Голосование

Нужно ли продолжение этой темы?

Да, это интересно и полезно.
263 (94.6%)
Нет, кому этот Гован сдался...
7 (2.5%)
Мне всё равно.
8 (2.9%)

Проголосовало пользователей: 278

Автор Тема: Гатри Гован. Теория  (Прочитано 31923 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Первая часть пропущенной ранее главы.

Чтение с листа.

Овладение чтением с листа – это, в общем-то, тема, сама по себе достойная отдельной книги. В рамках данной главы я даже не пытался сколько-нибудь подробно разобрать данную технологию – здесь просто недостаточно места для этого, но ниже я всё же попробую обозначить хотя бы общие принципы. Вот сейчас как раз самое время ставить чайник…

Высота звука.

Музыку принято записывать на нотоносце (нотном стане), который представляет собой набор из пяти линеек. Звуки обозначаются маленькими овалами, которые называются нотами и помещаются на самих линейках или в промежутках между ними, при этом чем выше звук, тем выше на нотоносце будет расположен соответствующий знак – нота. Если звук слишком высокий или низкий, и соответствующая ему нота не умещается в пределах вышеупомянутых пяти линеек, то в этом случае диапазон нотоносца расширяют при помощи более коротких добавочных линеек.

Для того чтобы однозначно установить взаимосвязь положения нот на линейках или между ними с реальной высотой звуков, в начало нотного стана помещают ключ. Музыку, предназначенную для исполнения на инструментах с высоким звучанием, можно записать в скрипичном ключе, в то время как для партий инструментов басового регистра используют басовый ключ, что довольно-таки практично!  Гитарную музыку записывают в скрипичном ключе, но с оговоркой, что на самом деле ноты звучат на октаву ниже, чем написано (это весьма интересная подробность, но можете на ней сильно не зацикливаться). 

Далее приведена схема, демонстрирующая соответствие нот на грифе гитары и нотном стане. Обратите внимание на то, как ловко мне удалось избежать использования неуклюжих добавочных линеек для самых высоких нот, просто записав их на октаву ниже и поместив в этом месте над нотоносцем надпись “8va”.



И тут же становится видно, почему гитаристы с такой неохотой читают с листа, – нотный стан показывает, какие ноты нужно играть, но не говорит ничего про то, где это нужно делать. К примеру, ноту, по высоте соответствующую открытой первой струне (верхней «ми»), при желании можно сыграть в пяти других местах грифа, тогда как, например, на фортепьяно за эту же ноту  отвечает одна и только одна клавиша.

Именно поэтому чтение с листа для гитаристов является гораздо менее естественным занятием, чем для клавишников. Каждый раз, сталкиваясь с нотами, нам приходится прикидывать регистр исполняемой мелодии и в соответствии с этим выбирать ту часть грифа, где без проблем можно сыграть все нужные нам ноты.

Кстати сказать, если вы учитесь чтению с листа по книге, предназначенной для классических гитаристов, то, скорее всего, вам будет предложено начать с открытой позиции (в той части грифа, которая расположена ближе к головке гитары) и продвигаться вверх по грифу. Электрогитаристам я бы посоветовал начинать где-то в районе пятого-седьмого ладов. Упражнения в этой части грифа будут более приближены к «реальной» игре на гитаре, да к тому же в вашем распоряжении окажется более широкий диапазон нот – т.е. можно будет перемещаться вверх или вниз от выбранной по умолчанию позиции, тогда как, начиная от нулевого лада, вы сможете двигаться только вверх.

Взглянув на Пример 3.1, вы не увидите нот с диезами или бемолями. Я не включил их в схему, потому что для них специального положения на нотоносце как бы «не предусмотрено»; для их отображения необходимо перед головкой ноты написать случайный знак альтерации (диез [♯] или бемоль [♭]). Применив случайный знак к какой-либо отдельной ноте, мы автоматически распространяем его действие на все остальные такие же ноты вплоть до самого конца текущего такта (следует иметь в виду, что случайный знак действует исключительно на ноты той же октавы, в отличие от ключевых знаков альтерации, действие которых распространяется на все одноимённые ноты независимо от октавы, в которой они находятся, – прим. переводчика). Для его отмены внутри такта необходимо использовать другой случайный знак – бекар (♮).

Прочие случайные знаки, которые изредка могут вам встретиться, – это дубль-диез () и дубль-бемоль (). Они не столь широко распространены, и у вас даже может возникнуть сомнение в их необходимости (ведь как-никак F звучит в точности как G♮). Зачем это на самом деле нужно, вам станет ясно немного позднее, когда мы коснёмся раздела, посвящённого гаммам, так что не паникуйте. А сейчас я приведу некоторые примеры случайных знаков:



Как вы, возможно, уже догадались, залог беглости в этом деле – это хорошее знание всех нот на грифе. Большинство гитаристов может без особого труда найти любую ноту на струне «ми», но что касается других струн, то тут их познания, как правило, довольно отрывочны. Чтобы исправить такое положение вещей, есть одно хорошее упражнение – составьте список произвольных нот, а затем попытайтесь найти их по очереди на каждой струне. В Примере 3.3 показано схематическое расположение всех нот на грифе до 12-го лада.



Теперь вы почти дошли до той стадии, когда можно взять ноты любого произведения и без труда их расшифровать. Единственное, о чём я ещё не упоминал, – это концепция ключевых знаков.

Дело в том, что количество бемолей и диезов в том или ином музыкальном произведении зависит от тональности данного произведения (например, в тональности «ре-мажор» F♯ – обычное дело, а вот F♮ – это уже редкость). Причины этого явления вам станут ясны позднее, когда мы будем подробно разбираться с гаммами. Сейчас же главное то, что ключевые знаки показывают, какие ноты в данной тональности следует всегда повышать или понижать – для наглядности все необходимые знаки альтерации собираются в одном месте, аккуратно рядышком друг с другом, и выставляются сразу после ключа, что позволяет лишний раз не загромождать страницу случайными знаками. Ниже приведён полный набор всех ключевых знаков:



Вы разгадали принцип, согласно которому я расположил тональности? Здесь порядок их следования определяется так называемым квинтовым кругом, который играет особую роль в музыкальной теории, поскольку он наглядно показывает тесно связанные тональности, располагая их рядом друг с другом, – так, тональность «соль-мажор» (G) отличается от тональностей «до-мажор» (C) и «ре-мажор» (D) всего лишь одним диезом (следует отметить, что и сам порядок расстановки ключевых знаков определяется квинтовым кругом – прим. переводчика).

Например, если взять ноты произведения, написанного в тональности «ре-мажор», то можно заметить два диеза, стоящих сразу за скрипичным ключом. Это значит, что каждый раз, увидев F или C, причём в любой октаве, следует, не задумываясь, играть их как F♯ или C♯, если только рядом с этими нотами не стоит бекар, отменяющий действие соответствующего ключевого знака (нужно иметь в виду, что действие бекара, также как и других случайных знаков, распространяется только на одноимённые ноты данной октавы и только до конца текущего такта – прим. переводчика).

По большому счету, этой информации достаточно, чтобы успешно ориентироваться в нотах на грифе. Как правило, лучше всего сначала установить тональность изучаемого произведения, затем подобрать соответствующую ей ладовую аппликатуру и уже оперировать нотами в пределах данной формы, а не пытаться вместо этого определять на грифе каждую ноту по отдельности. В разделе первой части книги «Гитара – творческий подход», посвящённом переменному штриху, вы найдёте множество подходящих упражнений. Разобравшись с тем, как исполнять то или иное упражнение, можно попробовать сыграть те же ноты, но в иной аппликатуре и в другой части грифа, что даст вам дополнительную возможность как следует попрактиковаться (не говоря уже о том, что в этом случае у вас точно не возникнет искушения схитрить, подсмотрев в табулатуру под нотным станом!). Потратив какое-то время на совершенствование данного навыка, вы разовьёте его до такой степени, что грамотная музыкальная нотация вам начнёт казаться полезнее табулатуры. Ведь последнее – это не более чем набор инструкций для ладовой руки, тогда как нотоносец говорит о смысле музыки на языке теории.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2013, 15:15:54 от sterile_space »

Оффлайн Richmond_iKe

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 376
  • Репутация: +46/-0
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #31 : Мая 23, 2012, 12:29:38 »
Опять таки 500 раз уже читал про квинтовый круг, в данном переводе прочитал и смысл совсем другой открылся. Спасибо!

Оффлайн Антон_Warheart

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1375
  • Репутация: +79/-2
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #32 : Февраля 19, 2013, 22:21:20 »
Офигенно! Спасибо. Будете допиливать перевод?

Оффлайн Wayman

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1639
  • Репутация: +729/-46
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #33 : Февраля 20, 2013, 11:25:46 »
sterile_space, Cпасибо огромное!)

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #34 : Февраля 20, 2013, 11:56:56 »
Офигенно! Спасибо. Будете допиливать перевод?

Постараюсь.

Оффлайн ШИХ

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1654
  • Репутация: +172/-7
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #35 : Марта 07, 2013, 11:40:05 »
Круг просто порадовал
Распечатал, проанализировал
Если двигаемся по часовой стрелке, то каждая последующая тональность захватывает диез седьмой ступени каждого предыдущего аккорда в круге
Если двигаемся против часовой, то каждая последующая тональность захватывает бемоль с каждой четвертой своей ступени включая предыдущие захваты в круге

Оффлайн Crossy

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 64
  • Репутация: +5/-1
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #36 : Марта 11, 2013, 11:32:32 »
Очень интересное чтиво, спасибо!

Оффлайн x-ray

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 98
  • Репутация: +7/-0
  • погладь котэ
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #37 : Апреля 06, 2013, 12:08:34 »
Молодец это даже не то слово!)) Вобщем с нетерпением ждем продолжения))




Оффлайн nsawn7892

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 20
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #38 : Апреля 28, 2013, 11:28:28 »
все замечательно, как перевод, так и сама книга!  Большое спасибо автору темы, затягивает очень, жду продолжения) можно выставить номер электронного кошелька, находятся добрые люди готовые добровольно поощрять проделанную работу.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #39 : Апреля 28, 2013, 13:07:01 »
Большое спасибо, дорогие друзья! Вы меня вдохновляете. В планах - организовать свой ресурс, посвящённый таким темам. Постараюсь вас держать в курсе.

Оффлайн valco

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3038
  • Репутация: +2953/-17
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #40 : Мая 12, 2013, 11:16:07 »
И эхх. Осталось чуток.
Как там дела с продолжением? :rolleyes:

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #41 : Мая 12, 2013, 12:37:44 »
valco, скоро будет. Пока потихоньку выкладываю в соседнем разделе то, что касается техники.

Оффлайн valco

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3038
  • Репутация: +2953/-17
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #42 : Мая 12, 2013, 12:41:20 »
Спасиб.   :chelobiting: Там тоже жду ;)

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Гатри Гован. Теория. Чтение с листа. Ритм.
« Ответ #43 : Мая 19, 2013, 15:21:15 »
Чтение с листа. Ритм.

Нотная запись по сравнению с табулатурой имеет ещё одно существенное преимущество – она показывает не только высотное положение звуков (ноты), но и ритм. Ритмично притоптывая под какое-либо музыкальное произведение, мы выделяем главные доли, и, как правило, через каждые несколько долей можно услышать, как весь ритмический рисунок – такт – как бы совершает полный оборот и начинается заново. Число долей в такте показывает тактовый размер, который даётся в самом начале нотной записи, сразу после ключа и ключевых знаков. Пробежав взглядом по нотам музыкального произведения, записанного на нотном стане, вы увидите вертикальные линии – тактовые черты, которые разбивают композицию на отдельные такты.

Несложно заметить, что размер выглядит как два числа, расположенных одно под другим, как в обыкновенной дроби, причём верхнее число определяет ритмическую пульсацию музыки, а нижнее показывает величину долей. Выражаясь более строгим языком, верхнее число отображает количество долей в каждом такте, а нижнее – длительности этих долей.

Давайте сначала познакомимся с наиболее распространёнными длительностями нот. Говоря по-простому, существуют разные варианты начертания нотных головок – это зависит от того, насколько долго должна звучать соответствующая нота. Точно так же для пауз (моментов тишины) разной длительности используются разные символы. Посмотрите на Пример 3.5, приведённый ниже:



[…] В схеме, приведённой выше, каждая последующая нота по длительности вдвое короче предыдущей, а их названия опираются на длительность такта с размером 4/4 (между прочим, в западной популярной музыке это самый ходовой размер).

Короткие ноты принято группировать, соединяя их рёбрами, что даёт возможность сразу визуально определить, когда начинается каждая новая доля.  Сравните следующие варианты записи:



Группировка здорово облегчает жизнь, не так ли?

Всё, обсуждаемое выше, подчинялось, скажем так, двоичному подходу к длительностям нот, однако иногда может возникнуть необходимость втиснуть три ноты равной длительности в размер, обычно подразумевающий наличие двух нот, и в этом случае можно наблюдать следующую картину:



Последняя половина каждого такта в Примере 3.7 демонстрирует ритм, построенный по принципу «три в размерности двух». Бывают и более сложные вещи, но, полагаю, для вас откровением станет тот факт, насколько много музыкальных произведений можно записать на ноты, ограничившись исключительно теми длительностями, с которыми мы уже знакомы.

Для полноты картины нам осталось рассмотреть ещё несколько элементов нотной записи (честное слово, уже почти всё!), а именно: форшлаги, залигованные ноты и ноты с точкой. Все они показаны в примере ниже:



Теоретически форшлаг имеет нулевую длительность – его следует играть максимально быстро, мгновенно переходя в следующую за ним обычную ноту (что касается гитары, то форшлаг в этом случае играется как обычно, медиатором, после чего хаммером, слайдом или бендом доводится до основной ноты).

Группа залигованных нот играется так: первую ноту берём медиатором, а затем даём ей прозвучать ровно столько, сколько в сумме дают длительности всех нот, последовательно соединённых связующей лигой. В предыдущем примере общая длительность залигованных нот составит полторы доли.

Последняя нота в Примере 3.8 может похвастаться точкой после головки. Это увеличивает длительность ноты на 50 процентов, поэтому если четверть длится одну целую долю, то четверть с точкой будет иметь длительность в полторы доли. Кстати, иногда можно увидеть не одну точку, стоящую после ноты. Каждая точка добавляет половину длительности предыдущего знака, так что, дописав две точки после четвертной ноты, мы дополнительно увеличим её длительность на три четверти доли, три точки прибавят к четверти семь восьмых доли и т.д.

Залогом умения грамотно читать ритм является определённый счёт метрических единиц. Мысленно наложите на каждый такт равномерный счёт «1, 2, 3, 4», где каждое число соответствует одной доле и, следовательно, одному щелчку метронома. Используя такой счёт, можно сыграть приведённый ниже пример, при этом начало каждой новой ноты будет совпадать с соответствующим числом.



Если вы имеете дело с восьмыми нотами, то придётся считать «1 и 2 и 3 и 4 и…» Числа здесь будут расположены в точности так же, как в примере, приведённом выше, а все «и» попадут ровно посередине между числами. Например…



Если 16-е ноты показали свои уродливые головы, то придётся заполнять промежутки между основными долями и всеми «и». Обычно это изображают так: «1 э и а 2 э и а 3 э и а 4 э и а…» Читателям с математическим складом ума этот процесс может напомнить фракталы – один и тот же принцип деления применяется в последовательно уменьшающемся масштабе каждый раз, когда длительность нот сокращается вдвое. Например…



Если задействованы триоли, то нужно считать как: «1 и а 2 и а…», растягивая слоги так, чтобы они  равномерно заполняли промежутки, как показано на схеме ниже:



Придерживаться этого же подхода вполне реально, даже если внутри триоли сгруппированы ноты с длительностями больше одной восьмой. А проверить, насколько хорошо вы усвоили эту идею, поможет следующий пример, где «3» над нотами означает «вмести три ноты в размерность, предназначенную для двух»:



Во всех примерах, приведённых выше, важно придерживаться ровного счёта – ведь только тогда он будет задавать координатную сетку во времени и сможет стать ориентиром, позволив вам правильно расставить все ноты. Когда мы учимся читать, сначала мы произносим слова вслух, – так и здесь, в самом начале, скорее всего, будет весьма полезно озвучивать счёт. Спустя какое-то время это станет настолько интуитивным, что вы сможете прекрасно чувствовать счёт без необходимости произносить его вслух.

Вот ещё одна аналогия с чтением слов: когда только начинаешь обучаться музыке, приходится буквально понотно расшифровывать разные ритмы, точно так же, как учась читать, нужно сперва уделять внимание каждому отдельному слову, проговаривая по очереди каждую букву в нём и ускоряя последовательности произносимых звуков до тех пор, пока они не станут звучать как единое слово. Ну а спустя какое-то время начинаешь узнавать распространённые ритмические рисунки, благодаря чему развивается способность усваивать информацию более крупными блоками. Например, вот что происходит при прочтении слова «яблоко»: встретив его на странице, мы визуально оцениваем общий контур слова и устанавливаем соответствие этого контура данному слову, вместо того чтобы последовательно вчитываться в каждую букву по отдельности. Конечно, при этом больше шансов пропустить случайную ошибку в написании слова, но зато сама информация усваивается гораздо быстрее, следовательно, становится легче сосредоточиться на смысловой нагрузке текста. То же самое и с ритмами – немного попрактиковавшись, вы станете узнавать часто встречающиеся ритмические рисунки, и уже не придётся думать столь сосредоточенно и считать так тщательно, как раньше.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2013, 15:39:18 от sterile_space »

Оффлайн Cpt.Dil

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1950
  • Репутация: +2425/-0
  • НА АБОРДАЖ!
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #44 : Мая 19, 2013, 16:01:23 »
Вот и долгожданное продолжение! :crazy:
Спасибо, sterile_space ! :)