Автор Тема: Импровизация под аккорды  (Прочитано 11450 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #15 : Декабря 09, 2012, 12:11:17 »
Очень мне нравится, например, эта запись. Сейчас анализирую ее и другие, что бы понять как строятся фразы.

На что обращать внимание? Как улучшить мелодии?

 

Ну, я обращаю внимание на все. :crazy:

1. На то, где начинается каждая фраза в такте, на какой доле такта заканчивается.
2. На характерную ритмику внутри фразы (если таковая присутствует). Где делаются акценты. Как ритмика и акцентировка создают драйв. Какие ритмические фигуры используются в фразах, как они замешиваются между собой.
3. На длину фраз, на паузы между ними (вот это очень интересная вещь - как изменение пауз может изменить соло) и, так сказать,  на "компоновку" фраз внутри какой-нибудь  законченной гармонической структуры (скажем, часть A в трехчастной форме квадрата AABA). Чтобы было понятней, приведу просто пример: есть стандартный пример фразировки, скажем, в условиях блюзового квадрата, когда сначала играется короткая фраза, потом пауза, дальше еще короткая фраза, опять пауза и затем, как некое "резюме" этих двух коротких фраз-"вопросов", играется длинная фраза-"ответ". Это одна из "классических" схем фразировки, часто ее можно услышать. Вот с этих позиций тоже полезно оценивать в целом все соло, или отдельные ее логически законченные куски в виде квадрата или части квадрата - как "компонуются" фразы.
4. Конечно стоит обращать внимание на использование "стандартных кирпичей" в фразах, типа секвенций на основе гамм, арпеджио, использование опеваний, каких-то стандартных оборотов и фраз и т.д. Использование изначально "не совсем музыкальных" стандартных средств в музыкальном ключе и в реальной музыкальной обстановке - вещь очень интересная.

Еще я смотрю как мастера "льют воду". То есть, если надо сыграть длинное соло, то надо как-то распределить силы и не выкладывать вообще все, что ты знаешь в этом одном соло. Поэтому профессионалы в каких-то важных местах играют что-то из "домашних заготовок",  а в остальном играют "воду". И вообще, насколько я понимаю, профессионализм в определенной степени заключается в том, чтобы в большинстве случаев не выкладываться на все 100% и не показывать все, что ты можешь и знаешь. То есть, иногда стоит этого сделать, но не в каждой песне, кроме того, далеко не каждая песня этого требует. У меня с этим есть проблемы, если я начинаю играть соло, то начинаю выкладывать просто все. Это не то что "нерационально" и "непрофессионально", но еще и утомительно слушать. Достаточно непросто играть мало и просто большую часть соло. :) Так сказать, "играть чисто на музыкальности" или "играть воду".

Тут как бы сложно выделить что-то одно, и на это только обращать внимание. Фразировка - это в большой степени ритмика, но в то же время и мелодика, и паузы и все остальное.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #16 : Декабря 09, 2012, 12:40:01 »
Ведь у всякого произведения есть тональный план. Я вот думаю, что нужно знать наиболее близкие тональности.

Попов пишет, что главный ключ - он "материнский", и все другие тональности, берущие начало от трезвучий этой гаммы - "дочерние"...
Я пытаюсь понять:

1) на каких нотах лучше делать эти модуляции (на общих и т д)
2) можно ли удачно включать в игру мелодии на аккорд, ноту не входящую в звукоряд
3) как улучшить фразировку

 :)

Смотрю некоторые записи. Вижу те же ноты, что сам употребляю в соло, но у тех гитаристов они получаются гораздо более к месту, чем у меня.  Гармония та же, ноты те же, но их фразы "ложатся" прекрасно и (по ощущениям) куда надо. Вот что это за "куда надо"... никак не могу понять.  То ли это, действительно, устойчивые ноты аккордов, то ли... просто удачно выстроенная ритмика... фразировка.



« Последнее редактирование: Декабря 09, 2012, 12:49:16 от vs_difer »

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #17 : Декабря 09, 2012, 12:54:08 »

2) можно ли удачно включать в игру мелодии на аккорд, ноту не входящую в звукоряд
3) как улучшить фразировку

2) Конечно можно. Вообще есть прием такой, называется "выход из тональности", когда в фразе вообще все ноты могут быть "неправильные". Но, правда, надо уметь возвращаться в тональность после всех этих безобразий, и этот прием - это что-то вроде уже высшей математики. Но если брать более простые примеры - то проходящие ноты в пассажах вполне могут быть не из звукоряда, соответствующего текущему аккорду. Хроматику ведь используют для обыгрывания аккордов.
3) Наверное, только с опытом сочинительства соло и анализа чужих соло. Фразировка для каждого отдельного музыканта - это дело персонального стиля и вкуса.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #18 : Декабря 12, 2012, 20:23:09 »
Друзья, посмотрите, правильно ли первые несколько тактов Нострадамуса сняты ?

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #19 : Декабря 13, 2012, 05:58:04 »
ПЕРЕНОШУ БЕСЕДУ С ТОВАРИЩЕМ  Eye из лички - ей здесь место.

Цитата: Дэн от Декабря 11, 2012, 14:02:26



1. Читаю "Импровизируя нужно видеть лад и тональность аккорда"   вопрос: То есть у каждого аккорда  есть  еще и  своя собственная  «дочерняя» тональность отлитчная от «матеинской»? О.о

Это зависит от стиля, гармонической последовательности и подхода импровизатора.


Цитировать
2.   И во всех трех пунктах фигурирует «лад». То бишь автор имеет в виду что переходя к обыгрыванию того или иного аккорда я должен видеть еще и лад каждого аккорда.

Опять-таки это может зависеть от подхода и подходы есть разные.
Например, можно почитать Лидийскую концепцию - это то, что касается "на каждый аккорд - свой лад и забудьте про тональности".
Можно рассмотреть упрощенный подход
а) Тональный
Обыгрывание последовательности аккордов ладом соответствующим тональному центру или блюзовым звукорядом.
б) Полимодальный
Каждый аккорд рассматривается как "тональный" (модальный центр) и обыгрывается своим ладом.
Если совсем упростить -
1.всякий m7 (кроме тоники тонального центра, но и его тоже можно) обыгрывается дорийским звукорядом.
2.Всякий maj7 (кроме тоники тонального центра, но и его тоже можно) обыгрывается лидийским.
3. Доминанты обыгрываются разными ладами, например, "суперлокрийским".


Цитировать
3. Я сколько не бился с ладами – они все просто диатоника сыгранная от Ре до Ре, от Си до Си и т. д. – и аппликатура как выдранная из диатоники кусок.

На этот вопрос я подробно объяснял на форуме - ищите.
Если кратко - чтобы понять лад (например Ре дорийский) надо не просто играть До мажор "от Ре до Ре", а слышать первую ступень дорийского Ре, как тонику. Для этого надо либо поиграть всякие блюзовые ходы относительно Ре или просто натуральный Ре минор и только потом изменить одну ноту - Си бемоль изменить на Си бекар.
Когда вы играете До мажорную гамму от разных звуков - вы все равно слышите До мажор, а надо перестроить слух на другую тонику, например - Ре.

... и добавил:

НОВЫЕ ВОПРОСЫ (чур не пинать за многабукаф):

Товарищ Eye – вот пруфлинк на «инструкцию по импровизации» о которой шла речь:
http://www.creatonebook.ru/wp/?p=70

1.   Я внимательно зазырил школу Эла Питрелли где он разжевывает и демонстрирует насколько по разному звучат лады под одну и ту же гармонию (за нее был взят 1 аккорд - Ля минор) - однако разница в характере звука разных ладов слышна если мы начинаем и/или заканчиваем (что чаще) фразу в тонику лада - это  и дает характерное для этого лада звучаение.

Вопрос - а если начинать и заканчивать не в тонику лада (но играть строго внутри него) - звук то меняется - и выходит что это опять выходит набившее оскомину ковыряние в ляминоре/домажоре методом «научного тыка» - то есть привязка к тонике в ладу обязательна выходит (чтобы «выжать» из него его собственный характерный звук)?

2.   В самом конце видеошколы он показывает забавную штучку  - вместо того, чтобы заучивать стопицот кучерявых гамм (щито само по себе прекрасно), чтобы получить новое звучание зная только 7 ладов и пентатонику - берем и меняем гармонию – то есть аккорды – но не абы как, а типа «Лидийски» - то есть берем аккорд в Лидийской тональности ОТНОСИТЕЛЬНО  до мажора – то есть обыгрывали аккорд Ля минор, теперь обыгрываем аккорд Фа мажор (это аккорд=трезвучие от 4ой ступени до мажора – собственно Лидийской эта тональность называется, потому что это Лидийский лад и потому что Фа – от которой строится аккорд – это тоника Лидийского лада – все гениально вобщем). Так вот, чтобы получить ощущение мрачной «неразрешенности» он обыгрывает аккорд Фа несколькими ладами, которыми ранее он обыгрывал аккорд Ля (который, если следовать его логике перемещает нас в «Эолийскую тональность»).  То есть он не перемещается в тональность Фа, а остается в тональности Ля, и получается что тоники ладов которыми он обыгрывает этот аккорд находятся в других интервалах (которые и дают ощущение неразрешенности), относительно тоники «основной тональности» чем было бы если бы он перешел в тональность Фа мажор.
А теперь внимание вопросы:
1.   кто мешает  обыгрывать ляминорными/домажорными ладами Фригийскую, Мексолидийскую и т.д. ведь обыгрывая сначала Ля минор он находился как бы в Эолийской  тональности полученной таким же макаром (берем тонику лада строим от нее трезвучие внутри до мажора зацикливаем его в лупере и ковыряем под него) – почему именно Лидийская тональность – в чем ее особенность, в чем «консепшн»-то – ведь можно тогда чем угодно что угодно обыгрывать  (строя аккорды от каждой ступени до-мажора получаем 7 вариаций гармонии внутри этого до мажора с названиями соответствующими названиями ладов)?
2.   И второй вопрос вытекающий из первого – а чего делать если у меня обыгрываемфый риф в хз какой тональности, а я его обыгарть хочу по «Лидийски» и получить ту самую неразрешенность (мне реально понравился звук которого Эл Питрелли добился сменив обыгрываемый аккорд с ля на фа).

Так мало того что у меня в риф входят несколько аккордов (и не тупа 2 тоники и квинта каким Эл Питрелли показывает аккорд фа, а "нормальные" "жирные" септаккорды), которые в ХЗ какой тональности, так они еще и мелодию какую-то дают.

Как сохранить мелодию - просто играть внутри гаммы и тогда вся мрачность коту под хвост, если мелодия ни то ни сё (ну в смысле настроение у нее выбивается из общего мрачного "неразрешенного тона" который я хочу задать)?

Ну положим транспонирую я их приложив нечеловеческие усилия в до мажор (хотя они например возьмут и перестанут звучать как я хотел – такое возможно). А дальше-то – я получаю последовательность аккордов из которых  каждый должен оказаться Лидийским относительно того чем я его обыгрываю – это надо каждому аккорду найти гамму (со структурой до мажора) тоника которой окажется относительно него на 4 ступени выше, увидеть внутри этой новой тональности интересующие меня лады и начать играть – все это не то что повторять надо, а делать заранее в голове перед сменой аккорда один на другой – чтобы не мазать мимо... 

У меня череп треснет – успевать думать про все это по ходу импровизации  :pozor:  :crazy:

А если у меня аккорд не мажорное трезвучие, а какой-нибудь полууменьшенный Си – и никаким  макаром он не может задать тем самым Лидийскую мрачную атмосферу – как мне тогда мрачно и неразрешенно прозвучать?  ???

Это выходит – берем 1 аккорд (строго мажорный), считаем его Лидийским, ищем относительно него аналог до мажора отсчитав 4 ступени вверх (как в случае с Фа мажором который Эл Питрелли обыгрывал),  и играем под него – и как говорится «вот и вся песня»?   :o

ЗАРАНЕЕ ИЗВИНЯЮС за многабукаф  - хотелось бы кашку в голове рассосать, что весьма трудно с наскоку  ???
« Последнее редактирование: Декабря 13, 2012, 10:27:10 от Дэн »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #20 : Декабря 13, 2012, 11:47:15 »
Если вы на тонику Ля будете играть звукоряд Фа лидийский, то у вас будет звучать Ля минор эолийский, чтобы вы там про себя не думали. Непонимание этого приводит ко всем этим вопросам и путанице.
Фа Лидийский лад будет звучать только на аккорде Фа, при условии ладового (модального), а не тонального контекста*.
____
* "Модальность" и "Тональность" - это еще один непростой момент, в котором  стоило бы разобраться. В теории музыки на этот счет присутствует некоторая неразбериха и чехарда терминов.
По хорошему - не может быть "лидийской тональности" - если только условно. Тональность - это ладогармоническая организация, основанная функциях (TSD) в натуральных мажоро-миноре. Музыка, основанная на "народных" диатонических ладах, лишенная характерной гармонической функциональности и соответствующих гармонических соотношений - ладовая (модальная). Возможны также всякие смешения и неоднозначности. Также возможен модальный подход при импровизации на тональность.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #21 : Декабря 13, 2012, 12:02:34 »
Ну круто же. У кого есть еще такие интимные переписки с eye? Выкладывайте :)

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #22 : Декабря 13, 2012, 12:18:23 »
Если вы на тонику Ля будете играть звукоряд Фа лидийский, то у вас будет звучать Ля минор эолийский, чтобы вы там про себя не думали. Непонимание этого приводит ко всем этим вопросам и путанице.
Фа Лидийский лад будет звучать только на аккорде Фа, при условии ладового (модального), а не тонального контекста*.
____
* "Модальность" и "Тональность" - это еще один непростой момент, в котором  стоило бы разобраться. В теории музыки на этот счет присутствует некоторая неразбериха и чехарда терминов.
По хорошему - не может быть "лидийской тональности" - если только условно. Тональность - это ладогармоническая организация, основанная функциях (TSD) в натуральных мажоро-миноре. Музыка, основанная на "народных" диатонических ладах, лишенная характерной гармонической функциональности и соответствующих гармонических соотношений - ладовая (модальная). Возможны также всякие смешения и неоднозначности. Также возможен модальный подход при импровизации на тональность.

Вроде понятно:  выходит что играя ноты ля минорной гаммы все равно начиная и заканчивая на какую из ее нот (в нашем случае Фа) - все равно это тот же ля минор.

Я одного понять не могу - как этот Эл Петрелли получил новое "неразрешенное звучание" играя все тот же ля минор - просто сменил аккорд - это понятно.
А как мне-то импровизируя в другой тональности получить тот же эффект?

Искать аккорд из тех же ступеней что и Фа в тональности ля как в видеошколе?

Получается он просто нашел какой-то конкретный аккорд дающий в сочетании с Ля минором вот такое конкретное звучание - ивсе - то есть и какой логики нет?

Повторюсь - есть ли способ получить мне неразрешенное звучание в том же ляминоре, но например сменив аккорд с фа накакой-то другой? Если можно то на какой и главное почему?  ???


ДА и вот "Фа Лидийский лад будет звучать только на аккорде Фа, при условии ладового (модального), а не тонального контекста*." - поясните, пожалуйста, о каком контексте речь (и чего бывает при его смене и как его контекст сменить) - можно на конкретном нашем примере  ;D

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #23 : Декабря 13, 2012, 12:30:27 »
Дэн,, а ты не сомтрел Essential Guitar - Harmony & Theory  ? От Lick Library. Там есть много примеров под минуса. Ответы именно на такие вопросы.

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #24 : Декабря 13, 2012, 12:55:47 »
Дэн,, а ты не сомтрел Essential Guitar - Harmony & Theory  ? От Lick Library. Там есть много примеров под минуса. Ответы именно на такие вопросы.

НЕ, надо зазырить - а она на русском, а то я с муз терминологией на инглише ни бэ ни мэ?


Нашел, щас буду качать - вроде народ пишет - школьного английского хватит  :hitrez:

ТЫ коли продвинут в теории присоветуй еще чего полещного чтобы модера не кошмарить идиотскми вопросами - чего глянуть чтобы самому разоьраться  ;)
« Последнее редактирование: Декабря 13, 2012, 13:01:18 от Дэн »

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #25 : Декабря 13, 2012, 13:06:43 »
Не, не. Я тут сам спрашиваю. Просто много школ за последние месяцев 6 нашел.... Вот одна из них очень хорошая.
Еще есть...

Lick Library - Essential Guitar - The Modes - чисто про средневековые лады. Дорийские и т п.

LL - UGT - Pentatonic Concepts - про то, как пентатоники использовать всяко разно.

Lick Library - Chords And The Scales That Fit Them - опять же аккорды и гаммы.

Fretboard Navigator - тоже школа. Аля Попов, только проще.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #26 : Декабря 13, 2012, 13:16:08 »
vs_difer,
Спасибо за наводку.
Lick Library - Chords And The Scales That Fit Them вот эта интресная, надо глянуть.

Ты их смотрел? Можешь вкратце сказать про Pentatonic Concepts, раздел From Scales To Licks - о чём там?

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #27 : Декабря 13, 2012, 13:28:42 »
Ты знаешь, этот раздел больше для начинающих совсем. Там нет каких-то интересных фраз. Скорее больше похоже на упражнения, просто он играет уже нечто больше похожее на фразы. В целом из всех этих школ наиболее классная это та первая, которую я рекомендовал Дэну. Там есть раздел Advanced с хорошими студийными минусами.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #28 : Декабря 13, 2012, 13:34:27 »
The modes я как раз сейчас штудирую.

Я просто думал, исходя из названия, что может какие-то интересные идеи построения фраз по пентатонике  ??? :)

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #29 : Декабря 13, 2012, 13:40:28 »
Плюс табе. Пошел изучать мат часть.
Албибэк с тьмой вопросов  :pozor: