Автор Тема: "Геометрическое" видение грифа - польза или вред?  (Прочитано 6329 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Demon Rax

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2669
  • Perfect Stranger
    • http://www.nigiri.ru
Была у меня книжка про фехтование. Не про современное, а про искусство владения мечом в древней Японии. Там приведена письменная переписка Великого Мастера с учеником, или что-то вроде того. Так вот, эта философия удивительно как мне кажется подходит и к гитаре.

Вкратце суть такова. Изначально, когда человек берет в руки меч (или гитару), его мозг целиком охвачен мыслями о нем. Это первая стадия знакомства с инструментом. Ты должен постоянно думать, что именно делаешь, как поворачивать руки, какие мышцы задействовать, как дышать и прочее. Большая часть работы мозга уходит на управление своими руками. Потом, по мере освоения искусства, человек заучивает приемы, движения, изучает так сказать механически, осваивает "гаммы", геометрически запоминает "аппликатуры и гриф". И в определенный момент человек уже просто мыслит ими. Все что он может - это делать заученные движения, "бегать по гаммам" и прочее. Это вторая стадия, она как бы ущербная, ее обязательно надо пройтии перейти к следующей, самой главной, третьей стадии. Мастер поясняет, что теперь ты должен забыть, все что учил. Очистить свой мозг от этих знаний. Они уже не нужны, их помнят руки, плечи, пальцы, меч, гитара. Мозгу это все уже не надо, и это все надо насильно выкинуть из головы и мыслить отрешенно. И вот только когда ты полностью избавишься от знаний, забудешь все и во время фехтования мозг будет занят другими, более важными мыслями, а не технической информацией - только тогда ты будешь близок к мастерству овладения инструментом. Надо освободить свой мозг от мыслей о мече (гитаре) и освободить меч (гитару) от управления мозгом.

Мне кажется, что это очень и очень правильно. Когда тебе не надо думать о том, как реализовать ту или иную мысль, не надо вдумываться в строение гаммы или аппликатуры, то ты можешь мыслить музыкой, а инструмент сам реализует то, что у тебя играет в голове.

Поэтому мне кажется нужно овладевать теорией, изучать лады и лад, впитывать как можно больше информации. И потом все это забыть.

И еще неизвестно, что сделать сложнее - освоить все или забыть...

Оффлайн Rollo

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 94
  • Зарегистрированный
    • http://
2 amilla  Вы меня неправильно поняли, хотя и неплохо))
Хотел сказать, что музыкант по вашей класификации (НЛП, Эриксонианский гипноз) является только аудистом. Варианты возможны, конечно, но тогда надо употреблять химию. Так же как художник является визуаналистом, а мануальщик кинестатиком...а тракторист мотористом)))
Поэтому основная проблемма и цель занятий, как я думаю, - это "слышать".
У меня был друг, который не обучаясь нигде, мог сыграть запомнившуюся мелодию на чём угодно, хоть на заборе, кстати, а запоминал он не хуже магнитофона. Тут уж психомоторикой не объяснить ничего...
 
 

Оффлайн In_My_Bottle

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 26
  • गुर
Как я понял, автор противопоставляет аппликатурное видение грифа и просто работу слуха.
Когда вы печатаете на клавиатуре, вы ведь знаете где находятся буквы, и знаете, какие буквы нужно нажать, что бы написать слово. В мозге в момент печатания вы может даже на бессознательном уровне представляете клавиатуру, поэтому знаете, где какие клавиши. Или, например, попробуйте написать на листочке бумаги слово, не смотря на листок, когда вы будите писать вы как бы представите движения ручки, это на автомате у многих еще со школы-института. Задача ежедневной практики развить данную способность на гитаре. Это отличается от того, если бы вы тупо уставились в гриф. Когда будет ВЗАИМОСВЯЗЬ аппликатурных конструкций и звуков в голове, вы сможете легко выражать эмоции через музыку. Часто что бы разучить композицию важно понять, уловить настроение, тогда и все остальное пойдет само. Когда вы слушаете музыку, у вас откладывается в подсознание определенная связь тональностей, интервалов и эмоций. Даже одна нота несет в себе определенную эмоциональную нагрузку. Для музыканта слух самое главное. Слух - умение слышать и дифференцировать звуки. Способность без инструмента, с помощью воображения составить определенную мелодию и переложить на инструмент. Слух это и есть способность слышать и чувствовать эмоциональное различие одной ноты от другой.
О том, что у каждого преобладает определенный способ восприятия внешней информации верно, но не для музыканта, музыкант воспринимает информацию внутреннею, иначе это не музыкант, а математик, и музыка его будет эмоционально окрашена по математически (сами знаете какие у математики эмоции). Ведь музыка не только ноты, но и замирания, динамика, ритм и прочее, и прочее, список вы можете продолжить лучше меня. Хорошая музыка значит живая. И как кто-то еще давно сказал: "Гитарист - профессия не думающая". Все-таки гитарст - музыкант.

Оффлайн Rollo

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 94
  • Зарегистрированный
    • http://
Вот это действительно так, присоединяюсь.
Одно время я брал уроки у одного сильного и довольно известного джазмэна.
Насколько могу судить, подход к обучению состоял в том, что бы помочь стать музыкантом, технически гитарные проблеммы как бы немного отодвигались на второй план. Конечно надо знать боксы, арпеджио, схемы...барэ на пятом ладу)) и проч. Но главное наставление было такое, -
"сними 20 понравившихся произведений. Сначала тему(петь на память обязательно), затем гармонию и импрвизацию. Транспонируй в несколько тональностей. Вот тогда будет о чём с тобой говорить")))
Короче я снял пару тем и понял, что лучше мне молчать)))

Оффлайн Flamestrike

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 901
С другой стороны, в качестве контр-аргумента, я предложил оппоненту сходу сыграть, например, гамму си-бемоль минор, не пользуясь никаким аппликатурным шаблоном, а вместо этого вспомнить ноты гаммы и сыграть. Получилось не слишком уверенно, не сказать еще хужей.

Имхо это из разряда "не думай о белой обезъяне". Каким именно образом ты предлагаешь сыграть гамму, чтобы быть уверенным в том, что шаблоном не пользуешься?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Каким именно образом ты предлагаешь сыграть гамму, чтобы быть уверенным в том, что шаблоном не пользуешься?
ну, например, задание: "сыграй гамму Gm мелодический по 5 нот на струне по всему грифу, начиная от ноты Ми". (Можно одним пальцем).
Для начала можно даже проще: "сыграй Фа мажорную гамму по всему грифу по четыре звука на струне, начиная с любой ступени".

Оффлайн DeFender

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 380
  • Зарегистрированный
    • guitarforsale.ru
Для начала можно даже проще: "сыграй Фа мажорную гамму по всему грифу по четыре звука на струне, начиная с любой ступени".

Ой. Это ж Хоу получиться.

Оффлайн Серёга

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Теоретик
Цитировать
Надо ли учить такой "геометрической" теории или нет? Пользу это приносит или вред?

Надо - не надо... Не важно. Если есть конечная цель всех занятий - непосредственное воплощение внутренних образов в звуки, т. е. чтобы ты уже не задумывался, где взять какую ноту, и чтобы тебя не останавливали вопросы типа где зажать и где дёрнуть, чтобы ты просто ловил настроение, и оно безприпятственно проходило через голову, руки и просто звучало, то твой выбор промежуточных целей типа видения грифа ты сделаешь сам в соответствии с отобенностями твоего мышления.
Лично я больше склоняюсь к мышлению нотами. Беру, например, тональность фа минор и в ней "снимаю" музыку, которая звучит или пытается звучать в моей голове. Но даже при таком подходе у меня наработались какие-то апликатурные фишки, т. к. есть какие-то любимые фразы, ходы, которые играются во всех тональностях, и, в силу особенностей инструмента у этих фраз почти всегда одна и та же апликатура, независимо от тональности, и эти фразы уже сидят в пальцах.

Цитировать
Я тут ментально представил себе образ визуально-тактильно джемующих музыкантов)))
во-во

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
ну, например, задание: "сыграй гамму Gm мелодический по 5 нот на струне по всему грифу, начиная от ноты Ми". (Можно одним пальцем).
А в нисходящем движении с какой ноты посоветуете начинать?
Хотел сказать, что музыкант по вашей класификации (НЛП, Эриксонианский гипноз) является только аудистом.
Забавно, что хотели сказать то, что сказали, именно Вы, а не я. Почитайте внимательней мой постинг на эту тему:
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=39204.msg634277#msg634277
и пострайтесь все же не решать за меня, что я хотела сказать, ок?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А в нисходящем движении с какой ноты посоветуете начинать?
ну... вообще-то я не говорил про восходящее движение, значит тоже от Ми, у кого есть :)
На самом деле - не имеет значения. Надо начинать все время от разных нот, чтобы не вырабатывались интервальные "однострунные боксы", а думалось нотами.

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
А в нисходящем движении с какой ноты посоветуете начинать?
ну... вообще-то я не говорил про восходящее движение, значит тоже от Ми, у кого есть :)
Интересно, а где в  мелодическом Gm при нисходящем движении есть нота Ми? И что делать тем, у кого ее нету? ;)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
а... вот в чем дело... детская музыкальная школа - вверх такие ступени, вниз такие... уже забыл про эту чушь...
Ну, назовите тогда ЭТО не мелодическим минором, а E локрийским с бекар 2 или С лидийскомиксолидийским... этот ЗВУКОРЯД (мелодического минора) играется (в основном в джазе) в таком виде как вверх, так и вниз.
***И что делать тем, у кого ее нету?***
Понять суть упражнения и заменить на то что есть, я ж написал: "надо начинать все время от разных нот".
Или я не понимаю второго смысла подмингиваний? Где тут сеновал?

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
Или я не понимаю второго смысла подмингиваний? Где тут сеновал?
На сеновал я Вас не приглашала, но распинаться на тему лидийско-миксолидийского лада(ака джазового минора), право, не стоило. Я не ставила под сомнение Вашу компетентность. Да и совет Вы дали скорее в шутку. Вот я и подмигиваю, чтобы Вы мои слова не воспринимали как подкол...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Какой совет я давал в шутку?
А насчет звукоряда "мелодического минора" я не распинался , как  Вы грубо изволили выразиться, а отвечал на Ваш же вопрос.

Оффлайн amilla

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • miss GuitarPlayer.Ru
    • Алиса Миллер :: Персональный сайт
eye, подмигивала я Вам, подмигивала, но Вы все равно не поняли. Жаль.