Чтение с листа. Ритм.Нотная запись по сравнению с табулатурой имеет ещё одно существенное преимущество – она показывает не только высотное положение звуков (ноты), но и ритм. Ритмично притоптывая под какое-либо музыкальное произведение, мы выделяем главные
доли, и, как правило, через каждые несколько долей можно услышать, как весь ритмический рисунок –
такт – как бы совершает полный оборот и начинается заново. Число долей в такте показывает
тактовый размер, который даётся в самом начале нотной записи, сразу после ключа и ключевых знаков. Пробежав взглядом по нотам музыкального произведения, записанного на нотном стане, вы увидите вертикальные линии –
тактовые черты, которые разбивают композицию на отдельные такты.
Несложно заметить, что размер выглядит как два числа, расположенных одно под другим, как в обыкновенной дроби, причём верхнее число определяет ритмическую пульсацию музыки, а нижнее показывает величину долей. Выражаясь более строгим языком, верхнее число отображает количество долей в каждом такте, а нижнее –
длительности этих долей.
Давайте сначала познакомимся с наиболее распространёнными длительностями нот. Говоря по-простому, существуют разные варианты начертания нотных головок – это зависит от того, насколько долго должна звучать соответствующая нота. Точно так же для
пауз (моментов тишины) разной длительности используются разные символы. Посмотрите на Пример 3.5, приведённый ниже:
![](http://i39.tinypic.com/30j3cdg.png)
[…] В схеме, приведённой выше, каждая последующая нота по длительности вдвое короче предыдущей, а их названия опираются на длительность такта с размером 4/4 (между прочим, в западной популярной музыке это самый ходовой размер).
Короткие ноты принято группировать, соединяя их
рёбрами, что даёт возможность сразу визуально определить, когда начинается каждая новая доля. Сравните следующие варианты записи:
![](http://i41.tinypic.com/1zdqekj.png)
Группировка здорово облегчает жизнь, не так ли?
Всё, обсуждаемое выше, подчинялось, скажем так, двоичному подходу к длительностям нот, однако иногда может возникнуть необходимость втиснуть три ноты равной длительности в размер, обычно подразумевающий наличие двух нот, и в этом случае можно наблюдать следующую картину:
![](http://i42.tinypic.com/a1pp8l.png)
Последняя половина каждого такта в Примере 3.7 демонстрирует ритм, построенный по принципу «три в размерности двух». Бывают и более сложные вещи, но, полагаю, для вас откровением станет тот факт, насколько много музыкальных произведений можно записать на ноты, ограничившись исключительно теми длительностями, с которыми мы уже знакомы.
Для полноты картины нам осталось рассмотреть ещё несколько элементов нотной записи (честное слово, уже почти всё!), а именно:
форшлаги,
залигованные ноты и
ноты с точкой. Все они показаны в примере ниже:
![](http://i39.tinypic.com/a7hl.png)
Теоретически форшлаг имеет нулевую длительность – его следует играть максимально быстро, мгновенно переходя в следующую за ним обычную ноту (что касается гитары, то форшлаг в этом случае играется как обычно, медиатором, после чего хаммером, слайдом или бендом доводится до основной ноты).
Группа залигованных нот играется так: первую ноту берём медиатором, а затем даём ей прозвучать ровно столько, сколько в сумме дают длительности всех нот, последовательно соединённых связующей лигой. В предыдущем примере общая длительность залигованных нот составит полторы доли.
Последняя нота в Примере 3.8 может похвастаться точкой после головки. Это увеличивает длительность ноты на 50 процентов, поэтому если четверть длится одну целую долю, то четверть с точкой будет иметь длительность в полторы доли. Кстати, иногда можно увидеть не одну точку, стоящую после ноты. Каждая точка добавляет половину длительности предыдущего знака, так что, дописав две точки после четвертной ноты, мы дополнительно увеличим её длительность на три четверти доли, три точки прибавят к четверти семь восьмых доли и т.д.
Залогом умения грамотно читать ритм является определённый счёт метрических единиц. Мысленно наложите на каждый такт равномерный счёт «1, 2, 3, 4», где каждое число соответствует одной доле и, следовательно, одному щелчку метронома. Используя такой счёт, можно сыграть приведённый ниже пример, при этом начало каждой новой ноты будет совпадать с соответствующим числом.
![](http://i44.tinypic.com/svqwm0.png)
Если вы имеете дело с восьмыми нотами, то придётся считать «
1 и
2 и
3 и
4 и…» Числа здесь будут расположены в точности так же, как в примере, приведённом выше, а все «
и» попадут ровно посередине между числами. Например…
![](http://i39.tinypic.com/2whjs4h.png)
Если 16-е ноты показали свои уродливые головы, то придётся заполнять промежутки между основными долями и всеми «
и». Обычно это изображают так: «
1 э и а
2 э и а
3 э и а
4 э и а…» Читателям с математическим складом ума этот процесс может напомнить фракталы – один и тот же принцип деления применяется в последовательно уменьшающемся масштабе каждый раз, когда длительность нот сокращается вдвое. Например…
![](http://i41.tinypic.com/qs61op.png)
Если задействованы триоли, то нужно считать как: «
1 и а
2 и а…», растягивая слоги так, чтобы они равномерно заполняли промежутки, как показано на схеме ниже:
![](http://i40.tinypic.com/30wpbsy.png)
Придерживаться этого же подхода вполне реально, даже если внутри триоли сгруппированы ноты с длительностями больше одной восьмой. А проверить, насколько хорошо вы усвоили эту идею, поможет следующий пример, где «3» над нотами означает «вмести три ноты в размерность, предназначенную для двух»:
![](http://i43.tinypic.com/2ylpu7a.png)
Во всех примерах, приведённых выше, важно придерживаться ровного счёта – ведь только тогда он будет задавать координатную сетку во времени и сможет стать ориентиром, позволив вам правильно расставить все ноты. Когда мы учимся читать, сначала мы произносим слова вслух, – так и здесь, в самом начале, скорее всего, будет весьма полезно озвучивать счёт. Спустя какое-то время это станет настолько интуитивным, что вы сможете прекрасно чувствовать счёт без необходимости произносить его вслух.
Вот ещё одна аналогия с чтением слов: когда только начинаешь обучаться музыке, приходится буквально понотно расшифровывать разные ритмы, точно так же, как учась читать, нужно сперва уделять внимание каждому отдельному слову, проговаривая по очереди каждую букву в нём и ускоряя последовательности произносимых звуков до тех пор, пока они не станут звучать как единое слово. Ну а спустя какое-то время начинаешь узнавать распространённые ритмические рисунки, благодаря чему развивается способность усваивать информацию более крупными блоками. Например, вот что происходит при прочтении слова «
яблоко»: встретив его на странице, мы визуально оцениваем общий контур слова и устанавливаем соответствие этого контура данному слову, вместо того чтобы последовательно вчитываться в каждую букву по отдельности. Конечно, при этом больше шансов пропустить случайную ошибку в написании слова, но зато сама информация усваивается гораздо быстрее, следовательно, становится легче сосредоточиться на смысловой нагрузке текста. То же самое и с ритмами – немного попрактиковавшись, вы станете узнавать часто встречающиеся ритмические рисунки, и уже не придётся думать столь сосредоточенно и считать так тщательно, как раньше.