Автор Тема: Хочу написать мелодиЮ с лидийским настроением.  (Прочитано 6036 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
darkmagus, а вот нет уверенности, что
Цитировать
Такое специфическое звучание и требуется по сабжу

Цитировать
Это научно или антинаучно? ))
Научно. Главное понимать, когда оно применимо. В современной джазовой гармонии часто попадаются вещи, по принципу вертикального и горизонтального движения по ладовым структурам.

Но...

Для меня то, что тут назвали лидийским настроением -- это лидийский лад, в котором соответственно все движения по функциям лада.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
"Вот допустим есть тональность ля минор и аккорды в этой тональности. Я хочу положить на эти аккорды мелодию так чтоб у нее было лидийское настроение."
Это абсурд наверное. ИМХО Вам надо прокачать понимание понятия "лад".

Что Вы понимаете под "лидийским настроением"?
« Последнее редактирование: Октября 07, 2011, 17:08:15 от Евстафий »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Хм, странно... А мне удобнее каждый аккорд представлять в виде ступеней. В аккорде соль четвёртая ступень будет до. Но это для меня по видимому то же самое, что вы называете интервалами.
Если в трезвучии G есть звук До, то это будет Gadd4 (либо Gadd+4, но используется обычно G-5).
То есть ваш лад меняет и гармонию. Это надо учитывать.
Цитировать
С# появляется только тогда, когда я обыгрываю (и когда звучит) аккорд G. И в момент звучания G я мысленно оперирую нотами только этого аккорда с соответствующими тяготениями, но никак не ладом танальности Am. Это научно или антинаучно? ))
А какие у вас там тяготения "соответствующие"? Вы можете спеть, находясь в Ля миноре Соль лидийский?
Если вам реально удается начать слышать Соль как тонику, то ОК. То есть вы фактически избавляетесь от тональности Ля минор. Это не всегда возможно легко сделать.
Цитировать
Но лично я, если бы стояла такая задача, добиться лидийского звучания, сделал бы лидийский интервал только в двух аккордах - C и F, а G оставил бы как доминанту в виде G7.
Тогда фактически вы получаете в одном случае ля натуральный (ничего не изменится, когда на F) и ля дорийский (когда на до используете f# ). Ведь эти аккорды (C,F) подчинены основной тонике (Am). То есть формально вы можете думать - "это До лидийский лад", но для слушателя это будет все та же тональность Ля минор, в которой звучит некий аккорд на III ступени плюс f# дающий в целом относительно Ля дорийское звучание.
Но если вы задержитесь надолго на аккорде До, или иначе сделаете его тоникой, то - да, будет лидийский лад. Но это уже будет До мажор лидийский, а не Ля минор.

То, о чем вы пишите - "вертикальная полимодальность2 при обыгрывании аккордов, конечно, "научна", но это довольно сложная продвинутая техника, скорее джазовая, которая не всегда подойдет - нужно учитывать гармонический контекст, какие аккордовые вертикали используются, аранжировку, стилистику и тд.
Вы пытаетесь, как в том анекдоте, объяснить ребенку, что такое аборт, а он спрашивал в контексте  "волна бьется о борт корабля"
Думаю, что на том уровне на котором был задан вопрос, это все излишнее и прав Евстафий.



Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
eye крут .Виден талант педагога  :) Я так доходчиво объяснить не могу...
Один вопрос, почему "научна" в кавычках?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Один вопрос, почему "научна" в кавычках?
Я бы всю музыкальную науку взял в кавычки )

Цитировать
Виден талант педагога
Да, есть такая проблема. Иногда объясняешь ученику все правильными словами - ступени, ноты, бла-бла, он не понимает, хлопает глазами. А рядом другой ученик слушает, слушает, а потом не выдерживает  - "первым пальцем сюда нажми!". И все, проблема решена  :D
« Последнее редактирование: Октября 07, 2011, 20:12:56 от eye »

Оффлайн bott Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
Народ чо то вы тут пипец дисскуссию развели. Мне б просто научиться сочинять то что я хочу опираясь на теорию. То есть делать так чтоб мое творение было радостным или грустным или мрачным. А это как я понял можно добиться зная теорию лада. Так вот просто обьясните как обыграть аккорд каким либо ладом. На какие ступени акценты ставит. И в какой момент так сказать делать этот акцент чтоб он акцентировался. Про лады я и так уже начитался теорию понял а как пользоваться? Прозьба отвечать конкретно на вопрос. А то вы как напишете потом вопросов еще больше возникает .а то мне не в прикол с телефонна писать.

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
bott, наверное стоит ещё почитать.

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
bott,
1. Идея сочинять, опираясь на теорию - от сотоны. Для того, чтобы сочинять - надо прислушиваться к мелодиям внутри головы, других хороших способов, на мой взгляд - нет. Ну разве что еще можно поимпровизировать и "нарыть" что-то, но в общем, это тоже от головы идет.

2. Наверное можно мыслить "образами" ладов, типа "а вот тут мы добавим светлых лидийских красок, а потом нагнетем фригийским", но для этого надо иметь слуховой и практический опыт. Поскольку вопрос из сабжа топика таки возник - значит этого опыта - нет. Значит - его надо получить, т.е. слушать разнообразную музыку и пытаться ее играть. Я вот, например, так не умею даже близко.

3. Если советы типа тех, которые были в топике или мои - по барабану, можно погонять лидийский лад туда-сюда поверх тонического аккорда. Т.е. до-лидийский поверх до мажорного аккорда, например.

4. Не надо читать/писать с телефона, это неудобно.

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
Цитировать
можно погонять лидийский лад туда-сюда поверх тонического аккорда
Погонять можно вообще всё что угодно поверх чего угодно.
Минор и лидийский лад построенные от одной и той же тоники несовместимы. А если его строить от третьей ступени минора с альтерацией, то это уже дорийский лад. По всем белым клавишам лидийский лад только один. Тоника у него F. В ля-миноре фокус не получится.

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Ckopnuo, да я и не спорю, что не совместимы
eye в самом начале сразу сказал, что не получится

если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что я советовал гонять до лидийский поверх до мажорного аккорда

или тут тоже не получится?

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
Pitsot, сорри, пропустил  :) Поверх мажорного трезвучия пожалуйста  :) Тут вопросов нет.

... и добавил:

На самом деле, можно и поверх минорного трезвучия, если рассматривать альтерированные лады. Т е в гармонии Cm и играть ноты лада( C D Eb F# G A B ) Но этот лад всё равно родственен мажору, не минору.
« Последнее редактирование: Октября 07, 2011, 21:50:37 от Ckopnuo »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Если в трезвучии G есть звук До, то это будет Gadd4 (либо Gadd+4, но используется обычно G-5).
То есть ваш лад меняет и гармонию. Это надо учитывать.

Не пойму, почему вы рассматриваете G только как трезвучие? В данном случае аккорд G я обыгрываю не тремя нотами, а семью - g,a,b,c(#),d,e,f. Соответственно их я вижу как ступени - 1,2,3,4,5,6,7, где до будет как раз четвертой ступенью данного аккорда.

А какие у вас там тяготения "соответствующие"? Вы можете спеть, находясь в Ля миноре Соль лидийский?
Если вам реально удается начать слышать Соль как тонику, то ОК. То есть вы фактически избавляетесь от тональности Ля минор. Это не всегда возможно легко сделать.

Когда я играю в песне в гармонии аккорд G (при общей тональности Am), то конечно подразумеваю в данный момент тонику соль. И соответвующие тяготения - например, от квинты к тонике (от d к g) или обыгрывание основных и неосновных ступеней и тд. И всё это - в рамках аккорда G.
Общая тональность Am, но она влияет только на ноты общего для всех аккордов лада. Или вы хотите сказать, что обыгрывая аккорд пятой ступени G, надо мыслить нотами аккорда Am?
От тональности Am я не избавляюсь, она всегда подразумевается. Упрощённо говоря - когда я обыгрываю G то оперирую нотами этого аккорда - тремя основными, которые составляют трезвучие, и четырьмя неосновными. В "лидийском случае" одна из четырёх неосновных нот (до) повышена. Но она повышена на протяжении только того времени, пока в гармонии звучит аккорд G.


То, о чем вы пишите - "вертикальная полимодальность2 при обыгрывании аккордов, конечно, "научна", но это довольно сложная продвинутая техника, скорее джазовая, которая не всегда подойдет - нужно учитывать гармонический контекст, какие аккордовые вертикали используются, аранжировку, стилистику и тд.

Ничего себе)) Значит, обыгрывая Am-Dm-E-Am я тоже думаю вертикально-полимодально). Хотя мне наоборот кажется, что это самый простой и понятный способ музыкального мышления.

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
При обыгрывании Am-Dm-E-Am вполне возможно, что вы остаётесь в рамках функциональной гармонии, только появляются либо временно альтерированные ноты, либо хроматические вставки.
Полимодальность несколько более сложное понятие похоже. Тут важно понимать взаимоотношения между ладами и внутри ладов, представлять варианты вертикального и горизонтального движения.
Например я в миноре часто играю 7 и 6  повышенные и 5 пониженную в мелодии. Плюс модифицируется гармония. Но в чаще всего это функциональная гармония в пределах минора.
Наверное можно попробовать почитать про мажоро-минор сначала. А то, о чём говорил eye, в чистом виде не так уж часто и попадается на протяжении всего произведения.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Ckopnuo,
Я изучал теорию более десяти лет назад, когда обучался классической гитаре. Но похоже, что иногда применяемые научные способы со временем слегка трансформируются либо соединяются в систему, понятную и удобную тебе индивидуально.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Не пойму, почему вы рассматриваете G только как трезвучие?
Я рассматриваю, как наиболее вероятное. Может там квинты, или вообще только бас, а может 7-аккорды или полиаккорды. Это не оговаривалось. Но если там полиаккорды, значит в аккомпанементе должно звучать, где G - Gmaj7#11.

Цитировать
Когда я играю в песне в гармонии аккорд G (при общей тональности Am), то конечно подразумеваю в данный момент тонику соль.
Вы можете подразумевать и писать что угодно. Решает то, что вы слышите (или слушатель). Вы не написали, можете ли вы, настроившись на тональность Ля минор, спеть G лидийский.

Цитировать
И соответвующие тяготения - например, от квинты к тонике (от d к g) или обыгрывание основных и неосновных ступеней и тд. И всё это - в рамках аккорда G.
Все это пустое, если вы не слышите.

Цитировать
Общая тональность Am, но она влияет только на ноты общего для всех аккордов лада. Или вы хотите сказать, что обыгрывая аккорд пятой ступени G, надо мыслить нотами аккорда Am?
Нет, не звуками аккорда Am, а звуками тональности Am. Тем, откуда взялись эти аккорды. Вы об этом не задумывались? На самом деле правильно говорить не тональность Ля минор, а ладотональность Ля минор. Этот лад действует на протяжение всей последовательности, если она целиком написана в натуральном миноре. Изменения ступеней так же будут восприниматься относительно тоники. Например, если вы играете на IV ступени мажорное трезвучие (D ), то образуется последовательность в дорийском Am (Am-D, а не Am-Dm).
Вы ведь, играя на гармонию Am-Dm-E7 насквозь натуральный Am, не думаете, что звучат лады - эолийский, потом, дорийский, а потом фригийский? Тоника в функциональной гармонии пронизывает всю гармонию.


Цитировать
От тональности Am я не избавляюсь, она всегда подразумевается. Упрощённо говоря - когда я обыгрываю G то оперирую нотами этого аккорда - тремя основными, которые составляют трезвучие, и четырьмя неосновными. В "лидийском случае" одна из четырёх неосновных нот (до) повышена. Но она повышена на протяжении только того времени, пока в гармонии звучит аккорд G.
Это все понятно.

Цитировать
Хотя мне наоборот кажется, что это самый простой и понятный способ музыкального мышления.
Это не всегда работает, да и заставляет мыслить дискретными фрагментами. Плюс вы нарушаете основной лад тональности, собственно выходите за рамки ладотональности. Это может звучать очень красиво, но может и нарушать замысел, разрушать функциональные связи и восприниматься, как ошибки. Например, вы сыграете на доминанту Е лидийский лад. Доминанта исчезнет. Если все слышат там доминанту, то вы будете "не в теме". Если удастся всех "обмануть", то может прозвучать очень красиво и свежо. Но функциональную гармонию с откровенными SDT сложно обмануть.
Поэтому модальные прогрессии отличаются от функциональных.
Лидийская концепция Рассела как раз и учит функциональные прогрессии превращать (обыгрывать0, как модальные. Однако такого рода модальность - сфера джаза.
Боюсь наш TC швырнет свой телефон об стену, когда будет все это читать. ))
« Последнее редактирование: Октября 08, 2011, 02:25:05 от eye »