eye,
дело не в спонтанности
сола от души должна быть
Тогда вопрос - "от души" - это касается исполнительского аспекта или композиционного? Давайте представим:
1. Может быть такое - одно и то же соло, но два исполнения - с душой и формальное, кислое?
2. На бумаге записано соло - можно ли определить, что оно сочинено (или ранее симпровизированно) с душой?
3. Соло "взрывающее сердце на 10 маленьких щенят" будет ли так же воздействовать, будучи забито (хорошо) в гитар про?
4. Допустим соло сыграно с душой - может быть такое, что у одного слушателя - "взрывающее сердце", а у другого "уг"? Я знаю кучу таких примеров.
Мне кажется, что "с душой" - это касается больше не "что", а "как", то есть исполнительского момента.
Таким образом мы приходим к тому, что - да, надо с душой и прочее, но это оказывается недоступным для обсуждения и весьма субъективным фактором, так сказать "метафизическим". В итоге превращается в демагогию. А конкретные советы всегда можно обозвать клишейными, формальными, бездушными. особенно, если предполагать, что следующий этим советам совершенный чурбан и ничего не чувствует, не вкладывает в свою игру душу. Таких людей, кстати, достаточно, и советы, типа, "играй с душой" абсолютно бесполезны для них. А вот прагматичные советы - "работай над интонацией, вибрато, бендами, звуком, ритмом, мелодическим содержанием, формой соло, развитием и кульминацией и тд" - могут подвести человека к эмоциональной игре, пониманию средств и в конце концов к игре с душой.
Конечно, также есть одаренные люди, у которых чуть ли не первое прикосновение к инструменту уже с душой.
А вообще, человек - не машина, поэтому все, что он делает, хорошо ли плохо - живое, в широком смысле одушевлено.