. Гитарный дуэт не получится сделать пальцами, т.к. на двух гитарах одновременно не поиграешь и т.д. Здесь ноты будут важнейшим "инструментом" создания музыки, с них будет всё начинаться. Ваши "сначала" и "потом" здесь не работают.
« Последнее редактирование: Марта 22, 2015, 14:28:40 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #20 : Марта 22, 2015, 16:25:54 »
slslslsl,  про грув есть отличный материал Виктора Вутена (басист есть такой кто не знает). В сети есть его видео, где он очень хорошо говорит что это такое и как работать. Я добавить к этому ничего не смогу)))

eye,  Мы же делаем разбор произведений, чтобы научиться чему-то. Чтобы вооружиться интересными находками и идеями. Кубики они бросали,  травки курнули или вычислили теоретически не имеет значение. Они это сделали и это работает. Поэтому услышав интересный момент (пассаж, гармонический оборот и тд) стараешься его изучить. Когда изучишь, то в твоей копилке.

MrLf,  ____Детишки в муз. школах читают с листа.__
Рок гитаристы (к примеру) не учились в ДМШ. )))  И ваше понимание читки с листа, видимо, не совпадают с моими)))  Одно дело разбор пьесы, другое дело игры в оркестре, когда ставят ноты и вперед на запись в первого дубля. И так каждый день в течение лет 30... Так играли музыканты в оркестре "Мелодия" при совке (где работал Кузьмин одно время), у Финберга в Минске так работают. Вот там у ребят читка (Ткаченко, Антишин). А когда такой работы нет, то никакой читки нет, а есть медленные ковыряния))) И "читке" наступит пепец при смене "гитарной тональности" на больше чем 4 знака.... и не дай бог аккордовое соло с внутренним голосоведением. И всей вашей читки на уровне Каркаси приходит конец))))
 
______Гитарный дуэт не получится сделать пальцами, т.к. на двух гитарах одновременно не поиграешь______
Сам лично делал дуэты для гитары и для трио. Сначала все проигрываешь на гитарах, потом (при нынешней технике) записываешь все партии в программе и слушаешь как они звучат вместе. ПОСЛЕ того как все партии устраивают, ПОСЛЕ этого записываешь на ноты. Причем музыканты, зная свои возможности и зная свой инструмент интерпретируют ноты довольно широко, порой играя то что сами считают наилучшим. Так проходит творческий процесс.
Вот пример такой работы:


http://www.youtube.com/watch?v=ZZaIMHmn0WI#ws


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы \"Облака\"
« Ответ #21 : Марта 22, 2015, 16:40:16 »
Те же люди, которые привыкли мыслить нотами - им просто страшно играть в составах, когда надо играть что-то отличное от строго написанных партий. Ноты заставляют играть точно. В результате получается скованная, прописанная раз и навсегда, игра, лишенная какого-то отхода от текста.
Причем музыканты, зная свои возможности и зная свой инструмент интерпретируют ноты довольно широко, порой играя то что сами считают наилучшим. Так проходит творческий процесс.
C Вами дискутировать — одно удовольствие :D

... и добавил:

Сам лично делал дуэты для гитары и для трио. Сначала все проигрываешь на гитарах, потом (при нынешней технике) записываешь все партии в программе и слушаешь как они звучат вместе. ПОСЛЕ того как все партии устраивают, ПОСЛЕ этого записываешь на ноты.
А что происходит ДО того, как "все партии устраивают"? Музыка, деланная пальцами :)
« Последнее редактирование: Марта 22, 2015, 16:44:40 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #22 : Марта 22, 2015, 18:56:24 »
MrLf,  Я сам понимаю, что дискутировать впустую - время терять))) 

Вы выдергиваете цитаты из разных топиков, где речь идет о разных вещах, и не можете даже понять (не видите разницы контекста) ))) А скорее просто не хотите слушать, так как "свое мнение имеете"...

И еще раз (в третий). Главное результат. Как кто идет к результату через ноты или курит травку - не имеет никакого значения.

П.С. Кто курит травку, играя от души, выражает внутреннее состояние данного момента.)  А кто выучил пьесу по нотам, (джазовую или иную народную "мурку", тот играет скованно, несвободно,  боясь отойти на миллиметр в сторону. Ожидать от такой игры искрометности, порыва эмоций, спонтанного выплеска чувств, не получается.  В этой закоснелости скрыта внутренняя несвобода человека - он не уверен в себе. Он зажат.  Он доверяет только нотам, которые "не могут ошибаться). Все это от комплексов.





 

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #23 : Марта 22, 2015, 21:33:59 »
П.С. Кто курит травку, играя от души, выражает внутреннее состояние данного момента.)  А кто выучил пьесу по нотам, (джазовую или иную народную "мурку", тот играет скованно, несвободно,  боясь отойти на миллиметр в сторону. Ожидать от такой игры искрометности, порыва эмоций, спонтанного выплеска чувств, не получается.
А эти рассуждения точно не противоречат законодательству РФ? ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #24 : Марта 22, 2015, 23:19:03 »
eye,  Мы же делаем разбор произведений, чтобы научиться чему-то. Чтобы вооружиться интересными находками и идеями. Кубики они бросали,  травки курнули или вычислили теоретически не имеет значение. Они это сделали и это работает. Поэтому услышав интересный момент (пассаж, гармонический оборот и тд) стараешься его изучить. Когда изучишь, то в твоей копилке.
Это очевидно.
Я только не понял, почему это адресовано лично мне ))

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #25 : Марта 23, 2015, 11:39:44 »
Ну имеется ввиду не только понимание музыкальных элементов постфактум, а и сам ход мысли авторов. Если битлы, к примеру, не могли дать объяснение своей музыки теоретически это не означает, что у них не было системы. Я, думаю, ее понял (уже давно). И основная концепция у них заключалась именно в одноименном (переменном) мажоро-минорном ладе. Очень многие песни они играют, используя ступени мажора и минора под одним тональным центром. Причем не только мажора и минора, но и ладов разного наклонения. Часто припев/запев играется попеременно в мажорных и минорных ладах. Словом, это сразу бросается в глаза))) Поэтому их песни заметно отличаются от других коллег того времени, которые в основном играли в одной тональности.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #26 : Марта 23, 2015, 14:53:08 »
Ну имеется ввиду не только понимание музыкальных элементов постфактум, а и сам ход мысли авторов.
Понятно. Просто я не считаю, что это их "ход мысли". Скорее их поиск ощущения, настроения.
Это все к вопросу о понять "как думал".  "Думать" - на мой взгляд, это осознанное действие.

Например, человек может думать пентатоникой, гармонизуя ступени минорной пентатоники мажорными трезвучиями. А в результате по факту получит все тот же мажоро-минор: E-G-A-B-D

А может думать, например, большими терциями ("мы к вам приехали на час" или Giant Steps) или малыми.
Думать человек может просто плавно ведя голоса.
Или передвигать аккорды по какому-то алгоритму.
Есть у Леннона песня, где он двигает вниз мажорные трезвучия от белых клавишам. Начиная от Си. Это - "думать". Там даже непонятно вначале какой лад. А потом это все выруливается интуитивно в миксолидийский Ля. Это "слышать" .
(нажмите чтобы показать/спрятать)

То есть вскрывая в музыке, например, битлз объединенный мажороминор или обороты миксолидийского лада, я бы не стал утверждать, что они думали этими категориями, о которых, возможно, понятия не имели, хотя эмпирически они находили именно эти отношения в гармонии.
Скорее они искали на слух необычные звучания. Поэтому у них не только мажоро-минор.

Искать аккорды путем перебора и вслушиваться - нравится-неравится - это тоже метод, но его не назовешь "думать", а скорее чувствовать, вслушиваясь. Что и как человек чувствовал нам неведомо. Да и что он думал.
Поэтому я и говорю, важно понять закономерность, которая лежит в звучании, независимо от того, что кто что думал или вообще не думал, а интуитивно подбирал аккорды.
Объединенный мажоро-минор не битлы придумали.

Но в принципе, Дмитрий, мы говорим одно и тоже. Различие в том, что ты почему-то противопоставил мое замечание о потемнении связанным с понижением модального ключа на 3 знака -  с "понимать как думали".
Между тем это тоже закономеность, но более глубокая, чем объединенный мажороминор.
G - Gm = -3
Gm aol-Bb aol = -3
Gm dor - Bb dor = -3 (Bb dor=G loc)

Еще интереснее становится, когда это применяешь мажоро-минорной полиладовости блюза. Но это другая тема.

И вот, хоть ты об этом не думал в облаках (просто не знаешь пока), но использовал это соотношение ладов в минус три знака.
По твоей логике я могу утверждать, что ты так думал ))

« Последнее редактирование: Марта 23, 2015, 15:24:24 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы \"Облака\"
« Ответ #27 : Марта 23, 2015, 16:44:03 »
eye,  Ну я в музыке "ощущение" и "думание" не противопоставляю. ) Никто же чисто логически-математичечки музыку не сочиняет. Конечно эмпиричесое "думание" основано на ощущениях. Идет поиск вариантов/сочетаний, что-то отбирается, что-то отбрасывается. Найденный интересный момент уже дорабатывается дальше. Я думаю, что ты прав на счет того, что именно так все и шло. Другое дело, что им хватало смелости играть такие гармонии, которые заведомо не хитовые. А у них вдруг они становились хитовыми))) Сейчас на студиях продюсеры боятся лишний аккордик внедрить - народу сложно будет )))) Песня должна с первого раза "войти" в мозг слушателя, который краем уха услышит кусочек "припева" )))

Понятно, что битлз (на пике популярности) могли играть любые аккорды))) Песню надо еще раз послушать. С первого раза не врубился))))

... и добавил:

Что касается малотерцовых модуляций, то сколько себя помню, столько они мне нравятся))) Интуитивно.... Не догадывался о потемнении и просветлении)))
Вот вещица, которая написана как технический этюд. когда я учился играть тэппингом - брал фразы (t - D/3) и по малым терциям их гонял. Потом на записи, конечно привел более менее к форме и получилась такая пьеска. Понятно, что это больше этюд, но "мысль" (или ощущения) проявлются)))
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/knight-of-the-guitar

« Последнее редактирование: Марта 23, 2015, 16:57:19 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #28 : Марта 23, 2015, 17:53:42 »
eye,  Сейчас на студиях продюсеры боятся лишний аккордик внедрить - народу сложно будет ))))
Это в совке продюсеры боятся. В западной поп-музыке всегда искалась индивидуальность, особенность, красота гармоний. И дело не в битлз, а в культуре слушателя.
Получается, что их народу это не сложно. Следующий вывод озвучивать не буду...

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #29 : Марта 23, 2015, 18:14:14 »
Вот Скотт Хендерсон говорил, что в LA слушают только РНБ и компьютерную попсу. ))) На концертах Гамбале, Холсфорда, Скотта Хендерсона - 15 человек (владелей клуба один бывший наш товарищ, который его привозил, сам говорил и ребята видели сами - никто не ходит на эти концерты). Я был в Техасе пол-года назад - та же история. 4 часа сэт группы (достаточно известной в своем жанре, выпускающей пластинки и т.д.) 150$ на всех! СО СВОИМ аппаратом, который надо привезти/разгрузить/установить, отстроить/собрать и увезти.
Женя Хавтан рассказывал в прошлом году был в Сан Франциско - на Пола Маккартни - 3000 зрителей, на диджея из голландии -15 000 ))) В Монтре на фестивале своими глазами видел - на Ли Ретенура -100 чел ))), а выходишь из клуба, а там дискотека - тысячи людей.
В Англии в пяти городах не мог найти ни одного живого концерта. Только караоке в пабах и танцпол с электронным даб степом)) Музыканты  (живые) только на улице - играют для души бесплатно. )))
Так что не стоит идеализировать ситуацию. Все печально с музыкой во всем мире.