Автор Тема: Импровизация несколькоими модами в рамках одного произведения  (Прочитано 2392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Привет!

В этой теме хотелось бы обсудить применение нескольких мод при импровизвции в рамках одного джазового произведения.
Столкнулся с утверждением, согласно которому при переходе от одного аккорда к другому существует выбор между сразу несколькими альтернативами, так имея семь ступеней мажорной гаммы
I- можно импровизировать в ионийском, либо лидийских ладах тоники
II - нат. минор, дорийский минор, фригийский лад, где тоника берется от этой (II) ступени
III -нат. минор, дорийский минор, фригийский лад, где тоника берется от этой (III) ступени
IV - можно импровизировать в ионийском, либо лидийских ладах, где тоника берется от этой (IV) ступени
V -только миксолидийский лад
VI -нат. минор, дорийский минор, фригийский лад
VII- только фригийский лад

При этом, выбор звукоряда при каждой ступени становится уже в зависимости от конкретных аккордов- например применение сложных джаховых аккордов вносит ограничения на выборе одного из трех возможных минорных ладов.

Пример кусочек Blue Bossa (написана в тональности, соответствующей  Eb мажору) с прогрессией
Cm7-Fm7-Dm7b5- G7
означает ли это что мы можем использовать только нат либо дорийский минор для 1 и 2 аккордов, натуральных минор ( а не локрийскую моду- т.к здесь полууменьшенный аккорд) для третьего аккорда, и наконец миксолидийсий лад для последнего аккорда?
Какие еще можно взять простые джазовый произведения, на примере которых можно провести подобный анализ?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Пример кусочек Blue Bossa (написана в тональности, соответствующей  Eb мажору) с прогрессией
Cm7-Fm7-Dm7b5- G7
означает ли это что мы можем использовать только нат либо дорийский минор для 1 и 2 аккордов, натуральных минор ( а не локрийскую моду- т.к здесь полууменьшенный аккорд) для третьего аккорда, и наконец миксолидийсий лад для последнего аккорда?
Какие еще можно взять простые джазовый произведения, на примере которых можно провести подобный анализ?
В вашем сообщении есть  некоторые проблемные моменты, с которыми сталкивается начинающий про-джазовый студент, начитавшись книжек. Но я не буду их объяснять, укажу только на одно очевидное логическое несоответствие, с которым для начала вам надо бы разобраться.

Вы пишите "Пример кусочек Blue Bossa (написана в тональности, соответствующей  Eb мажору)"
Значит вы рассматриваете этот оборот по Eb мажору. Но далее (начало пропущу, чтобы упростить себе объяснение) вы пишите, что аккорду G7 соответствует миксолидийский лад. Но в Eb мажоре V=Bb7.
А если у вас G7=V, то это уже До минор, а в миноре на V вовсе не миксолидийский. И так далее со всеми остановками.

(и вопрос из любопытства - называть лады "модами" вы сами придумали или откуда-нибудь взяли? Ведь это малораспространенная калька английского mode)

Оффлайн Ven

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 367
  • не жалей костей!!!
Скажу проще. Если одну ноту можно обыграть разными прогрессиями, то и один аккорд- разными тональностями. Далее: всё зависит от вкусовщины.
зы. некоторые народы севера любят рыбу с "душком". Меня воротит. 8)

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
eye, спасибо за комментарии. К сожалению, я так и не прочел ни одну книжку по теории  :pozor: все мои мысли- результат анализа произведений.

По поводу термина мода- я подразумеваю модальность- т.е когда звукоряд несет какое-то настроение, либо выражает отношение исполняющего ( как модальный глагол в языках ).

По поводу минор- мажор несоответствия: у меня сложилось впечатление, что работая с модальной музыкой проще рассматривать все тональности, исходя из мажорной гаммы, в соответствии с количеством знаков при ключе (ведь, например, минор это уже отдельная мода). По конкретному случаю- я исходил из того, что в мажоре мы имеем всегда аккорд пятой ступени (доминантный) мажорный, а в миноре, наоборот, минорный. Согласно теории все моды могут быть построены из основных ступеней мажорной (минорной) гам.  При этом, в обоих случаях моды образуются одни и теже, просто нумерация ступеней сдвигается ( например дорийская мода это либо 2 ступень мажора, либо 4 параллельного минора).  Однако в действительности, имея дело с модальной музыкой появляется много исключений. Например, откуда тогда в Blue Bossa возникает аккорд G7 (здесь должен быть вообще Gm)? Это результат перехода в другую тональность, если рассуждать диатонически, либо же когда мы имеем дело с модальной музыкой, диатонические правила вообще не действуют ?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Например, откуда тогда в Blue Bossa возникает аккорд G7 (здесь должен быть вообще Gm)?
Там вроде вообще G7(#5) в гармонии. Или перепутала чего? :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
own, объясните почему для изучения модальной импровизации вы берете произведение с ярко выраженной функциональной гармонией?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Например, откуда тогда в Blue Bossa возникает аккорд G7 (здесь должен быть вообще Gm)? Это результат перехода в другую тональность, если рассуждать диатонически, либо же когда мы имеем дело с модальной музыкой, диатонические правила вообще не действуют ?
Какие еще диатонические правила?
G7 - это не результат перехода в другую тональность, а результат использования гармонического минора.
Гармонические лады - это условная диатоника, или "полудиатоника".

Вы отождествляете аккорды и лады (моды по вашему). Но это не одно и то же. Лады, соответствующие доминанте в миноре и в мажоре, имеют разное строение.

В мажоре натуральный доминантовый лад 1,2,3,4,5,6,b7 = G7(9,13),
а миноре гармоническая доминанта -  1,b2,3,4,5,b6,b7 = G7(-9,-13)

Если вы хотите все выражать через мажор, то тогда в данном случае это будет не V-i, а  III7 - vi (G7-Cm), и на доминанту (III7) здесь используется G фригийский(-ая) мод(-а) с бекар 3 или Eb мажор с #5, что соответствует гармоническому До минору. 



... и добавил:

own, объясните почему для изучения модальной импровизации вы берете произведение с ярко выраженной функциональной гармонией?
Вопрос правомерный.
Но, если абстрагироваться от уровня own и соответствующей путаницы у него в голове, то почему не применить ладовый принцип к функциональной гармонии? В этом и есть фишка современной модальной импровизации - ладами убить функциональность (разрушить связи аккордов), содержащуюся в теме. ))
Это привет от Дж.Рассела.
Этим надо заниматься, конечно, на другом уровне понимания.
« Последнее редактирование: Октября 15, 2014, 18:31:19 от eye »

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Поясните, пожалуйста,- в чем путаница?
В моем понимании лады тесно связаны с диатоникой следующим образом:
Например, произведение может быть написано в натуральном, гармоническом, либо мелодическом миноре. Отталкиваясь от каждой ступени соответствующего звукоряда  и возникают лады, каждый из которых связан так же с тоническим аккордом этой ступени. Например, для  натурального ля-минора это будет
ля- эонийский- Ам7
си- локрийский- Hdim7
до- ионийский- Cmaj7
ре- дорийский - Dm
ми-  фригийский - Em7
фа- лидийский- Fmaj7
соль- миксолидийский- G7

При переходе из натурального в гармонический ля минор- изменяется один интервал в исходном звукоряде, и соответственно триады, и ассоциируемые с каждым из них лады на некоторых ступенях будут меняться
ля- лад гармонического минора
си -локрийский лад с повышенной шестой ступенью
до- Caug триада- ионийсий лад с повышенной пятой ступенью
ре  - Незнаю
ми- E -фригийский доминантный лад
фа - лидийский лад с повышенной второй ступенью
соль# - какой-нибудь мега-мега локрийский ;-)

При переходе в мелодический минор, меняются два интервала при 6 и 7 ступенях, относительно натурального минора- аккорды меняются еще сильнее и соответствующие им лады( моды) так же. (подробнее http://www.tomlippincott.com/melmin.pdf)

Т.о мы имеем три (условино) диатонических звукоряда, где четко прослеживается взаимосвязь (тяготения) между различными ступенями, а так же построенные от каждой ступеней моды (лады)- где такая взаимосвязь отсутствует. На мой взгляд, введение системы ладов в музыкальную теорию носит исключительно синтетический характер (например, в качестве модели, позволяющей на начальном уровне студентам учиться импровизировать, исходя из конкретных аккордовых прогрессий). Например, имея Cm-Fm-Ddim-G7-Cm последовательность аккордов  студент видит, что последовательность написана в гармоническом миноре, он вспоминает лады, ассоциированные с каждой ступенью ( аккордом) и использует их ( в данном примере 4 разных лада для 4х аккордов) при игре под бэкинг трак.
В чем может быть заблуждение в подобных рассуждениях?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
В чем может быть заблуждение в подобных рассуждениях?
Прежде всего в этом:
Цитировать
где такая взаимосвязь отсутствует.
В ладах существует взаимосвязь. Сыграйте сначала ионийский До мажор, а потом лидийский До и вы услышите разницу в настроении, иную окраску.
Собственно, вы же признаете разницу между До эолийским минором и До ионийским мажором. То же самое с другими ладами.

Есть и другие заблуждения, но их долго и хлопотно объяснять.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
...
Вы отождествляете аккорды и лады (моды по вашему). Но это не одно и то же. Лады, соответствующие доминанте в миноре и в мажоре, имеют разное строение.
...
Это очень серьезная проблема у больных с вялотекущим гитаризмом. Каждый второй "учебник"  объясняет  на какой аккорд можно играть какую то гамму. Причем идет буквальное перечисление , что на аккорд такой то можно сыграть такие то гаммы соответствующие таким то ладам. Стоп, ребята !!! Каждый аккорд существует в конкретном гармоническом контексте! В результате самоучка не понимая элементарных функциональных связей пытается методом перебора подобрать гаммы.

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Но это как раз не столь очевидно в случае модальной музыки вот.

Например, взяв любое джазовое произведение с аккордовой последовательностью, подходящей под мелодический минор (Cm7 Fm7 Dhalf-dim G alt ) не получается красиво обыграть эту самую последовательность только гаммой до-мелодического минора (при импровизация фигня получаится, если держать в уме именно мелодический минор при импровизации). С другой стороны, если на 1 аккорд играть одну гамму ( например натуральный минор на тонику, дорийский минор на 2 аккорд и какой-нибудь вариант локрийской - на полууменьшенный аккорд в примере выше)- гармония импровизации значительно расширяется. Означает ли это, что в этом случае рациональней ассоциировать каждый аккорд с несколькими вариантами ладов, нежели наоборот (как мы имеел дело в диатонике)?

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
own,Вы делаете вывод: "не получается красиво обыграть эту самую последовательность только гаммой до-мелодического минора"

И по этому вы предлагаете набор гамм на каждый аккорд. Простите, но что мешает чередовать натуральный и мелодический минор когда это уместно в  контексте гармонии?

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
ну собственно о том и речь, что гармония при импровизации существенно расширяется при использовании в ней ладов, ассоциируя их с аккордами, из которых построенно произведение :)

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
own, Простите, а как Вы вообще собираетесь , что-то там импровизировать если не ориентируетесь в программе ДШИ и не можете определить где наступает мелодический минор, а где остается натуральный?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
В результате самоучка не понимая элементарных функциональных связей пытается методом перебора подобрать гаммы.
В итоге появляются всякие холдсворты...