Автор оригинала vladlogv
Вот и +9 тоже... Если это тоника, то какая у этого лада доминанта
Вообще-то блюзового лада, как лада не существует. Есть блюзовая гамма или блюзовый звукоряд. Следовательно ты можешь пользоваться этой гаммой, как организацией некоего комплекса ступеней. Но не можешь его использовать как полноценный лад с вытекающими полноценными гармоническими построениями. Функциональность проистекает из натурального мажора. Даже натуральнй минор в этом отношении неполноценен, к нему добавляют гармонический, чтобы получить доминанту, аналогичную той, что в мажоре.
Так же и в других ладах - неважно какие аккорды получаешь на их ступенях, но на V играй доминанту (мал.маж.7ак), чтобы получить функционльность.
У меня есть своя ненаучная теория по-поводу фунциональности в "ладах народной музыки".
Вот такие соотношения
Натур. маж:
С - T
F - S
G - D
======
Миксолид. маж:
G - T
C - S
F - D (микслидийская доминанта bVII ступени)
+ D - D - обычная доминанта
========
Лидийский маж:
F - T
G - S
C - D
=====
Дорийский мин:
Dm - t (F/d)
G - s
C - d
+ A - d - обычная доминанта
==============
Ну так далее, т.е. тусуются три основных мажорых аккорда:
Лад- T - S - D - функции.
C = C - F - F - натур. маж.
F = F - G - C - лидийский маж.
G = G - C - F - миксолидийский маж.
Am=C/a - F - G - эолийский мин.
Dm=F/d - G - D - дорийский мин.
Em=G/e - C - F - фригийский мин.
Бывает еще фригийский мажор - тоже вместо тоники "доминанта". Такой мрачно-веселый лад. Его Блэкмор и Мальмстн часто используют. В этом случае ощущение тоничности достигается за счет длительного звучания этого аккорда и еще более неустойчивыми аккордами, которые тяготеют в него (E5 - F5-D5). Но если в конце концов после него цапануть Am, то вся его тоничность рассыпется, так уж воспитан наш слух.
С E7#9 тоже самое - это по сути E7 (миксолидийский), с наложенным на него Em дорийским (разница в одной ноте). То есть расщипленная терция - следствие наложения на мажор пониженных ступеней, суть блюзовых нот.
Вот получилась блюзовая тоника. Влияние на чернокожих рабов европейской функциональной музыки было незначительным, поэтому I, IV, V аккорды они взяли, а фунциональность не восприняли. Поэтому у них после доминанты идет субдомината, которая "разрешается" в тонику, что в классической гармонии является нарушением.
Но чернокожим музыкантам это было, к счастью, пофиг. Так и повелось.
Так что в блюзе и во многих гармониях рока (а так же в народной "дофункциональной" музыке) функциональность нарушается, может появляться и исчезать, может быть ослаблена, может по разному трактоваться и тд.
А может все это совсем не так... Было бы интересно, если кто свою точку зрения выскажет, возразит, либо согласится. Дело в том, что мне не попадались полноценные теоретические книги по ладовой гармонии. Может их еще не написали...
Жалко Yul'a нет. Может matt скажет, но его не поймешь, он по русски ни бэ, ни мэ, фриц несчастный :supergrin