Автор Тема: Хочу написать мелодиЮ с лидийским настроением.  (Прочитано 6036 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Вы не написали, можете ли вы, настроившись на тональность Ля минор, спеть G лидийский.

Т.е. играть аккорд Am и одновременно петь G лидийский?
Да, могу. И просто спеть g,a,b,c#,d,e,f#  и импровизировать этими нотами. На фоне аккорда Am.

На самом деле правильно говорить не тональность Ля минор, а ладотональность Ля минор. Этот лад действует на протяжение всей последовательности, если она целиком написана в натуральном миноре.

Ну... естественно я играю нотами тональности. А как иначе?

Вы ведь, играя на гармонию Am-Dm-E7 насквозь натуральный Am, не думаете, что звучат лады - эолийский, потом, дорийский, а потом фригийский? Тоника в функциональной гармонии пронизывает всю гармонию.

Скорее всего, что думаю про лады, вернее подразумеваю их.
Например, играю я в тональности ля-минор гармонию Am-Dm.
Когда я играю в этой гармонии аккорд Am, то я мыслю нотами a,b,c,d,e,f,g. И на грифе я вижу эти ноты в рамках аккорда Am. В том числе, как основные ноты и неосновные. Ну, и как эолийский лад я тоже вижу эти ноты.
Затем, в следующем такте играет аккорд Dm. И теперь я вижу цепочку нот d,e,f,g,a,b,d. И я оперирую этими нотами как основными и неосновными в рамках аккорда Dm. И вижу эти ноты, в том числе, как дорийский лад.
При этом все аккорды подчинены Am. А ноты перегруппировываются в зависимости от звучащего аккорда и подчинены именно этому аккорду.

Например, вы сыграете на доминанту Е лидийский лад. Доминанта исчезнет. Если все слышат там доминанту, то вы будете "не в теме".

Ну, так они и не услышат там доминанту. Если я буду играть соло в E-лидийском, то в гармонии я буду играть обычный E-мажор.


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Т.е. играть аккорд Am и одновременно петь G лидийский?
Да, могу. И просто спеть g,a,b,c#,d,e,f#  и импровизировать этими нотами. На фоне аккорда Am.
Что будет при этом тоникой? Как вам нравится Ля миксолидийский (g,a,b,c#,d,e,f#) на фоне Am?

Цитировать
Скорее всего, что думаю про лады, вернее подразумеваю их.
В данном случае "думаю про лады" это вопрос вашей импровизационной техники.
Но важно, что звучит.
Цитировать
Затем, в следующем такте играет аккорд Dm. И теперь я вижу цепочку нот d,e,f,g,a,b,d. И я оперирую этими нотами как основными и неосновными в рамках аккорда Dm. И вижу эти ноты, в том числе, как дорийский лад.
Ну вот об этом и речь, что при тонике Ля, никакого Ре дорийского нет, чтобы вы там про себя не думали.
Цитировать
При этом все аккорды подчинены Am. А ноты перегруппировываются в зависимости от звучащего аккорда и подчинены именно этому аккорду.
Xnj значит подченены? разумеется опорными нотами на аккорде Dm будут d-f-a и это звуки субдоминанты. Но функционально "подченены" все ноты тонике, которая Ля.
Цитировать
Ну, так они и не услышат там доминанту. Если я буду играть соло в E-лидийском, то в гармонии я буду играть обычный E-мажор.
Допустим, что гармонию играет кто-то другой и не знает о вашем намерении везде на мажор играть лидийский. Об этом я уже говорил - соответствие лада и гармонии в аккомпанементе.
« Последнее редактирование: Октября 09, 2011, 11:03:30 от eye »

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
darkmagus, а можно поступить нескромно и выпросить несколько аудиопримеров?

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Ckopnuo,
Какой нужен аудиопример? Просто соло?
Если я запишу через комбик на диктофон, сойдёт?

Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
желательно с гармонией, а так да, пойдёт, качество не важно

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Ckopnuo,
С гармонией - это нужны какие-то программы на комп? Я к сожалению совсем не шарю в звукозаписи.
У меня есть только гитара с комбиком и диктофон. И простенький ритм-бокс.
В чём должен состоять пример? Лидийский лад, или всё равно что?

... и добавил:

Что будет при этом тоникой?

Если я пою G-лидийский на аккорд Am, то пением подразумеваю тоникой ноту соль. А ля будет неким контрапунктом. Такая двойственная ситуация) Мысленно можно переключаться с одного на другое.

Как вам нравится Ля миксолидийский (g,a,b,c#,d,e,f#) на фоне Am?

Ну, миксолидийский лад я бы стал играть только на мажорный аккорд. Ля-миксолидийский на ля-минор? Сейчас под рукой нет инструмента, но надо будет попробовать. Это ведь блюзовый получается, но я вижу его наоборот, как мажор с дополнительным понижением терции и септимы.


... и добавил:

Xnj значит подченены? разумеется опорными нотами на аккорде Dm будут d-f-a и это звуки субдоминанты. Но функционально "подченены" все ноты тонике, которая Ля.

Если я играю Dm, то ноту ля я воспринимаю как квинту от ре. Все ноты в этот момент вращаются вокруг ре, а сам аккорд Dm связан конечно с Am как субдоминанта. Как только гармония меняется на Am , то ноты "переключаются" на Am.
« Последнее редактирование: Октября 09, 2011, 20:29:08 от darkmagus »

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
В чём должен состоять пример? Лидийский лад, или всё равно что?
Интересует Ваше понимание лидийского звучания мелодии в минорной тональности. Для этого запишите себе диктофоном сперва фанерку в Ляминоре, а потом включите фанерку и запишите диктофоном мелодию под фанерку. Очень интересно послушать.

П.С. Лад подразумевает под собой не только звукоряд, на котором основана мелодия, но и гармонический контекст.

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный
Налидили тут  :)
А тут Lick library выпустили некий DVD  The Modes: Lydian
Никто не смотрел, что там?

Немного напрягло, что там Стив Вай указан - странно, почему не Сатриани?  ???

darkmagus, да, тут все спорят, а примера нет  :hitrez:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Mi-fa-mi, там скорее всего о модальном применении (собственно, так должно быть).
А здесь спор возник (сформулирую так) - будет ли звучать лидийский лад в, например, тональном натуральном С мажоре на субдоминанте IV ступени(F)? Или это все натуральный С мажор? Или - корректно ли рассматривать (и слышать) F в тональности До, как местную тонику, если модуляции не было?
Это одна часть вопроса. ъ
Вторая звучит так - можно ли считать maj7#11 непременным признаком лидийского лада независимо от контекста?
Или еще иначе - является ли нота Си в тональности До мажор на доминанте неустойчивой 7й ступенью тональности, тяготеющей в До или это устойчивая 3 ступень аккорда G и, соответственно, ей нет необходимости тяготеть в До (4 ступень для (Соль)?

Технику джазового вертикального модального мышления родственными аккордовыми звукорядами оставим пока в стороне (это когда говорится, что в ii-V-I на ii играем дорийский минор, на V - миксолидийский, а на I - типа ионийский. Хотя все это - натуральный До-мажор).


... и добавил:

Цитировать
В чём должен состоять пример? Лидийский лад, или всё равно что?
darkmagus,
По хорошему пример должен состоять в  следующем: под аккомпанемент аккорда Ля минор вы сначала поете ля минорную гамму, а потом (сразу не останавливаетесь) поете Соль лидийский. Я не настаиваю, чтобы предъявляли доказательства - просто попробуйте и расскажите. Если получится, то можно и записать.
Второй вариант эксперимента: под аккомпанемент ||Am|Dm|E7|Am|G|G|Am|Am|| поете сначала Ля мин натуральный, потом на G - соль лидийский.
Насчет программ - можно вот эту использовать для забивки аккомпанемента:
« Последнее редактирование: Октября 11, 2011, 02:52:12 от eye »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Второй вариант эксперимента: под аккомпанемент ||Am|Dm|E7|Am|G|G|Am|Am|| поете сначала Ля мин натуральный, потом на G - соль лидийский.

eye, объясните хотя бы в общих чертах, для чего это нужно. Цель эксперимента, так сказать. Почему нужно играть обязательно соль-лидийский на Am?
Ну, играет сейчас Am. Я на акустике обыгрываю ступени аккорда G. Ноты c,f повышены на полтона. Я слышу тоникой соль. Несмотря на то, что контрпунктом постоянно звучит ля. Ну и...? В чём подвох? )

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
darkmagus, я так думаю, подвохи начнутся при попытках реально пропеть, что предлагается

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Pitsot,
Не думаю. Он и не спрашивал, могу ли я вообще петь.


Оффлайн Ckopnuo

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 488
  • кто научит уму-разуму?
    • Как со мной связаться, telegram
darkmagus, C в гармонии и C# в соло ухо не натирает? :)

... и добавил:

А если нет в гармонии звука C, то, что вы играете, либо ля-миксолидийский, либо соль-лидийский, с басом на II ступени, но никак не ля-минор
« Последнее редактирование: Октября 11, 2011, 01:35:01 от Ckopnuo »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
darkmagus, C в гармонии и C# в соло ухо не натирает? :)

... и добавил:

А если нет в гармонии звука C, то, что вы играете, либо ля-миксолидийский, либо соль-лидийский, с басом на II ступени, но никак не ля-минор

Если выдерживать с# и если не разводить с и с# по разным регистрам, то натирает, а то, что звучание будет необычным или, если хотите, непривычным, то этого следовало ожидать.
Но объясните, для чего играть G-лидийский на Am???
G-лидийский надо играть, когда в гармонии аккорд G, и только лишь в этом случае.
Лидийское настроение создаётся только на мажорных аккордах, тогда когда они звучат в гармонии.
А когда в гармонии звучит аккорд G, куда лично у вас тяготеет опорная нота b?
« Последнее редактирование: Октября 11, 2011, 02:11:29 от darkmagus »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
eye, объясните хотя бы в общих чертах, для чего это нужно. Ну, играет сейчас Am. Я на акустике обыгрываю ступени аккорда G. Ноты c,f повышены на полтона. Я слышу тоникой соль. Несмотря на то, что контрпунктом постоянно звучит ля. Ну и...? В чём подвох? )
Цель эксперимента - выяснить, действительно ли вы можете произвольно без модуляций  принимать за тонику любой звук одновременно слыша тонику другой тональности (например Ля минор), или вы только так думаете. Поэтому я просил именно - сначала настроиться на Ля минор, спев этот лад, а потом спеть (а не сыграть, так мы ничего невыясним. Разумеется,  я могу на гитаре сыграть все, что угодно и опереться на это звучание, например все на полтона выше или ниже. Но вот спеть без гитары все четко на пол тона выше не смогу, так как мой слух будет опираться на звучащую тональность.
(Кстати, darkmagus, у вас не абсолютный слух?)
А если вы можете только сыграть, но не спеть, то продолжать эту дискуссию не имеет смысла.