Еще большая цитата про гармонические (автономные) и монодические (результативные) лады.
"Гармонические лады - ладовые системы, организующиеся как взаимоотношения аккордов. Функциональной единицей лада в них является аккорд.
Наиболее специфичный вид Гарм.л. - мажорно-минорная система, в которой ладовые проявления настолько тесно переплелись с гармонией, что в теории музыки она получила название мажорно-минорной ладогармоничесой системы.
МАЖОРНО-МИНОРНАЯ ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, мажоро-минор — гармонический лад, основанный на функциональной триаде тоники, субдоминанты и доминанты (не путать с мажоро-минором как объединением одноименных и параллельных тональностей).
М.-м, л. с. представляет собой ярчайший и типичнейший образец гармонического лада. Носителем ладовой функции, т. е. функциональной единицей лада, в ней является только гармонический комплекс — аккорд. Отдельный тон не способен безоговорочно выявить ладовую функцию, ибо она зависит от того, в какой аккорд (звучащий или подразумеваемый) в данный момент этот тон входит.
М.-м. л. с. является продуктом длительного исторического развития, и прежде всего развития многоголосной инструментальной музыки. Как никакая другая ладовая система, она основана на акустических предпосылках — закономерностях отношений тонов и обертонов. Именно это породило свойственную ей стабильность форм строения звукоряда и функциональных связей. Ее лады октавные, в основе их звукорядов лежит акустически подтвержденная шестиквинтовая диатоника.
Стабильность строения порождает важнейшее, специфическое качество М.-м. л. с., отличающее ее от всех других ладовых систем, в той или иной мере стабилизировавшихся в европейской музыке: наиболее характерные для нее элементы обладают способностью даже изолированно от конкретного текста вызвать у воспринимающего субъекта представление обо всей системе в целом (разумеется, речь идет о слушателе, слух которого воспитан в этой системе). Так, взятые изолированно V7 или II65 позволят немедленно «услышать» (представить себе) всю систему целиком. Это сделало М.-м. л. с. настолько автономной, что малейшие, даже мимолетные ассоциации со сложившимися на ее основе интонациями способны вызвать действие ее норм в текстах, общая организация которых далека от ее классического вида.
Функциональные отношения мажоро-минора выражаются предельно краткой формулой Т-S-D-Т и базируются на кварто-квинтовых связях I, IV и V ступеней — основных тонов главных трезвучий лада. Акустической предпосылкой этих связей служит квинтовое соотношение основного тона с третьим обертоном — первым, который воспринимается как другой тон, а не октавное повторение основного. То обстоятельство, что от данного звука можно построить только одну квинту вверх и одну квинту вниз, обусловливает исчерпанность функциональной системы мажоро-минора тремя элементами.
Расположенный в центре системы тон (например, с), согласно отношениям шкалы обертонов, является производным по отношению к нижней квинте (f) и производящим по отношению к верхней (g). И соответственно своему центральному положению этот тон и в логическом смысле является центральным. Тоника — трезвучие, построенное на центральном тоне, доминанта — трезвучие, отстоящее от центра на квинту вверх, субдоминанта — трезвучие, отстоящее на квинту вниз. Тоника представляет собой абсолютный устой. Функции субдоминанты и доминанты заключаются в создании неустойчивости, тенденции к движению, и характер их действия определяется акустическим фактором — соотношением основных тонов выражающих их трезвучий с основным тоном трезвучия тонического.
В ходе исторического развития М.-м. л. с. постепенно рас-ширялся состав ее звукоряда, сложнее делались формы выявления ладовых связей. Но до тех пор, пока действует функциональная триада, можно говорить о сохранении основы системы.
Поэтому всевозможные объединения одноименных, параллельных и однотерцовых тональностей при условии действия тонико-доминанто-субдоминантных отношений являются усложнением М.-м. л. с. Однако на определенном этапе, в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные, изменение звукорядного состава мажоро-минора повлекло за собой и перерождение его функциональной системы.
Монодические лады - лады, в которых функциональной единицей системы является тон.
Возникли в одноголосной, вероятнее всего, вокальной музыке...
Каждый тон монодического лада имеет свою определенную, не повторяемую другим тоном функцию, что придает ему особую ладофункциональную самостоятельность, а отсюда и интонационную весомость.
Монод. ладам абсолютно несвойственна закрепленность единственно возможного звукоряда за определенной тоникой, присущая ладам классического мажоро-минора.
Тоническое значение звука в Монод.л. выявляется сложным комплексом ритмоинтонационных условий его использования, прежде всего его положения в форме (мотиве, фразе), а следовательно, ритмическим и интонационным соотношением с другими тонами системы. (смотрите Автономные и Результативные лады). Это создает условия для сравнительно легкого смещения тоники и отсюда - для некоторой тональной неустойчивости Монод.ладов.
Монодийно-гармонические лады - ладовые системы многоголосной музыки гармонического склада, в которых функциональной единицей является тон, окрашенный гармоническим комплексом.
В М.-Г. л. тон выступает в определенном гармоническом освещении, "усиленный", "утолщенный" созвучием, которое лишено ладовой силы и не участвует в определенных ладовых связях.
В М.-Г. л. ладовая опорность и неопорность (см. Ладовые функции), которые для такой организации более спецефичны, чем устойчивость и даже неустойчивость, определяются только в мелодической линии, в связи тонов, т.е. аналогично монодическим ладам. Линейная логика организации скрещивается, таким образом, с гармонией - принципиальным многоголосием - в единую монодийно-гармоническую сущность.
Важнейшее отличие монодийно-гармонических систем от мажоро-минора заключается не только и не столько в способе выявления функций, сколько в изменении свойств самих функций.
Автономными являются лады, в которых исторически сложились как стабильные стереотипы звукоряда и структурного выражения ладовых функций.
Типичным видом такого лада является мажорно-минорная ладогармоническая система.
В автономном ладу функция элемента относительно независима от формы, ритмоинтонационных условий его использования, его местоположения в музыкальном построении (такова, например, в мажорно-минорной системе функция малого мажорного септаккорда как доминанты - основного неустоя).
Более того, ладовая функция в такой системе способна сама активно воздействовать на форму, требуя ее продления, расширения (прерванные кадансы, эллиптические обороты и т.п.). Лад диктует свои условия форме; его силы способны нарушить симметричность формы, поспорить с метроритмом, оздав ощущение синкопы при абсолютно равномерной смене гармоний.
Результативными являются лады, в которых функциональное значение тонов и созвучий определяется только в связи с ритмоинтонационными условиями их использования и активного воздействия на форму не оказывает.
В таких случаях ладовая функция не диктуется форме, а сама диктуется формой.
Так, совпадение тона с цезурой, с окончанием фразы легко придает ему устойчивость. Сдвиг в кадансе с тона, только что определившийся как опорный, на рядом лежащий неопорный пересмыслит этот неопорный тон в опорный, а бывшую опорность - в полную неустойчивость, неопорность."
Зато я узнал новый термин: Инципит - в музыке начальная фраза музыкального произведения.