Вот чтоп мне сдохнуть..по настоящему(в чистом виде) ИМПРОВИЗИРОВАТЬ может только музыкант... буквально не знающий нот, который не парил свои мозги зазубриванием стандартов и прочих разных "фишек" Можно сравнить импровизацию например...с человеческой речью... Импровизатора — с оратором. Ведь выйти на трибуну перед толпой и захватить ее внимание под силу не каждому. Нужно так проехать по ушам, так толкнуть свою речь,.. что-б просто ни на секунду не дать возможности опомниться тем лохам, которые тебя слуфают. Необходимо самой(му) верить в то, о чем говоришь, и пытаться убедить в этом остальных бакланоф! А для этого необходима прежде всего логика в рассуждениях. Иначе начнут свистеть и уйдёшь со сцены вместо оваций..под стук собственных копыт.... Опытные ораторы, чтобы быть более убедительными, употребляют время от времени цитаты, взятые из высказываний авторитетных личностей. Но на одних цитатах далеко не уедешь... Оратор должен быть умнее и энергичнее толпы, иметь свои идеи и стопроцентную убеждённость в собственной правоте. Иначе — крах, трендец. Все эти элементы присутствуют и в музыкальной импровизации. На одних цитатах, на выученных пассажах долго не продержишься. Это рано или поздно почувствует интуитивно любой, даже неподготовленный лошара. Английский гитарист Элан Холсворт, который создал оригинальную, свойственную только ему школу игры на гитаре. Он даже выпустил видеокассету, где наглядно объясняет свою систему построения фраз. Это целая наука, напоминающая высшую математику. Чтобы освоить систему Холсворта, надо обладать крайне рациональным мышлением, и тогда, в случае удачи, получится то, как играет он сам... Изощрённо-но.. сухо, почти без эмоций, поскольку все внимание уходит на логические построения, вытекающие из сложнейших правил и формул. В противоположность этому нельзя не отметить огромной области, к которой относятся интуитивные импровизаторы, играющие в так называемом блюзовом ладу, начиная от кантри-блюза до ритм-энд-блюза и блюз-рока. Взяв в руки гитару и попробовав на ней играть, большинство из гитаристов (в том числе - увы и я) идут от обратного — они нащупывают те ноты, которые не звучат, которые не надо играть, и исключают их из своих пассажей. В результате остается довольно мало нот, и возникает проблема однообразия. Вдобавок... для гитары удобны лишь те тональности, где можно использовать открытые струны. Это преимущественно ми минор и ля минор. Так, в процессе развития блюз-рока и появились различные приемы и "примочки", свойственные только игре на электрогитаре, — бенды, теппинг, флэнжеры, дисторшн, разные педали.. процессоры и прочее барахло позволяющее делать звук фсё хуже.. и хуже.. и хуже..
) Импровизирующие гитарелло сделали электронные эффекты частью своего языка, здорово обогатив выразительность электрогитары. В этой связи нельзя не упомянуть имя Джимми Хендрикса, одухотворенно игравшего на этом инструменте и заложившего основы современной техники исполнительства. Сейчас, когда слушаешь записи классиков бопа, начиная от Чарли Кристиана и Джима Холла и кончая Уэсом Монтгомери, то становится ясно, насколько разошлись пути джазовой и рок-гитары.. Но в истории современной гитары есть примеры, являющиеся исключением из всех правил. Наиболее яркий из них — Джон Маклафлин. Начав свою деятельность в среде английских авангардных джазменов, вместе с баритон-саксофонистом Джоном Сёрманом,.. он (видимо с большого бодуна) вдруг решил перенести на гитару всю систему Джона Колтрейна... Он - лошара, даже удивлялся,.. почему до него никто из гитаристов до этого не додумался, ведь это вроде так просто! Просто, да не очень. Ведь для этого надо обладать такой техникой, которая делает гитариста не зависящим от особенностей гитарного грифа и позволяет играть пассажи, казалось бы, противоестественные для этого инструмента. Такое сознательное применение своих технических возможностей позволило Джонику стать уникальным исполнителем и идеологом в мире гитарного искусства.. Нельзя не упомянуть и о тех гитарюгах, которые сделали из своего инструмента оркестр, когда один и тот же исполнитель играет соло и аккомпанирует сам себе, как бы раздваиваясь... Наиболее яркими представителями этого вида деятельности являются американец Стэнли Джордан, московский гитарист Дмитрий Малолетов и живущий на Украине Энвер Измайлов. Данный стиль, основанный на тактильной технике, имеет несколько названий, одно из которых — "Touchstyle".
Так вот... Прежде хотелось - бы выделить два аспекта рассуждений об импровизации — технологический и психологический. Начну с того, что можно назвать технологией. Для начинающего джазмена или рок-музыканта важнее всего то,.. как научиться импровизировать! Хочу сразу оговориться, что мое глубачайшее убеждение состоит в том, что научить импровизировать вообще невозможно, если у музыканта нет к этому особого таланта. Талант — это когда человек не может без чего-то спокойно жить. И никакими силами его от этого не отвлечь. (Прошу не путать талант и музыкальные способности!) У писателей есть такая формула: «Можешь не писать — не пиши!» У импровизаторов, я думаю, такая же. А научиться импровизировать можно лишь самостоятельно. Конечно,.. лучше, если опытный мастер-педагог будет подсказывать и направлять ученика в тех случаях, когда тому что-либо непонятно, если он зашел в тупик. А еще лучше, если под рукой есть все необходимое для того, чтобы облегчить доступ к самостоятельному исследованию импровизаций различных музыкантов. То есть — компьютерные проги типа "Cubase", мой любимый "Sound Forge" и "Amplytube" или "Samplitude". И есчё одно! Человек, решивший посвятить себя импровизации, должен обладать аналитическим умом для того,.. чтобы не просто копировать чужие фразы,.. а понять закон.., вывести формулы,.. по которым они строятся. И тогда уже подставлять в них свои ноты. А потом уже и пойти дальше — попытаться придумать свои законы, свои формулы.
Ен все кстати музыканты..даже которые с отличным слухом, чувством ритма, блестящим владением инструментом и знанием гармонии, становятся истинными импровизаторами. Так же как не все музыканты могут стать композиторами. А импровизация — это практически и есть сочинение музыки, но с одной попытки, "без права на ашипку", как говорят минёры. Поэтому не всякий композитор способен импровизировать. Профессионал-импровизатор обязан играть всегда верные ноты, причём каждый раз — по-новому. Вообще-то,.. существует очень простой способ проверить,.. есть у тебя дар импровизатора или нет. Надо просто попробовать петь импровизации в любом темпе и стиле. Просто сочинять мелодии, используя свои голосовые связки. То есть — сольфеджировать те ноты, которые приходят в голову прям по ходу "скулёжа".... Если это получается и доставляет удовольствие,.. тада можно переходить к веслу. Но, взяв его в руки, не стоит торопиться импровизировать на нем. Надо набраться терпения и довольно долго осваивать его аппликатуру,.. причем до такой степени, когда пальцы смогут автоматически нажимать на те лады, которые соответствуют нотам, звучащим в голове, как при пении. Короче говоря,.. надо научиться сольфеджировать пальцами, не думая об интервалах между нотами сочиняемой мелодии. Ведь не думаем же мы о том, в какую позицию встают наши голосовые связки, когда поём или даже говорим. Там всё естественно, поскольку связь между мозгом и мышцами голосового аппарата налажена с раннего детства. Поэтому, чтобы импровизация была естественным процессом, надо добиться такой же связи между мозгами и пальцами. Для этого и нужны длительные и нудные занятия гаммами и пассажами, которые на первый взгляд кажутся абсолютно бессмысленными, мучительными и не имеющими к творчеству никакого отношения. Когда вам покажется, что вы уже овладели инструментом в достаточной степени, есть простой способ, чтобы проверить себя. Попробуйте сыграть без ошибки хорошо известную вам мелодию (к примеру, "Lazy" Deep Purple
), начиная с любой ноты,.. не думая о тональности и интервалах. Если получается,.. значит - зашибись! Вы научились "петь" на своем инструменте. Значит, он стал частью вашей тушки, чем-то вроде голосовых связок... На этом период "борьбы" с ним закончится,.. вы его победили, подчинили себе! Ура
Но.. даже при соблюдении вышеописанных условий...Гораздо важнее внутренняя убеждённость музыканта, что все, что он играет, это - офигительноно! И еще важнее, чтобы ему самому нравилось то,.. что он делает! Само это удовольствие, этот кайф от нахождения перед публикой — вот что передается людям загадочным способом. Это называют термином "ESP" — сверхчувственное восприятие (Extra Sencore Perception). Если музыкант честно думает о себе, что он играет хреновато, то это передается публике и она просто не реагирует. Здесь необходима не токо самоуверенность, но и ее внешнее проявление. Скромность, к сожалению, плохой союзник иммпровизарора. Здесь требуется особая манера поведения, благодаря которой любой зритель должен понять, что музыкант играет вдохновенно. И единого рецепта для всех исполнителей, ессесьнно, не может быть. Все зависит от индивидуальности человека, от его личных качеств, возраста и даже — фигуры... мне в этом случае - повезло!
Главное, это чтобы все было естественно. Иначе — "понтяра", как говорят лабухи. Те музыканты, кому удалось найти точную формулу своего поведения на сцене, имеют просто максимальный(стабильный) успех!! Короче.., не надо стараться кому-то понравиться, нужно просто играть с удовольствием. Этого достаточно! Тем более что в современной музыке (я сознательно не называю это джазом) доля импровизации стала гораздо меньше, чем в прежние времена. Моменты, которые отводятся под импровизацию, надо ценить. Время длинных импровизоф прошло, жизнь XXI столетия диктует свои законы восприятия. Меняются законы построения формы пьес,.. а вместе с ними меняются и принципы импровизации. Если хочешь быть понятым современными людьми, необходимо это учитывать. Я это прекрасно понимаю. Сейчас быть современным импровизатором — это, скорее всего, быть лаконичным, независимо от стиля! А впрочем.... как и фсегда! )) Ciao!