Автор Тема: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.  (Прочитано 2577 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ranyee Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Друзья, поделитесь опытом. На ноты и теорию никогда не заморачивался, инструментом владею слабо. Захотелось играть по нотам.
И возник такой вопрос. Как правильно читать- абсолютные значения или интервалы/ступени тональности?
Если играть интервалы, то, кажется, проще потом будет менять тональность. Или такое не практикуется?


Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #1 : Февраля 11, 2019, 11:31:00 »
Странный вопрос, интервалы надо знать тоновые и ступеневые одновременно. Неужели так сложно запомнить, что в терции малой полтора тона, например, а в чистой квинте три с половиной? А потом запомнить, как это смотрится на нотном стане ???
Сначала выучи ноты на нотном стане где какие, попробуй сочинить небольшое произведение без гитары, станет понятно, как это работает.

При сочинении тебе полюбому придется мыслить ступенями из которых состоит лад, а там будет видно, какие между ступенями интервалы (которые не так и сложно запомнить в тоновой величине).

Забыл сказать про транспонирование. В любом музыкальном редакторе оно легко делается автоматически. Но если хочется попробовать самому в редакторе транспонировать, то там есть несколько способов транспонирования. Перенос ноты на необходимый интервал, замена ключевых знаков и смена ключа. Смена тональности обычно делается заменой ключевых знаков.

Если на гитаре транспонирование, то просто сдвигается аппликатура на нужный интервал с необходимыми поправками или вообще изменяется, чтобы играть было удобнее. Конечно, тут нужно знать тоновую величину интервала.
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2019, 11:50:28 от Rock Lobster »

Оффлайн albertas

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8277
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #2 : Февраля 11, 2019, 11:56:52 »
Для начала выучить ноты на клавиатуре пианино, там вся теория как на ладони и она легко перебрасывается на гриф гитары. Натурные минор мажор, чем отличаются кроме "весело" и "печаль", квинтовый круг. И тогда уже таких вопросов не возникнет

Оффлайн Ranyee Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #3 : Февраля 11, 2019, 20:50:40 »
Ноты выучил. Начал разбирать простые упражненения и этюды. И по восприятию это пока похоже на игру на клаве. Просто фиксируется где какая нота. На интервалы и ступени при таком чтении нет нужды заморачиваться. Но и ноты между собой  никак не связаны.

Либо можно читать и играть от фиксированного начала интервалами, но тогда  особо не фиксируюсь какую ноту играю. И так сложнее - приходится запоминать/высчитывать интервалы. Параллельно разучивать разные гаммы.

И такой вопрос. С бумаги кто-то сейчас еще читает. Или все редакторами пользуются?
У меня все в сканах. Редакторами не пользуюсь. Пробовал найти сборники упражнений и этюдов для обучения в gtp - сходу не нашел.

Общая цель - хочу сформировать  навык, что бы не тратить много времени на разучивание понравившихся этюдов и оранжировок. Ну и понимать что играю.
Гитара-классика.


P. S. По поводу посочинять)))) - даже не представляю как это- что-то из области фантастики. .


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #4 : Февраля 11, 2019, 22:53:40 »
Либо можно читать и играть от фиксированного начала интервалами, но тогда  особо не фиксируюсь какую ноту играю.
Читать ноты так нельзя, потому что нотная запись построена не по этому принципу. В стандартной нотной записи разные по звучанию интервалы могут выглядеть визуально абсолютно одинаково, и т.д. Разумеется, "правильно читать - абсолютные значения", иначе просто невозможно.

Что касается "ноты между собой  никак не связаны" и "понимать что играю" — в идеале нужно распознавать на слух все получающиеся явления — интервалы, лады, аккорды. Причём без инструмента, просто глядя в ноты и представляя мысленно звучание. Но это в идеале. А на практике это возможно только в пределах простой фактуры и предельно знакомой стилистики музыки.

Менять тональность разученного произведения для классической гитары на ходу — чересчур экзотическая задача, по большому счёту вообще не нужна. В таких случаях просто ставят каподастр, или просто сдвигают всю аппликатуру, если это возможно.

... и добавил:

С бумаги — ессно все читают. Бумага удобнее любых устройств в огромном количестве случаев.

... и добавил:

Мечтой "не тратить много времени на разучивание понравившихся этюдов и аранжировок" лучше сильно не загоняться — чревато разочарованиями ;)
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2019, 22:56:19 от MrLf »

Оффлайн Ranyee Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #5 : Февраля 12, 2019, 06:58:35 »
Спасибо за подробный ответ.
Как тогда запоминать произведение?
Открыл я ноты. И как бы естественное желание запоминать хотя бы по 4 для начала. Если говорить про мелодию. Запоминать просто до-си-соль-до.... как-то тяжко. А там же потом пойдут еще  и  интервалы, аккорды. Что бы их потом сыграть. Комфортным было бы запоминать отрезки по   8 для разучивания. В смысле запоминать в голове, а не в руках.

Как вообще выучить произведение как стихотворение, не играя, ну или проигоывая куски, но что бы результате память была нотно-мелодическая в голове, а не в руках? Сольфеджо заниматься, или само придет. Может техники какие есть.
Зы. Слуха нет((
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2019, 07:10:05 от Ranyee »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #6 : Февраля 12, 2019, 08:06:37 »
В смысле запоминать в голове, а не в руках.

Как вообще выучить произведение как стихотворение, не играя
Никак. Потому что все виды памяти работают только вместе: слуховая, визуальная, мышечная. Например, человек, играющий на инструменте с закрытыми глазами в полной темноте, мысленно визуализирует свои движения, представляет себе свои пальцы. С произведением без инструмента можно только предварительно ознакомиться: глядя в ноты, проанализировать фактуру, представить музыкальную форму в самых общих чертах, отчасти представить звучание. Разучивать всё равно надо на инструменте.

... и добавил:

Может техники какие есть.
После разучивания на инструменте можно играть мысленно: закрыть глаза и представлять себе звучание и свои движения, например, в транспорте, или при отходе ко сну.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2019, 08:23:59 от MrLf »

Оффлайн Ranyee Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #7 : Февраля 12, 2019, 09:09:14 »
А как же композиторы/ аранжировщики живут? Они же как-то наверняка держат/оперируют произведением в голове в нотном или каком-то другом осмысленном/ абстрактном виде,  отвязанном от мышечной памяти. А значит и запоминают. 

Я к тому, что хочется  держать в голове наперед, что я играю. 
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2019, 09:22:46 от Ranyee »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #8 : Февраля 12, 2019, 09:27:12 »
А как же композиторы/ аранжировщики живут? Они же как-то наверняка держат/оперируют произведением в голове в нотном или каком-то другом осмысленном/ абстрактном виде,  отвязанном от мышечной памяти. А значит и запоминают. 

Я к тому, что хочется  держать в голове наперед, что я играю. 
Композиторы и аранжировщики, во-первых, постоянно наигрывают на инструментах (не обязательно на тех, для которых аранжируют, но всё равно). Во-вторых, пользуются знаниями теории.

Держать в голове наперёд — это и значит, пользоваться всеми видами памяти, и играть мысленно. При любом исполнении на инструменте мыслить на полшага вперёд обязательно (всеми видами памяти, опять-таки).

Оффлайн Dvemer

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 139
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #9 : Февраля 12, 2019, 10:18:18 »
Никак. Потому что все виды памяти работают только вместе: слуховая, визуальная, мышечная. Например, человек, играющий на инструменте с закрытыми глазами в полной темноте, мысленно визуализирует свои движения, представляет себе свои пальцы. С произведением без инструмента можно только предварительно ознакомиться: глядя в ноты, проанализировать фактуру, представить музыкальную форму в самых общих чертах, отчасти представить звучание. Разучивать всё равно надо на инструменте.


Хм...а как же музыкальная память? Ну вот к примеру я помню композицию, могу ее мысленно прокручивать у себя в голове, так же могу отличить на слух интервалы к примеру и следовательно затем могу перенести эти интервалы на инструмент, музыкальная память наверно это можно назвать.

Вот тут про память как раз, запоминание мелодий.
https://youtu.be/HtsboCBetkk?t=172

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #10 : Февраля 12, 2019, 11:29:04 »
Хм...а как же музыкальная память? Ну вот к примеру я помню композицию, могу ее мысленно прокручивать у себя в голове, так же могу отличить на слух интервалы к примеру и следовательно затем могу перенести эти интервалы на инструмент, музыкальная память наверно это можно назвать.
Слуховую (музыкальную) память я упоминал выше, разумеется, она тоже работает. Как часть (вид) памяти.
Если речь идёт об одноголосной мелодии в неторопливом движении, теоретически можно опираться только на этот вид памяти. В этой ситуации (когда упор на "только") вы будете заново "подбирать" эту мелодию на грифе всякий раз при её исполнении. Если речь о полнофактурном произведении (или даже просто о быстром пассаже), этой самой музыкальной памяти маловато будет, не прокатит. Придётся подключать мышечную и визуальную память. Может, ещё и образную память (личные эмоции, вызываемые музыкой).
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2019, 11:33:15 от MrLf »

Оффлайн Dvemer

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 139
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #11 : Февраля 12, 2019, 11:43:52 »
Слуховую (музыкальную) память я упоминал выше, разумеется, она тоже работает. Как часть (вид) памяти.
Если речь идёт об одноголосной мелодии в неторопливом движении, теоретически можно опираться только на этот вид памяти. В этой ситуации (когда упор на "только") вы будете заново "подбирать" эту мелодию на грифе всякий раз при её исполнении. Если речь о полнофактурном произведении (или даже просто о быстром пассаже), этой самой музыкальной памяти маловато будет, не прокатит. Придётся подключать мышечную и визуальную память. Может, ещё и образную память (личные эмоции, вызываемые музыкой).

Вопрос у меня как раз недавно всплывал о визуальной памяти, в смысле я помню куда ставить палец на грифе в определенный момент времени?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #12 : Февраля 12, 2019, 11:44:49 »
Вопрос у меня как раз недавно всплывал о визуальной памяти, в смысле я помню куда ставить палец на грифе в определенный момент времени?
да

Оффлайн Ranyee Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #13 : Февраля 12, 2019, 13:45:48 »
В общем, покурил интернет и обнаружил, что я далеко не первый, кто задался этим вопросом. Причем от выпускников консерваторий, которым надоело разучивать ))
Нарыл интересную книгу.  Лилиас Маккиннон. Игра наизусть.
http://www.mediafire.com/file/mm1iyyz3d3d/Mackinnon.pdf

Книга старая 38 года, но очень интересная, в том числе и комментарии в конце. В частности там написано, что к одним из требований к выпускникам Высшей музыкальной школы в Париже является требование записать по памяти одно из исполненных произведений на выбор экзаменатора.

Оффлайн Dvemer

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 139
Re: Игра по нотам/ транспонирование. Вопрос.
« Ответ #14 : Февраля 12, 2019, 14:20:16 »
В общем, покурил интернет и обнаружил, что я далеко не первый, кто задался этим вопросом. Причем от выпускников консерваторий, которым надоело разучивать ))
Нарыл интересную книгу.  Лилиас Маккиннон. Игра наизусть.
http://www.mediafire.com/file/mm1iyyz3d3d/Mackinnon.pdf

Книга старая 38 года, но очень интересная, в том числе и комментарии в конце. В частности там написано, что к одним из требований к выпускникам Высшей музыкальной школы в Париже является требование записать по памяти одно из исполненных произведений на выбор экзаменатора.

Вот это конечно жестко :hmmm: Это какова структура запоминания? Запоминать сетку из тактов\квадратов и плюсом помнить где у каждого своя "ячейка"?