ПЕРЕНОШУ БЕСЕДУ С ТОВАРИЩЕМ Eye из лички - ей здесь место.
Цитата: Дэн от Декабря 11, 2012, 14:02:26
1. Читаю "Импровизируя нужно видеть лад и тональность аккорда" вопрос: То есть у каждого аккорда есть еще и своя собственная «дочерняя» тональность отлитчная от «матеинской»? О.о
Это зависит от стиля, гармонической последовательности и подхода импровизатора.
Цитировать
2. И во всех трех пунктах фигурирует «лад». То бишь автор имеет в виду что переходя к обыгрыванию того или иного аккорда я должен видеть еще и лад каждого аккорда.
Опять-таки это может зависеть от подхода и подходы есть разные.
Например, можно почитать Лидийскую концепцию - это то, что касается "на каждый аккорд - свой лад и забудьте про тональности".
Можно рассмотреть упрощенный подход
а) Тональный
Обыгрывание последовательности аккордов ладом соответствующим тональному центру или блюзовым звукорядом.
б) Полимодальный
Каждый аккорд рассматривается как "тональный" (модальный центр) и обыгрывается своим ладом.
Если совсем упростить -
1.всякий m7 (кроме тоники тонального центра, но и его тоже можно) обыгрывается дорийским звукорядом.
2.Всякий maj7 (кроме тоники тонального центра, но и его тоже можно) обыгрывается лидийским.
3. Доминанты обыгрываются разными ладами, например, "суперлокрийским".
Цитировать
3. Я сколько не бился с ладами – они все просто диатоника сыгранная от Ре до Ре, от Си до Си и т. д. – и аппликатура как выдранная из диатоники кусок.
На этот вопрос я подробно объяснял на форуме - ищите.
Если кратко - чтобы понять лад (например Ре дорийский) надо не просто играть До мажор "от Ре до Ре", а слышать первую ступень дорийского Ре, как тонику. Для этого надо либо поиграть всякие блюзовые ходы относительно Ре или просто натуральный Ре минор и только потом изменить одну ноту - Си бемоль изменить на Си бекар.
Когда вы играете До мажорную гамму от разных звуков - вы все равно слышите До мажор, а надо перестроить слух на другую тонику, например - Ре.
... и добавил:НОВЫЕ ВОПРОСЫ (чур не пинать за многабукаф):
Товарищ Eye – вот пруфлинк на «инструкцию по импровизации» о которой шла речь:
http://www.creatonebook.ru/wp/?p=701. Я внимательно зазырил школу Эла Питрелли где он разжевывает и демонстрирует насколько по разному звучат лады под одну и ту же гармонию (за нее был взят 1 аккорд - Ля минор) - однако разница в характере звука разных ладов слышна если мы начинаем и/или заканчиваем (что чаще) фразу в тонику лада - это и дает характерное для этого лада звучаение.
Вопрос - а если начинать и заканчивать не в тонику лада (но играть строго внутри него) - звук то меняется - и выходит что это опять выходит набившее оскомину ковыряние в ляминоре/домажоре методом «научного тыка» - то есть привязка к тонике в ладу обязательна выходит (чтобы «выжать» из него его собственный характерный звук)?
2. В самом конце видеошколы он показывает забавную штучку - вместо того, чтобы заучивать стопицот кучерявых гамм (щито само по себе прекрасно), чтобы получить новое звучание зная только 7 ладов и пентатонику - берем и меняем гармонию – то есть аккорды – но не абы как, а типа «Лидийски» - то есть берем аккорд в Лидийской тональности ОТНОСИТЕЛЬНО до мажора – то есть обыгрывали аккорд Ля минор, теперь обыгрываем аккорд Фа мажор (это аккорд=трезвучие от 4ой ступени до мажора – собственно Лидийской эта тональность называется, потому что это Лидийский лад и потому что Фа – от которой строится аккорд – это тоника Лидийского лада – все гениально вобщем). Так вот, чтобы получить ощущение мрачной «неразрешенности» он обыгрывает аккорд Фа несколькими ладами, которыми ранее он обыгрывал аккорд Ля (который, если следовать его логике перемещает нас в «Эолийскую тональность»). То есть он не перемещается в тональность Фа, а остается в тональности Ля, и получается что тоники ладов которыми он обыгрывает этот аккорд находятся в других интервалах (которые и дают ощущение неразрешенности), относительно тоники «основной тональности» чем было бы если бы он перешел в тональность Фа мажор.
А теперь внимание вопросы:
1. кто мешает обыгрывать ляминорными/домажорными ладами Фригийскую, Мексолидийскую и т.д. ведь обыгрывая сначала Ля минор он находился как бы в Эолийской тональности полученной таким же макаром (берем тонику лада строим от нее трезвучие внутри до мажора зацикливаем его в лупере и ковыряем под него) – почему именно Лидийская тональность – в чем ее особенность, в чем «консепшн»-то – ведь можно тогда чем угодно что угодно обыгрывать (строя аккорды от каждой ступени до-мажора получаем 7 вариаций гармонии внутри этого до мажора с названиями соответствующими названиями ладов)?
2. И второй вопрос вытекающий из первого – а чего делать если у меня обыгрываемфый риф в хз какой тональности, а я его обыгарть хочу по «Лидийски» и получить ту самую неразрешенность (мне реально понравился звук которого Эл Питрелли добился сменив обыгрываемый аккорд с ля на фа).
Так мало того что у меня в риф входят несколько аккордов (и не тупа 2 тоники и квинта каким Эл Питрелли показывает аккорд фа, а "нормальные" "жирные" септаккорды), которые в ХЗ какой тональности, так они еще и мелодию какую-то дают.
Как сохранить мелодию - просто играть внутри гаммы и тогда вся мрачность коту под хвост, если мелодия ни то ни сё (ну в смысле настроение у нее выбивается из общего мрачного "неразрешенного тона" который я хочу задать)?
Ну положим транспонирую я их приложив нечеловеческие усилия в до мажор (хотя они например возьмут и перестанут звучать как я хотел – такое возможно). А дальше-то – я получаю последовательность аккордов из которых каждый должен оказаться Лидийским относительно того чем я его обыгрываю – это надо каждому аккорду найти гамму (со структурой до мажора) тоника которой окажется относительно него на 4 ступени выше, увидеть внутри этой новой тональности интересующие меня лады и начать играть – все это не то что повторять надо, а делать заранее в голове перед сменой аккорда один на другой – чтобы не мазать мимо...
У меня череп треснет – успевать думать про все это по ходу импровизации
А если у меня аккорд не мажорное трезвучие, а какой-нибудь полууменьшенный Си – и никаким макаром он не может задать тем самым Лидийскую мрачную атмосферу – как мне тогда мрачно и неразрешенно прозвучать?
Это выходит – берем 1 аккорд (строго мажорный), считаем его Лидийским, ищем относительно него аналог до мажора отсчитав 4 ступени вверх (как в случае с Фа мажором который Эл Питрелли обыгрывал), и играем под него – и как говорится «вот и вся песня»?
ЗАРАНЕЕ ИЗВИНЯЮС за многабукаф - хотелось бы кашку в голове рассосать, что весьма трудно с наскоку