Автор Тема: "Геометрическое" видение грифа - польза или вред?  (Прочитано 6330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн De Niss Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
Речь пойдет о видении разных интервалов, аккордов, ладов в виде "геометрии" на грифе.

Простейший пример мы все освоили еще в начале изучения гитары - это схемы аккордов. Зажмите эту струну здесь, а ту - вон там, и вот вам такой-то аккорд... аккорд запоминается как рисунок, геометрическая схема. Можно вспомнить бокс пентатоники. Играй все ноты и будет типа блюз... :)  Можно видеть на грифе лады, гаммы, ноты аккордов - всё, что угодно.

Теперь собственно предмет спора, который у меня возник недавно.

Надо ли учить такой "геометрической" теории или нет? Пользу это приносит или вред?

С одной стороны, куча западной гитарной литературы построено именно на таком схематичном восприятии грифа. Я вроде бы тоже достаточно  уделяю этому времени и вижу определенную пользу такого подхода.

Но вот вам противоположное мнение.

Мы знаем расположение нот на грифе. Далее предполагается, что, импровизируя на последовательность аккордов, необходимо и достаточно знать ноты, входящие в  лад/тональность и опорные ноты аккордов, которые входят в последовательность. Соответственно, игра строится по нотам ладотональности, чтобы сохранить целостность произведения, с попаданием в нужные опорные ноты. 
Мыслить стоит только и исключительно нотами. Любая попытка представить гриф в виде схем, фигур и т.п., по которым можно бездумно играть - это вред. Так легче найти нужные ноты, но ускользает понимание смысла того, что играется, и развитие музыкального мышления затягивается.

Ну вот как пример:  в топиках типа "Какими пентатониками обыгрывается аккорд..." проскакивают вопросы типа "то есть если я на Am буду играть пенту Dm, то всё будет зашибись?". Имхо, зашибись не будет, если ты не понимаешь, что это уже не пентатоника Dm ибо тоника - ля; то есть налицо механически-непонимающий подход.

С другой стороны, в качестве контр-аргумента, я предложил оппоненту сходу сыграть, например, гамму си-бемоль минор, не пользуясь никаким аппликатурным шаблоном, а вместо этого вспомнить ноты гаммы и сыграть. Получилось не слишком уверенно, не сказать еще хужей.

В общем, где-то есть золотая середина, но где? Как вы видите гриф? Насколько сильны привязки к геометрическим шаблонам и нотам?
« Последнее редактирование: Августа 03, 2006, 19:13:32 от De Niss »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Когда известный джазовый виброфонист Гарри Бертон давал мастер класс в Гнесинке (давно это было), он говорил, что при импорвизации видит  всевозможные схемы в ладах на его "виброборде" (а ведь виброфон не менее нагляден, чем клавиатура ф-пиано). Так же он отметил, что даже у импровизирующих саксофонистов сформировываются некие визуальные представления (типа, ввиде "столбов", но не ручаюсь за точность).
Еще одно замечание по этому поводу -  мне рассказывал один преподаватель (в дж.студии Москворечье), занимавшийся импровизацией в стиле барокко, что он столкнулся с трудностью обучения импровизации в данном стиле музыкантов-профессионалов, закончивших консу. И проблема была решена, когда они стали видеть некие  схемы, по которым могли потенциально двигаться. Они брали произведение Баха, анализировали линии и состовляли схемы из нот. После этого игрались "вариации". Не возьмусь сейчас ручаться за точность изложения этой идеи, но суть примерно такова была..
Конечно, эти  схемы не должны заменять предслышание и тд. Все это имеет смысл, если схемы "звучат". Этого часто нет у начинающих музыкантов, которые меняют местами "хвост и голову" - играют, глазами, а уши почти бездействуют. Поэтому надо различать тупую игру "по фишкам" и своего рода частный случай зрительно-слуховой синестезии, помогающий "визуализировать" слышимые внутри звуки, генерировать идеи, находить их воплощение на инструменте.
 Кстати (или не кстати), но Бережанский сказал, что при распознавании нот в его упражнениях некоторым помогает предстваление клавиатуры (или грифа), то есть существует  некая моторно-двигательно-визуально-слуховая взаимосвязь и эти геометрические представления играют не последнюю роль. Короче надо слышать всю эту "геометрию". Все это для "взрослых", которые видят ноты на "борде" своего инструмента и слышат то, что играют. А детей надо отучать играть глазами по фишкам, чтобы исправить приоритеты.

Оффлайн AT0N

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 139
  • играю джаз/фьюжн-кор
С геометрических шаблонов намного проще начать (мне). Пока Запомнишь расположение нот на грифе уже можно колбасить потихоньку импровизацию. Это ужЕ другой уровень, эволюция. Выучив боксы можно "бездумно" играть, но необходимо знать расположение нот в геометрической схеме, чтобы брать именно ТУ ноту, а не "следующую".

Оффлайн Stratix

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1787
С геометрических шаблонов намного проще начать (мне). Пока Запомнишь расположение нот на грифе уже можно колбасить потихоньку импровизацию. Это ужЕ другой уровень, эволюция. Выучив боксы можно "бездумно" играть, но необходимо знать расположение нот в геометрической схеме, чтобы брать именно ТУ ноту, а не "следующую".
аналогично
я гриф геометрически вижу, а нот стыдно признатся не знаю.. :(
вернее знаю де какая но практически не использую это...
ну и лад естесственно нужно обязательно знать (по-моему)

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Re: "Геометрическое" видение грифа - польза и&#
« Ответ #4 : Августа 04, 2006, 00:21:57 »
Мне кажется, "аппликатурный костяк" и даже геометрическое видение на ранней стади обучения развивает предслышание, которое необходимо для импровизации... В принципе, вовсе не обязательно знать, как называется та или иная нота и как называется тот или иной лад... Важно слышать их!
« Последнее редактирование: Августа 04, 2006, 00:24:03 от GrimGOR »

Оффлайн VikingKong

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 462
  • Циник
Трудно сказать... Скажем, упомянутую гамму си-бемоль минор я не задумываясь сыграю по знакомой аппликатурной формуле, а там уж если кто для проверки попросит меня сыграть на одной струне - сыграю тоже, поскольку формулы гамм на одной струне тоже знаю, да и по слуху легко: уж оперировать интервалами большая - малая секунда на слух несложно...
Тем не менее, уверен, что мыслить нужно все же нотами (музыка - это ноты, а не последовательность движений пальцев), но звучащие в голове ноты нужно сразу видеть на грифе. Должно быть некое взаимодействие между аппликатурными формами и нотами в голове - набор нот должен транспонироваться в последовательность струн и ладов и наоборот: играя некую аппликатурную формулу нужно заранее слышать, как она звучит. Вопрос практики... А лично я в этом плане извращенец, поскольку обычно, слыша мелодию представляю себе не гриф, а фортепианную клавиатуру (она для меня гораздо проще и логичнее) - наследие клавишника с детства дает о себе знать :biggrin: Хотя представить соответствующие ноты на грифе тоже могу, но это для меня уже не столь естественно :redface:
« Последнее редактирование: Августа 04, 2006, 01:56:14 от VikingKong »

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4970
Конечно важнее всего слышать и иметь способность въехать в ноту (на гитаре это не трудно). Я даже
когда-то предлагал упражняться с закрытыми глазами. Запомнить нотный фрагмент, лик какой-нибудь,
представить себе его, попробовать пропеть, потом представить(хоть приблизительно) как выглядит
на грифе, и с закрытыми глазами играть - так мозг приучается слушать и слышать, а руки сами находить
нужный звук. ИМХО  (на себе не пробовал - патологическая лень мешает) .

Вообще прикинуться слепым гитаристом - думаю слух и автоматизм рук хорошо разовьет.

Оффлайн De Niss Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 49
Тогда еще один вопрос вдогонку.

Когда вы импровизируете или сочиняете что-то на последовательность аккордов, вы чаще всего воспринимаете и видите одну тональность, один лад, одну аппликатурную сетку с изменяющимися опорными нотами, или разные "картинки" на каждый аккорд?Если и так, и эдак, то что бывает чаще и  от чего зависит?

Оффлайн Engel

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 379
Ну, если отбросить модуляции, то по сути у меня есть одна тональность. Та, в которой написано произведение. В ней я и играю. То есть, грубо говоря, одна схема. Дальше уже можно вводить какие-то альтерации. (это на гитаре).
А на ф-но вобще все на слух и только на слух. Тут как бы вот что получилось: после долгих лет практики у меня нет совершенно никакой необходимости видеть или помнить лады или аккорды, мне не нужно (в плане игры на инструменте) знать их устройство. Все настолько прочно засело в руках, что играется бессознательно. То есть, голова как бы отключается и все.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
"- Вы что предпочитаете - водку или спирт?
- Не знаю, все такое вкусное..." (с)
Все зависит от ситуации - горизонтальный, вертикальный, диагональный подходы, все существует одновременно и параллельно. Так же как сама нота имеет несколько функций относительно главной тоники, местной тоники и тоники аккорда (а для кого-то может еще и "абсолюной" тоники).
Плюс - это вопрос слышания (или просто "знания", соответственно и импров. идет не от ушей, а от головы) тональности, отклонения, отдельных аккордов.

Может у кого-то действительно "нет совершенно никакой необходимости видеть или помнить лады или аккорды" и он может играть на Giant Steps "бессознательно", с отключенной головой. А может человек играет такой примитив, что у него и необходимости не возникает знать ничего, кроме ля минора..


Оффлайн Петр Красов

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 6371
  • Цифра жрёт мой звук. Приятного ей аппетита.
Необходимо. Изучать теорию музыки, лады и тональности применительно к бумажной записи лучше на фортепиано. А геометрию грифа знать нужно на 5 с плюсом. Это особенно актуально при аккордовой технике, чтобы быстро  в уме строить различные интервалы от любой ступени и в любой тональности.

Оффлайн Sex Master

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
  • аватар удален модератором
Играть нужно душой и ушами, а видение грифа, аппликатуры, фишки и тд запоминаются естественным путем постепенно...

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
В общем, где-то есть золотая середина, но где? Как вы видите гриф? Насколько сильны привязки к геометрическим шаблонам и нотам?
Не существует золотой середины. Вообще говоря, различают три способа восприятия информации - визуальный, аудиальный и кинестетический. У разных людей преобладает тот или иной способ, хотя остальные два тоже обязательно присутствуют. Кому-то легче "видеть" ноты, кому-то - "слышать", а другому - "чувствовать". Лично мне, несмотря на преобладание аудиального восприятия, легче все же с помощью анализа (это уже благодаря математическому складу ума) разработать шаблоны, проекционные плоскости, что ли, с помощью которых я в дальнейшем могу не задумываясь придать звуку необходимый колорит.
К тому же есть еще такое понятие - психомоторика. Благодаря этому замечательному природному механизму удается играть именно "то, что хочешь", а не "как получается".
Отсюда вывод - не существует единственно верного подхода. Конечно, нужно знать теорию, нужно видеть гриф, нужно "предслышать" и нужно все пропускать через себя. Но все это делают немного (или значительно) иначе, поэтому все музыканты звучат по-своему, не похоже на других, и это прекрасно. :)

Оффлайн Rollo

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 94
  • Зарегистрированный
    • http://
Я тут ментально представил себе образ визуально-тактильно джемующих музыкантов)))
 

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
Я тут ментально представил себе образ визуально-тактильно джемующих музыкантов)))
Это Вы фильмов не теХХХ насмотрелись, вот Вам и видятся групповые занятия тактильностями... А с ментальностью что-то делать надо... Не запускайте, а то еще и не такое привидится... ;)