Мои объяснения базируются не на интервалах: я не употребляю никаких названий интервалов, я изъясняюсь в терминах "прислушайся, какое настроение у тебя возникает на последней ноте", и не акцентируюсь на "вверх" и "вниз". Но не выходит пока.
Может я не до конца понимаю, но дело не в том, как вы объясняете и что употребляете, а все начинается с того, как вы сами мыслите. Если вы говорите "ход на октаву" и "ход на сексту", значит вы мыслите интервалами (в чем в принципе нет ничего плохого). Но.
Как пишет Теплов (и это так на самом деле!) - "Оказывается, что и профессионалы-музыканты
иногда затрудняются в узнавании отдельных интервалов или дают при узнавании неверные ответы."
Последовательность овладения другая - сначала ладовое чувство, потом интервалы. А потом аккорды и прогрессии.
Я пытаюсь объяснить, что один ход приводит к полному покою, остановке, а второй — не приводит.
Видите, вы объясняете интервалами - понятие "ход" - подразумевает две точки и расстояние между ними. Одно рассматривается относительно другого, сравнивается, сравнивается в движении от одного к другому.
Понятие ступень подразумевает стабильное качество звучания одного звука в стабильной системе. Его физиономию, портрет.
Вектор силы. (*Для Павле - да, этот портрет формируется относительно тоники, точнее, относительно всей тональной системы, включая подразумевающиеся гармонические функции, но в конечном счете оно как бы "эмансипируется", становится более-менее отвязанным от тоники, самостоятельным - тоника явно не звучит, ее не поют, о ней "не думают", звук взаимодействует с другими звуками, образуя с ними различные интервалы, но ощущение ступеневого ладового портрета сохраняется. Хотя по сути, и об этом я писал - ладовое чувство включает в себя расстояние до тоники и формируется (один из методов) допеванием по гамме до ближайшей тоники. Но ступени, скажем так, это особые "протоинтервалы").
Вы должны сначала выработать ладовое чувство у ребенка, а уж потом ожидать от него, что он почувствует покой, остановку на последней ноте.
Я дал достаточно информации для этого (дал попевки, дал теоретическую основу, дал пример, как это происходит у Брайнина, ссылки на методики, приложения), думаю вам стоит внимательно все это изучить. Тогда все получится.
Но прежде всего вам нужно самому на практике освоить азы формирования ладового чувства. Это не значит, что у вас его нет - во-первых, для того, чтобы понять и на практике освоить методику, а во-вторых - любой навык можно прокачивать и это никогда не поздно.
... и добавил:Кстати, вот интересно.
В системе интервалов каждый из аккордов C, F, G состоит из интервалов (или "интервальных
ступеней") 1-3-5. И так вы можете их построить и спеть - поем тонику, от нее терцию и квинту (либо еще одну терцию от первой терции). C (1,3,5) F(1,3,5), G(1,3,5).
А в системе ладотональности эти аккорды будут содержать ступени соответствующего лада: C (1,3,5) F(4,6,1), G(5,7,2).
Что придает аккордам определенные гармонические функции (хотя есть мнение, что наоборот, сначала были осмыслены гармонические функции аккордов, а потом через это звукоступени лада приобрели свои функции и краски (при переходе из модальной системы в тональную). Но нам это неважно).
Важно, что один и тот же звук может восприниматься в системе определенного аккорда (местные устои) и в системе тональности. И, что самое интересное - может восприниматься поочередно и даже одновременно - и так и так!
Поэтому ступень это не просто отношение к тонике (интервал), но в целом фиксированное положение (или баланс напряжений и взаимодействий) в ладогармонической системе тональности, имеющей сложную функциональную структуру.
Ступень - это ладовая молекула. )