Автор Тема: И снова про лады и импровизацию  (Прочитано 4474 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Axy Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
И снова про лады и импровизацию
« : Августа 25, 2011, 01:55:24 »
Вообщем недавно решил ознакомиться с сием, но как всегда почти ничего не понял :pozor:
Допустим есть последовательность аккордов в Ля миноре Am - F - G - Am  , чтобы поимпровизировать я допустим использую ля минорную пентатонику, также до мажорную гамму на F - C с как бы плавным переходом в параллельную ему ля минорную.
Но вот тут вопрос, допустим хочу применить к примеру дорийский лад и гармонический минор. Это вообще возможно в таком случае?. Я знаю что дорийский лад строится от второй ступени мажора и у него повышена шестая ступень, у гармонического минора повышена 7 ступень. Как их можно чисто теоретически сюда впихнуть?
я так понимаю мне просто нужно допустим, когда идет аккорд ля минора, использовать дорийский лад в виде обычного повышения 6 ступени? (именно от Ля получается строить его можно, или от си? ) вообще запутался

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #1 : Августа 25, 2011, 02:13:50 »
я так понимаю мне просто нужно допустим, когда идет аккорд ля минора, использовать дорийский лад в виде обычного повышения 6 ступени? (именно от Ля получается строить его можно, или от си? ) вообще запутался

Зачем же от си строить, если играешь аккорд ля?
То, что дорийский от второй ступени строится, так это для примера пишут, каким способом он образуется.
А так, да, повышаешь шестую ступень и играешь. В тех тактах, где звучит Am, конечно.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2030
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #2 : Августа 25, 2011, 06:38:30 »
Но вот тут вопрос, допустим хочу применить к примеру дорийский лад и гармонический минор. Это вообще возможно в таком случае?. Я знаю что дорийский лад строится от второй ступени мажора и у него повышена шестая ступень, у гармонического минора повышена 7 ступень. Как их можно чисто теоретически сюда впихнуть?
Чисто теоретически это вертикальное обыгрывание. Т.е. Am обыгрывается любым ладом который подходит к минорному аккорду вне зависимости от того какой аккорд был до этого в последовательности и какой будет после. Звучит Am играем ля минорную пентатонику, натуральный минор, дорийский, фригийский, гармонический, мелодический, дважды гармонический, полный минор, блюзовую гамму и всевозможную смесь из всех выше перечисленных ладов. Это можно.
Но ИМХО для освоения (понимания, прочувствования лада лучше импровизировать на гармонию которая подталкивает к использованию данного лада.
Дорийский Am-D-G-Am. Ре мажор как раз заставитиспользовать характерную ступень дорийского лада. Гамонический минор играй Am-F-E7-Am. Хочется мешать эти лады  вот последовательнсть Am-D-F-E7. Здесь и характерный оборот дорийского Am-D и гармонического F-E7-Am.

... и добавил:

Это если трудно однозначно определить функцию аккорда тогда и пользуемся советом от Д.Рассела и компании налюбой минорный играем дорйский на мажорный играем лидийский.
Например последовательность Am-Fm-Gm-Am. На каком ладу построена данная последовательность? Что здесь за отклонения/модуляции? Да не заморачиваемся играем На Am ля дорийский, на Fm фа дорийский и будет в тему.
А в последовательность Am-F-G-Am притягивать дорийский и гармонический минор впринципе можно, но художественная ценность данного действия очень сомнительна. 
« Последнее редактирование: Августа 25, 2011, 07:02:04 от Taps »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #3 : Августа 25, 2011, 10:20:51 »
Это если трудно однозначно определить функцию аккорда тогда и пользуемся советом от Д.Рассела и компании налюбой минорный играем дорйский на мажорный играем лидийский.
Например последовательность Am-Fm-Gm-Am. На каком ладу построена данная последовательность? Что здесь за отклонения/модуляции? Да не заморачиваемся играем На Am ля дорийский, на Fm фа дорийский и будет в тему.
А в последовательность Am-F-G-Am притягивать дорийский и гармонический минор впринципе можно, но художественная ценность данного действия очень сомнительна.
Имхо, при первом подходе художественная ценность данного действия будет столь же сомнительна :).
Вообще, при подходе "у меня есть пять вот таких аккордов, в каком ладу мне гнать соло под них?" вряд ли можно создать что-то стоящее... По сути ставится задача, "как мне пропищать на дискантах пофиг что, лишь бы не было сильно фальшивых нот?". Возникает вопрос, а какое это имеет отношение к музыке в принципе :).

Каюсь, меня и самого посещали такие вопросы ;D. Но сейчас мне кажется, что такая постановка неправомерна...
« Последнее редактирование: Августа 25, 2011, 10:25:20 от MrLf »

Оффлайн Axy Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #4 : Августа 25, 2011, 12:31:14 »
Я понимаю, что музыкально это будет смотреться не очень, мне просто был интересен сам принципTaps, вот про этот прицнип прочувствования можно чуть поподробнее?
Вот вы привели пример Am - D - G - Am... Дорийский по своему строению это вроде минор но с повышенной 6 ступенью. Раз это минор, значит я должен так сказать впихнуть (уж извините за такие выражения :)) его на тот же Am ? а на аккорды Ре мажора и Соль мажора я могу воткнуть например лидийский лад, так как он соответсвует как бы мажору?
А как мне научиться так же создавать грамотные аккордовые прогрессии, т.е. типа Am-D-F-E7 и знать в каком аккорде что я могу теоретически использовать за лад
P.S. Я немного так же не понял смысла образования этих ладов. Дорийский от второй ступени мажора, фригийский от третей. Зачем это нужно, если обыгрываешь грубо говоря от ступени аккорда?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #5 : Августа 25, 2011, 13:41:41 »
Есть способ вертикального обыгрывания, когда каждому классу аккорда соответствует свой лад:

Большой мажорный септаккорд — лидийский лад.
Доминантсептаккорд — миксолидийский лад.
Малый минорный септаккорд — дорийский лад.
Полууменьшенный септаккорд — локрийский лад.
Уменьшенный септаккорд — уменьшенный лад.

Таким образом, видим Amaj7 — играем на фоне него Ля лидийский, видим Gm7 — играем на фоне него Соль дорийский и т.д., какой аккорд был до этого в последовательности и какой будет после — наплевать :crazy:.

Цитировать
А как мне научиться так же создавать грамотные аккордовые прогрессии, т.е. типа Am-D-F-E7...
Последний раз подобный вопрос на этом форуме вызвал много негатива, после чего кое-кто тут перестал со мной разговаривать :).
Если взять любой лад, можно построить аккорды из его звуков (беря звуки через один, т.е. по терциям, и так от каждой ступени лада), а затем попытаться произвольно чередовать полученные аккорды. Т.е., если есть лад До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, то в нём получатся аккорды До-Ми-Соль (С), Ре-Фа-Ля (Dm) и т.д.
« Последнее редактирование: Августа 25, 2011, 13:44:06 от MrLf »

Оффлайн Axy Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #6 : Августа 25, 2011, 14:04:49 »
Есть способ вертикального обыгрывания, когда каждому классу аккорда соответствует свой лад:

Большой мажорный септаккорд — лидийский лад.
Доминантсептаккорд — миксолидийский лад.
Малый минорный септаккорд — дорийский лад.
Полууменьшенный септаккорд — локрийский лад.
Уменьшенный септаккорд — уменьшенный лад.

Таким образом, видим Amaj7 — играем на фоне него Ля лидийский, видим Gm7 — играем на фоне него Соль дорийский и т.д., какой аккорд был до этого в последовательности и какой будет после — наплевать :crazy:.
Последний раз подобный вопрос на этом форуме вызвал много негатива, после чего кое-кто тут перестал со мной разговаривать :).
Если взять любой лад, можно построить аккорды из его звуков (беря звуки через один, т.е. по терциям, и так от каждой ступени лада), а затем попытаться произвольно чередовать полученные аккорды. Т.е., если есть лад До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, то в нём получатся аккорды До-Ми-Соль (С), Ре-Фа-Ля (Dm) и т.д.
а дорийский лад например считать? просто в состав аккорда будет 6 пониженная ступень входить? или вот тут уже от второй ступени начинать отсчет? вот с этим путаница у меня ))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #7 : Августа 25, 2011, 14:18:19 »
Дорийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью.
Например, дорийский Ля — это "Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа#-Соль". Следовательно, получаем аккорды: ля-до-ми (Am), си-ре-фа# (Hm), ре-фа#-ля (D) и т.д.
Таким образом, последовательность аккордов Am-D-G-Am, о которой говорил Taps, намекает на дорийский. Следовательно, под всю эту последовательность можно попробовать играть соло в дорийском Ля. И это будет "горизонтальное" обыгрывание, а не вертикальное, о котором шла речь чуть выше.
« Последнее редактирование: Августа 25, 2011, 14:20:34 от MrLf »

Оффлайн Axy Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #8 : Августа 25, 2011, 14:24:41 »
MrLf, Taps, darkmagus, , огромное вам спасибо, выручаете !)) :)

Оффлайн drevich

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #9 : Августа 30, 2011, 02:24:55 »
А как узнать когда нужно применять вертикальное проигрывание в горизонтальном произведении ? :)

Вот к примеру Cm - Fm - (Gdur) обыгрывать ли мне этот аккорд горизонтально или это отклонение в гармонический минор ?

Оффлайн queen3201

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1015
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #10 : Августа 30, 2011, 10:03:49 »
MrLf,
Цитировать
последовательность аккордов Am-D-G-Am, о которой говорил Taps, намекает на дорийский
Покажите пожалуйста где намек на дорийский , я понять не могу (((

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #11 : Августа 30, 2011, 11:24:03 »
Покажите пожалуйста где намек на дорийский , я понять не могу (((
Ля минор натуральный - ля,си,до,ре,ми,фа,соль
Ля минор дорийский - ля,си,до,ре,ми,фа-диез,соль
Аккорд D в этой последовательности содержит фа-диез, не родной для натурального минора, но нормальный для дорийского. Вот и намёк.
« Последнее редактирование: Августа 30, 2011, 11:28:50 от Mishok »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: И снова про лады и импровизацию
« Ответ #12 : Августа 30, 2011, 14:21:54 »
А как узнать когда нужно применять вертикальное проигрывание в горизонтальном произведении ? :)
Горизонтальных произведений не бывает, а вид обыгрывания выбирается исходя из вкусов и возможностей исполнителя.