Автор Тема: Характерные ладовые гармонии  (Прочитано 4739 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Характерные ладовые гармонии
« : Октября 13, 2013, 13:10:44 »
Наверное, есть гармонии (последовательности аккордов), которые раскрывают тот или иной лад, т.е. заставляют мыслить в этом ладу, наталкивают на него. Например, последовательность Am - Dm - E7 - Am заставит играть в гармоническом миноре, С - F - G7 - C — в натуральном мажоре.

Для других ладов всё будет несколько сложнее, поскольку слух обычно "замылен" функциональным мышлением в стиле T - S - D, которое навязано популярной классической музыкой, и многими образцами лёгкой музыки (от дворовой песни, попсы, шансона и бякарока до традиционного джаза даже).

Во вложении поста файлы "111" демонстрируют дорийский лад на гармонии Em - D - A - Em, и файлы "222" — миксолидийский лад на гармонии E - D - A - E.

Видимо, чтобы оказаться в ладовой гармонии, нужно играть последовательности аккордов с функциональной точки зрения немного "против шерсти", когда S следует после D. Кроме того, нужно брать аккорды, которые включают характерные повышенные/пониженные ступени целевого лада.

Предложите, пожалуйста, аналогичные последовательности аккордов (а может, и готовые мелодические фразы, как во вложении) для лидийского и фригийского, эолийского и ионийского.

Оффлайн Jesus3

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 593
  • Временное восстановление и подготовка...
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #1 : Октября 13, 2013, 19:54:02 »
зашёл сюда только для того,чтобы создать аналогичную тему)
вот мужики,посоветуйте.обрисуйте)

ну решил подробнее изучить лидийский лад,после того,как узнал,что в одной из наших песен он используется;))
ну и остальные....

итак,я долблю квинту до мажора.лидийский на него будет как натуральный,но только от ми.
и вот если долбить эту гамму под до-то вроде звучит,и если потом шибануть EM квинтой,то чем это отличается от натурального ми минора?)
как,куда и что?)
ибо слегка вкурил,но тяжко...если ткнёте в книженцию какую-нибудь(не теория музыки для пианистов,а что-нить более прямой и современное)-буду крайне благодарен)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #2 : Октября 13, 2013, 23:04:02 »
итак,я долблю квинту до мажора.лидийский на него будет как натуральный,но только от ми.
и вот если долбить эту гамму под до-то вроде звучит,и если потом шибануть EM квинтой,то чем это отличается от натурального ми минора?)
Только тем, что тоника До, а не Ми. Звукоряды натурального Ми-минора и лидийского До совпадают, но тоники разные. Значит, разница будет только в том, как из этих нот построить мелодическую линию. Если построить её так, чтобы слушатель поверил, что тоника — До, это будет лидийский. А для этого могут понадобиться ещё и характерные последовательности аккордов. Скажем, если сыграть аккорды Em-D-С, сделать тоникой ноту До будет очень тяжело, будет проситься тоника Ми. Собственно, об этом и тема: какие самые характерные последовательности аккордов для того или иного лада.

Оффлайн Guns-N-Flowers

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #3 : Октября 13, 2013, 23:10:41 »
зашёл сюда только для того,чтобы создать аналогичную тему)
вот мужики,посоветуйте.обрисуйте)

ну решил подробнее изучить лидийский лад,после того,как узнал,что в одной из наших песен он используется;))
ну и остальные....

итак,я долблю квинту до мажора.лидийский на него будет как натуральный,но только от ми.
и вот если долбить эту гамму под до-то вроде звучит,и если потом шибануть EM квинтой,то чем это отличается от натурального ми минора?)
как,куда и что?)
ибо слегка вкурил,но тяжко...если ткнёте в книженцию какую-нибудь(не теория музыки для пианистов,а что-нить более прямой и современное)-буду крайне благодарен)
Лидийский мажор отличается одной нотой от обычного мажора тем, что там будет тритон о тоники. Этот лад хорошо звучит в приблюзованных вещах, т. к. тритон от минорной тоники это и есть пресловутая "блюзовая нота", а тритон от мажорной тоники - Лидийский Лад.
Главным образом это влияет на то, какими будут от каких ступеней септаккорды в этом ладу. Если в обычном до-мажоре тонический аккорд будет Cmaj7, субдоминанта (4 ступень) Fmaj7, а доминанта (5 ступень) G7, То в лидийском мажоре тонический аккорд будет так же Cmaj7, а вместо Fmaj7 будет F#dim, т. е. фа диез уменьшенный септаккорд , состоящий целиком из малых терций во все стороны. А вместо доминанты будет Gmaj7, а не G7, за счет чего не будет такой сильной "напряженности" во время аккорда доминанты, как в обычном мажоре. Но фишка тритона как раз в том, что его можно использовать как проходящую ноту и тем самым создавать зловещее (а иногда и приблюзованное, лирическое) звучание, чем очень много пользуются Вай и Сатриани, т. к. лидийский лад в их произведениях встречается крайне часто. Надеюсь понятно обьяснил)
« Последнее редактирование: Октября 13, 2013, 23:13:13 от Guns-N-Flowers »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #4 : Октября 13, 2013, 23:31:31 »
...в лидийском мажоре тонический аккорд будет так же Cmaj7, а вместо Fmaj7 будет F#dim, т. е. фа диез уменьшенный септаккорд , состоящий целиком из малых терций во все стороны.
Вместо Fmaj7 будет F#m7b5, полууменьшённый септаккорд.

Однако, альтерация аккордов ещё не означает смену тоники. И альтерированный До-мажор может не производить впечатление лидийского. Чтобы звучание стало лидийским, нужны характерные последовательности аккордов.

Оффлайн Guns-N-Flowers

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 785
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #5 : Октября 14, 2013, 13:12:04 »
Вместо Fmaj7 будет F#m7b5, полууменьшённый септаккорд.

Однако, альтерация аккордов ещё не означает смену тоники. И альтерированный До-мажор может не производить впечатление лидийского. Чтобы звучание стало лидийским, нужны характерные последовательности аккордов.
ах да, в натуральном миноре же не будет септы минорной, извиняюсь забыл совсем)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #6 : Декабря 26, 2014, 23:46:55 »
Подниму старую тему, может, удастся её оживить.

Оффлайн Alex__H+G

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1904
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #7 : Декабря 27, 2014, 02:34:43 »
обсуждали уже  . http://www.ultimate-guitar.com/columns/the_guide_to/the_ultimate_guide_to_guitar_chapter_iv_3_chords_-_modal_chord_progressions.html
Цитировать
"One of the challenges of building a modal chord progression is to really bring out the different feel of the various modes. Without care in chord selection, this character can become obscured."

"here's a quick recap of the most used chords in modal vamps in each mode:

Ionian:        IMaj7 - IVMaj7 - V7
Dorian:        i6 - ii7 - IV7
Phrygian:      i - bIIMaj7
Lydian:        I - II7 - VMaj7
Mixolydian:    I7 - bVII
Aeolian:       i - iv(6) - v
Locrian:       i°   
Once more, I'll remind you that the chords listed above aren't the only chords that should ever be used in a modal progression in the listed mode... the other chords from each harmonized mode can be used as well               "

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #8 : Декабря 27, 2014, 11:24:33 »
Ionian:        IMaj7 - IVMaj7 - V7
Так это натуральный мажор выходит :hmmm:
Цитировать
Aeolian:       i - iv(6) - v
А это натуральный минор.
Да кстати, и i - v - iv(6) тоже для натурального минора прокатит. Если доминанта минорная, то ход D => S довольно обычен, не?
« Последнее редактирование: Декабря 27, 2014, 11:27:11 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #9 : Декабря 27, 2014, 20:34:40 »
В одноголосной музыке все лады (и даже локрийский) примерно равноправны. Но в гармоническом изложении (играя их  терцовыми аккордами) одни лады воспринимаются логично, а другие нет. Так ионийский, где аккордовые ступени расположены таким образом, что сразу образуется системность  выделился относительно других ладов и стал мажором. Мажором он стал не потому что это кому-то захотелось, а потому что в гармоническом изложении обнаруживается АКУСТИЧЕСКАЯ закономерность и на ее основе в голове возникает системность.
А вот у локрийского лада, играя аккордами, такой системности нет изначально, так как тоника полууменьшенный аккорд. Поэтому его играть, аккомпанируя аккордами не получится, так как гармонические тяготения не дадут ощущения лада. Слух будет искать другую тонику (об этом говорили в соответствующей теме, которая тут в разделе есть).

Некоторые лады обладают своей аккордовой функциональностью, отличной от мажора-минора. Поэтому термин дорийская субдоминанта хоть и строго говоря вызывает вопросы по термину, но с точки зрения закономерности вполне подходит.

Лично я считаю, что в каждом ладе (исключая мажор), есть свои устоявшиеся сетки (последовательности), характерные для лада. Но некоторые ступени в этом ладу выбивают из седла. При их использовании функции лада автоматически перенастраивают на другой лад.

Вот например в дорйском ладу гармония i IV звучит по "дорийски функционально" (тоника - дорийская субдоминанта). А вот на гармонии, к примеру, i ii7 v7  дорийнская функциональность пропадает и кажется что это натуральный минор от тоники на пятой ступени. То есть аккорды Dm7 Em7 Am7 настраивают слух на s d t  в Amoll ....

И потом, я пришел к выводу, что не слух испорчен мажоро-минором, а гармоническое изложение заставляет мыслить функционально. В гармоническом изложении лада начинают работать другие (акустические) законы, которые не проявляются в одноголосном изложении. Поэтому обычное перебирание аккордов диатоники с остановкой на другой тонике, как это легко делается в одноголосном изложении, в аккордом изложении не работают. Но в каждом ладе есть обороты, которые хорошо вписываются в гармоническую систему и звучат впечатляюще. Если же кто-то хочет сохранить лад, то гармонизацию надо делать по другим принципам. Не на терцовых аккордах, от каждой ноты лада, а составлять к каждому ладу свою систему, которая бы отражала лад как гармоническую систему.
« Последнее редактирование: Декабря 27, 2014, 20:36:38 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #10 : Декабря 27, 2014, 21:12:00 »
Так ионийский, где аккордовые ступени расположены таким образом, что сразу образуется системность  выделился относительно других ладов и стал мажором.
Значит ли это, что ионийский невозможен в гомофонном складе? А эолийский?

Если же кто-то хочет сохранить лад, то гармонизацию надо делать по другим принципам. Не на терцовых аккордах, от каждой ноты лада, а составлять к каждому ладу свою систему, которая бы отражала лад как гармоническую систему.
А что за "своя гармоническая система"? "Другие" принципы — это какие? И как составлять эту систему? Может, кто-то уже составил?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #11 : Декабря 27, 2014, 21:32:44 »
Ионийский и эолийский лад, при гармоническом изложении назвали мажором и минором. (вследствии его функциональных акустических свойств, которых нет в других ладах)

Систему обыгрывания лада не встречал, так как возможны сотни вариантов. Каждый это делает как хочет. Так как звукоряд известен и составить из него благозвучный аккомпанемент к той или иной мелодии дело вкуса.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #12 : Декабря 27, 2014, 21:47:06 »
Ионийский и эолийский лад, при гармоническом изложении назвали мажором и минором. (вследствии его функциональных акустических свойств, которых нет в других ладах)
ОК, значит, ионийский и эолийский при гармоническом изложении ничем не отличаются от мажора и минора.

Систему обыгрывания лада не встречал, так как возможны сотни вариантов. Каждый это делает как хочет. Так как звукоряд известен и составить из него благозвучный аккомпанемент к той или иной мелодии дело вкуса.
Да, но "терцовые аккорды, от каждой ноты лада" исключаются, и это уже не вопрос вкуса.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #13 : Декабря 27, 2014, 22:08:06 »
MrLf с некоторых пор я перестал отвечать на ваши вопросы... Вы тут задаете вопросы, которые знают дети из ДМШ, но при этом вы учите методике гармонического анализа (людей с высшим муз. образованием)))) Так что я отваливаю)))

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Характерные ладовые гармонии
« Ответ #14 : Декабря 27, 2014, 22:24:33 »
Вы тут задаете вопросы, которые знают дети из ДМШ...
Это неправда, и Вы это прекрасно понимаете.