Автор Тема: Импровизация под аккорды  (Прочитано 11452 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #30 : Декабря 13, 2012, 13:40:59 »
 :good:


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #31 : Декабря 13, 2012, 15:00:50 »
Ну круто же. У кого есть еще такие интимные переписки с eye? Выкладывайте :)
верно, ироничное замечание по делу - личка - это личка... Но в данном случае дело в том, что из этой переписки он пропустил то место, где я говорю, что такие вопросы надо задавать на форуме, а не в личку. ))

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #32 : Декабря 13, 2012, 15:55:37 »
верно, ироничное замечание по делу - личка - это личка... Но в данном случае дело в том, что из этой переписки он пропустил то место, где я говорю, что такие вопросы надо задавать на форуме, а не в личку. ))


Я же исправился  :rolleyes:

а это замечаеие не перенес как не входящее в рамки росуждаемого вопроса. 8)

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #33 : Декабря 13, 2012, 16:04:49 »
Вроде понятно:  выходит что играя ноты ля минорной гаммы все равно начиная и заканчивая на какую из ее нот (в нашем случае Фа) - все равно это тот же ля минор.

Тут дело не в том, на какой ноте что заканчивается, а в том, какая нота из этого набора нот является тоникой, или можно сказать - на какой аккорд играется этот набор звуков.

Если взять обычную мажорную гамму и посмотреть как она устроена в плане интервальной формулы, то получим вот это:

I -- (тон) --  II -- (тон) -- III -- (полутон) -- IV -- (тон) -- V -- (тон) -- VI -- (тон) -- VII -- (полутон) -- I

Какая бы ни была у нас тональность, гамма в каждой тональности будет иметь эту формулу, и, зная ее, можно остроить мажорную гамму от любой ноты. Теперь возьмем конкретную тональность, скажем, до мажор, и построим аккорды от каждой из ступеней соотвествующей гаммы. Делать это мы будет так:

1. берем ступень, от которой собираемся строить аккорд;
2. "цепляем" к этой ступени еще два звука из гаммы "через один" (то есть, берем, например ноту до, звук через один - ми, и еще через один - соль, получили до-мажорное трезвучие на первой ступени до-мажопрной тональности, то же самое проделывается ос всеми остальными ступенями).

Таким образом, для тональности до мажор можно получить такой набор аккордов:

До-мажор:

Ступень I -- C -- мажорное трезвучие
Ступень II -- Dm -- минорное трезвучие
Ступень III -- Em -- минорное трезвучие
Ступень IV -- F -- мажорное трезвучие
Ступень V -- G -- мажопрное трезвучие
Ступень VI -- Am -- минорное трезвучие
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие (минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью)

Предположим, сейчас мы находимя в тональности до-мажор, никаких других звуков, кроме нот до-мажорной гаммы, у нас нет. В до-мажоре присутсвуют такие аккорды, что написаны выше. Мы можем обыграть все эти аккорды одной до-мажорной гаммой, потому что эти аккорды входят в тональность до-мажор. Но что будет получаться, если мы будем играть звуки до-мажорной гаммы на каждый из этих аккордов?

Когда звучит аккорд, особенно когда этот аккорд не связан с другими аккордами и вообще он один в песне, то мы хорошо слышим его тонику, самый "тяжелый" тон аккорда. Если попросить человека (со слухом) спеть что-нибудь под аккорд, то очень велика вероятность того, что он споет именно тонику. Тоника - это первая ступень аккорда, та самая ступень, от которой он строится. Важным является то, какие интервалы образуют другие ступени с этим главным тоном. Возьмем, например, аккорд Dm. Этот аккорд входит в тональность до-мажор, в этой тональности это аккорд второй ступени. Если переписать до-мажорную гамму так, что теперь первой ступенью является нота ре, а не нота до, то получится такая вот интервальная структура:

Ре (I) -- [тон] -- Ми (II) -- [полутон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] --  Ля (V) -- [тон] -- Си (VI) -- [полутон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)

То есть, получилась формула [тон--полутон--тон--тон--тон--полутон--тон] (дорийский лад).

Теперь давайте посмотрим, какую формулу имеет обычный натуральный ре-минор:

Ре (I) -- [тон] -- Ми (II) -- [полутон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] --  Ля (V) -- [полутон] -- Сиb (VI) -- [тон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)

Получили вот что -- [тон--полутон--тон--тон--полутон--тон--тон] (эолийский лад, натуральный минор).

Видно, что эти две интервальные формулы отличаются.

А можно на Dm, например, сыграть Си-бемоль-мажорную гамму (Ре-минорное трезвучие присутсвует в си-бемоль-мажоре на третьей ступени). Получится такая вот интервальная формула:

Ре (I) -- [полутон] -- Миb (II) -- [тон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] --  Ля (V) -- [полутон] -- Сиb (VI) -- [тон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)

Формула теперь другая -- [полутон--тон--тон--тон--полутон--тон--тон]. И это фригийский лад.

Можно взять за основу эолийский лад в случае Dm (натуральный ре-минор), и, оталкиваясь от его базовой интервальной структуры, смотреть какие ступени куда двигаются в других ладах. Например, в ре-эолийском ладу присутсвует натуральная 6-я ступень (нота Bb), а дорийский отличается от эолийского тем, что эта ступень оказывается поднятой на полтона (Си-бекар). А фригийский лад можно получить из эолийского путем опускания на полтона второй ступени.

Или вот аккорд C, который стоит сам по себе, и никого поблизости нет. Можно на него играть до-мажорную гамму. Это будет до-ионийский лад. А можно играть до-лидийский лад, который отличается от ионийского повышенной 4-ой ступенью (вместо фа станет фа# - как будто мы залезли в соль-мажор, где аккорд C располагается на IV ступени). А можно играть и до-миксолидийский лад, который получится из обычной мажорной гаммы, если опустить 7-ю ступень на полнота (из си в си-бемоль, как будто теперь тональность фа-мажор, где аккорд C образуется на V-ой ступени).

В общем, можете сами построить лады от разных ступеней в том же до-мажоре и посмотреть чем они будут отличаться от базовых мажорных и минорных гамм в сотсветствующих тональностях:

Ступень I -- C -- мажорное трезвучие -- ионийский лад (натуральный мажор)
Ступень II -- Dm -- минорное трезвучие -- дорийский лад (повышенная 6-я ступень относительно натурального ре-минора)
Ступень III -- Em -- минорное трезвучие -- фригийский лад (пониженная 2-я ступень относительно натурального ми-минора)
Ступень IV -- F -- мажорное трезвучие -- лидийский лад (повышенная 4-я ступень относительно натурального фа-мажора)
Ступень V -- G -- мажорное трезвучие -- миксолидийский лад (пониженная 7-я ступень относительно натурального соль-мажора)
Ступень VI -- Am -- минорное трезвучие -- эолийский лад (натуральный минор)
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие -- локрийский лад (пониженная 2-я, пониженная 5-я ступени относительно натурального си-минора)

Мораль этого, возможно, не самого последовательного повествования заключается в том, что когда в разных книжках рисуют одну и ту же гамму от разных ступеней, то предполагается, что та нота, которая первая, является тоникой и самой главной, от нее идет отсчет. Не просто гамму играют от другой ноты, а меняется "система координат". И тогда, хотя набор звуков и остается прежним, при изменении тоники появляется другой звукоряд с другой интервальной структурой. И если у вас имеется какой-то аккорд, который длиться долго и "поблизости" нет множества других аккордов, есть определенная свобода в выборе разных ладов для обыгрывания этого аккорда. Тот же Dm можно обыграть в таких условиях и эолийским, и дорийским, и фригийским (минорными ладами, хотя и локрийский можно, наверное). На до-мажорный аккорд можно играть ионийский, лидийский и миксолидийский лады (мажорные лады). Когда же аккорд стоит в "плотной" последовательности других аккордов, то они могут образовывать (или скорее всего будут образовывать) определенный тональный контекст, тогда свобода в выборе средств обыгрывания скорее всего здорово сократиться.

В тех случаях, когда в аккомпанементе висит просто какая-нибудь квинта или рифф, построенный на I-ой и V-ой ступенях, то можно играть вообще любой лад - мажорные, минорные, какие угодно. И это хорошее упражнение для знакомства с характером звучания каждого лада. Можете записать какое-нибудь примитивное дж-дж-дж на ноте ми, и играть все возможны лады от этой ноты под этот аккомпанемент. Слушать что получается.

Оффлайн Дэн

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 693
  • Настоящий кайф сломать невозможно!
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #34 : Декабря 14, 2012, 07:31:12 »
Щикарно!!!  :crazy:
Все понятно!!!
Спасибище - лови плюс.

Есдинсвенное, что пока меня озадачивает, так это то что нужно знать все родственные тональности в которых обыгрываемое трезвучие (или аккорд из большего числа ступеней) присутсвует, чтобы легко вываливаться в соседние тональности - это жуть как много шестеренок в голове надо завертеть.

А Вот я ишо на дОсуге Тома Хэса послушал так вот самое важное чего я услышал - так это то что он определил музыкальную теорию не как то что создает структуру в голове из аппликатур, интервалов, ступеней и прочее, а как знание того КАК ЭТИМ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ слушаетеля, или точнее ДОНЕСТИ СВОИ ЧУВСТВА - тое есь соединить инструмент с сердцем - ну типа завывает гитара - сразу понятно "пичалько", а как из нытья сделать "светлую грусть" - это и есть знание теории - то етсь того как какая ступень где звучит, как какой лад с чем сочетается и прочее.

Те же попсовики пишуть хиты пачками - забивая как гвозди слащавые мотивчики в головы - то есть занримаясь откровенной манипуляцией за деньги - как раз благодаря знанию этих "крючков" - типа как чипсы - не полезно, и не фуагра, но "пипл хавает" (я вот сникерсы люблю и драм-н-басс по экстази  :crazy: :pozor:)

У меня опять вопрос:

музыка это не только интервалы которые мы сейчас обсуждаем, но еще и длительности нот и связь всего этого с ритмом (знаю, что я КО).
Вот мне всегда нравилась Pantera потому что от нее подбрасывало и подбрасывает - потому, что грув метал - потому что синкопирование и т.д.

Занчит - если теория это знать как сделать чтобы "цепляло" и "качало" предлагаю поделиться тем кто опытнее занниями на тему: "как импровизировать, чтобы не просто не мазать мимо гаммы не в тему (потом мазать можно наверное будет, но это с опытом ), а как обыгрыват ьаккорд еще и так чтобы протащило с т.з.:
-интервалов (ну типа 3-я ступень натурального минора самая "трагически" звучащая)
-длительностей - долго тянем бэнд к тонике - и все в шоколаде
-ритм - который мы, например, аккуратненьо "топорщим" иногда в пику ритму под который идет акопонемент - чтобы слушатель не заскучал  - очень инетесен лично мне свинг в джазе до сих пор не догнал - в чем суть приема (я даже не знаю с ритмом ли это финтифлюха связана...)

Я думаю интересны не готовые фишки ( в стиле дайте табы), а в том как вообще расширить ровно- невыразительно-слащавую игру внутри гаммы. Ну типа - вот для меня НОВАЯ цель - обыгрывать не только ляминором/домажором - но и всеми ладами и родственными тональностями - это что касается интервалов, а вот с ритмами и длительностью - голяк -так и буду ровно под метроном "скоблить" задерживаясь на тониках....  :hmmm: - собственно отсюда и вопрос. ???


Вот. :rolleyes:








« Последнее редактирование: Декабря 14, 2012, 08:04:32 от Дэн »

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #35 : Декабря 14, 2012, 11:48:02 »
в свете обсуждаемой темы.... спешу поделиться полезными gtp

... и добавил:

Внимание, вопрос.

Хочу попросить уважаемых Форумчан на простом примере устранить мое недопонимание.

C  Dm  Em  F    G  Am  Bdim C
I   II     III  IV   V   VI    VII   VIII

Наиболее уместно звучат звуки I III и V ступеней, принадлежащих звучащему аккорду. С E G - для C.  D F A - для Dm и.т.д.

Вопрос следующий: что происходит с тональным центром (центром тяготения), т.е. как можно описать связь материнской тональности и дочерних тональностей, если...

... ступень F# неуместная для С мажора, отлично вписывается в музыку во время звучания аккордов Em и G.
A# - во время звучания Dm. И тому подобное.

Означает ли это, что временно более важным центром тяготения становится тоника звучащего аккорда?

Цитировать
Общая характеристика

Тональный лад (в наиболее употребительном смысле) — это система мажора и минора в музыке XVII—XIX веков, так называемая «гармоническая тональность» (термин Карла Дальхауза), предполагающая активные динамические смены аккордов-ступеней и модуляцию в качестве высшей формы движения. Тоника в такой системе слышна (подразумевается) даже тогда, когда реально в музыке она отсутствует.
Для гармонической тональности типичны регулярные («метричные») смены местных гармонических центров, не отменяющих центрального тяготения, а наоборот интенсифицирующих его. Для формирования тонального чувства большое значение имеет музыкальный метр и метрическая экстраполяция[2] в форме.
Тональность некоррелятивна модальности, поскольку некоррелятивны основные признаки модальных и тональных ладов. В тональности непременно господствует центр, а звукорядная основа соблюдается в разной мере (например, звукоряд гармонического минора, мелодического мажора отклоняется от основной формы звукоряда этих ладов и т. п.). В модальности звукорядная основа непременна, а тяготения могут быть (например, в многоголосной музыке Машо и Лассо), а могут и вовсе отсутствовать (например, в большом знаменном распеве православных).
Средоточием теории мажорно-минорной тональности является теория функций, рассматривающая значения отдельных аккордов в пределах одной тональности и соотношения тональностей как функций высшего порядка. Главные элементы такого рода тональности — функции тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S), совокупно именуемые «главными тональными функциями».
Опора на функциональную триаду T-S-D — не единственно возможный способ реализации тональности как ладового принципа, возможны и иные типы тональной структуры. Особую форму рыхлой тональности («прототональности») можно наблюдать в гармонии многоголосных сочинений позднего средневековья и Возрождения[3]. Другие формы тональности (отличные от мажорно-минорной) были разработаны композиторами XIX и XX веков.


Продолжение здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
« Последнее редактирование: Декабря 14, 2012, 12:40:01 от vs_difer »

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #36 : Декабря 14, 2012, 14:44:14 »
в свете обсуждаемой темы.... спешу поделиться полезными gtp

... и добавил:

Внимание, вопрос.

Хочу попросить уважаемых Форумчан на простом примере устранить мое недопонимание.

C  Dm  Em  F    G  Am  Bdim C
I   II     III  IV   V   VI    VII   VIII

Наиболее уместно звучат звуки I III и V ступеней, принадлежащих звучащему аккорду. С E G - для C.  D F A - для Dm и.т.д.

Вопрос следующий: что происходит с тональным центром (центром тяготения), т.е. как можно описать связь материнской тональности и дочерних тональностей, если...

... ступень F# неуместная для С мажора, отлично вписывается в музыку во время звучания аккордов Em и G.
A# - во время звучания Dm. И тому подобное.

Означает ли это, что временно более важным центром тяготения становится тоника звучащего аккорда?

Ну, вот возьмем, например, гармонию такую:

| C | Am | F | G |

Темп пусть будет 120 bpm (стиль танцевальный русский рок :crazy:).

Вся эта цепочка аккордов находится в тональности до-мажор, можно играть на все это одну до-мажорую гамму.
Тут аккорды меняются относитеьно часто, каждый такт, и вся эта последовательность создает устойчивое впечатление, что это до-мажор. Чисто теоретически, конечно, есть возможность играть на C и ионийский лад (натуральную до-мажорную гаммму), и лидийский лад, и миксолидийский лад. А на аккорд Am, вроде как, можно было бы сыграть соответствующий дорийский, фригийский или даже локрийский лад. Но если попробовать использовать все эти возможности в данной гармонии, то окажется, что кроме ионийского лада на C, эолийского на Am, лидийского на F и миксолидийского на G (то есть, звуки только до-мажорной гаммы), вменяемо и явно вписать что-то другое в соло будет непросто. Только если фрагментарно как-то использовать какие-то характерные ступени разных ладов можно будет, а в общем - свобода в выборе средств обыгрывания тут ограничена тональным контекстом. Попробуйте записать эту гармонию и попробуйте "прилепить" туда какой-нибудь фригийский минор на Am, например. Как бы, почувствуйте рамки и проблему.

Теперь можно взять другую песню, это будет танцевальный фанк с одним аккордом:

| C | % | % | % |

Гармония стоит на месте, ничего никуда не движется, никто никуда не разрешается. Солисту сложно, аккорды ему никак не помогают, если он будет играть одну до-мажорную гамму на этот один аккорд С, то всем очень скоро может стать очень скучно. Солисту надо создать движение, и так как тут нет поблизости никаких других Am, F  и прочих G, которые бы нас как-то ограничивали, то мы можем играть на этот аккорд разные лады и этим самым создавать какое-то разнообразие и движение в соло.

Лидийская ступень F# может быть неуместной для аккорда C в определенных условиях, а в других условиях она будет вполне уместной. И еще есть нюансы - что значит фраза "нота F# для аккорда C"? Мы можем использовать эту ноту, как вводный тон к ноте соль (квинта аккорда C) или как часть опевания ноты соль, и в этом контексте она проканает везде (просто как бы проходящая нота). В этом случае даже можно не говорить, что мы, там, лидийский лад начали играть. А вот другое дело, если мы будем играть какую-то фразу и смачно и надолго остановимся в конце на ноте фа#. Или будем эту ноту постоянно цеплять и "многозначительно" на ней останавливаться таким образом, что она начнет  создавать характерное лидийское звучание. И вот это вот "характерное лидийское звучание" в некоторых случаях может оказаться не очень в тему. Ну, экспериментируйте, пробуйте, выясняйте где что для вас уместно или неуместно. Для этого не особо надо знать какой центр тяготения важнее. При ладовом подходе, вообще, каждый аккорд может рассмтриваться отдельно и автономно от рядом стоящих. Никаких функциональных связей, никаких тональных контекстов, каждая тоника каждого аккорда - своя точка отсчета. Но в некоторых случаях такой подход сложно применим, все-таки когда есть гармоническая цепочка с функциональными связами (ну вот воспитан так слух, и так вот работает), то отдельно рассматривать аккорды вне контекста практически невозможно. Я думаю так. :hmmm:

А ноту A#, если мы говорим об аккорде Dm, как-то привычней видеть в виде Bb. Потому что Dm может присутсвовать в тональностях Bb (III ступень), F (VI ступень) и C (II ступень). В тональностях Bb и F нет ноты A#, это бемольные тональности, там есть Bb.
« Последнее редактирование: Декабря 14, 2012, 14:46:55 от fire garden »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #37 : Декабря 14, 2012, 15:47:28 »
Вопрос следующий: что происходит с тональным центром (центром тяготения), т.е. как можно описать связь материнской тональности и дочерних тональностей, если...
На самом деле на этот вопрос ответить можете только вы сами ))
Потому что объективно никаких тяготений не существует и это все в нашем мозгу - психология. Тяготения - это наши ожидания, связанные с опытом восприятия разной музыки.
Но так как все мы живем и чувствуем примерно в одной культурной среде и относимся к одному виду существ, то наши реакции примерно похожи, хотя у кого-то они более глубокие и разносторонние, у кого-то менее сформированы.

Поэтому, отвечая на вопрос цитаты, можно сказать, что, во-первых, многое зависит от стиля музыки, а во-вторых, при желании можно слышать и относительно тонального центра и относительно текущего аккорд и переключаться с одного на другое.
Это позволяет музыкантам с "джазовыми наклонностями" (не обязательно джазменам) превращать тональную гармонию в ладовую (если скорость смены аккордов позволяет), то есть рассматривать каждый аккорд как изолированный от тональности ладовый центр и расцвечивать его разными ладами (этому посвящена Лидийская концепция Рассела).

Проблема в том, что неопытный музыкант иногда не может абстрагироваться от своих ожиданий, непроизвольно слышит, например ладотональный контекст и любое свое отступление от него воспринимается как фальшь, так как это нарушение собственного ожидаемого. Когда же он слышит чужое исполнение это воспринимается иначе. Здесь помогает фантазия и расширения опыта.

Цитировать
Мораль этого, возможно, не самого последовательного повествования заключается в том, что когда в разных книжках рисуют одну и ту же гамму от разных ступеней, то предполагается, что та нота, которая первая, является тоникой и самой главной, от нее идет отсчет. Не просто гамму играют от другой ноты, а меняется "система координат". И тогда, хотя набор звуков и остается прежним, при изменении тоники появляется другой звукоряд с другой интервальной структурой.
fire garden, хорошо все расписано, но есть один момент. Читающему и непонимающему разницы в ладах может ничего не дать фраза "появляется другой звукоряд с другой интервальной структурой" , так как "интервальная структура" - это для него опять какая-то интеллектуальная абстракция.
Самое главное, что те же звуки начинают иначе "звучать" (то есть восприниматься нами).
Например, в До мажоре нота Ми - относительно устойчивая и имеет одну выразительную краску, а в Ре миноре дорийском звук Ми - неустойчивый и имеет иную ладовую окраску. И таки - да, это связано с расстоянием (интервалом) до тоники - в первом случае это терция, а во втором - секунда.
Соответственно функции звуков меняются в аккордах.
(кстати, в топике по системе ДМК, vosok это называет вертикальной тоникой (в аккорде) и горизонтальной (в ладу).

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #38 : Декабря 14, 2012, 17:49:03 »
fire garden, eye, спасибо. Детально просмотрю ваши посты!

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #39 : Декабря 15, 2012, 12:26:04 »
Цитировать
Ступень I -- C -- мажорное трезвучие
Ступень II -- Dm -- минорное трезвучие
Ступень III -- Em -- минорное трезвучие
Ступень IV -- F -- мажорное трезвучие
Ступень V -- G -- мажопрное трезвучие
Ступень VI -- Am -- минорное трезвучие
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие (минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью)
Хочу выяснить одну деталь. Мне препод объяснял, что dim - аккорд состоящий из малых терций, и звуков там 4. Т.е. в случае с B это будет
B - 1.5 тона - D - 1.5 тона - F -1.5 тона - Ab
А минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью это выходит просто Bmb5.
Так чем обыгрывается VII ступень? Или можно и тем, и тем?


Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #40 : Декабря 15, 2012, 20:17:58 »
Хочу выяснить одну деталь. Мне препод объяснял, что dim - аккорд состоящий из малых терций, и звуков там 4. Т.е. в случае с B это будет
B - 1.5 тона - D - 1.5 тона - F -1.5 тона - Ab
А минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью это выходит просто Bmb5.
Так чем обыгрывается VII ступень? Или можно и тем, и тем?

Все верно. На седьмой ступени мажорой гаммы образуется полууменьшенный септаккорд (если мы начинаем строить не трезвучия, а септаккорды). Его еще можно назвать малый минорнй септаккорд с пониженной квинтой, и у него первые два интервала - малые терции, а последний третий интревал между квинтой и септимой - большая терция. И есть еще уменьшенные септаккорды, в которых действительно все интервалы - малые терции. Таких аккордов на ступенях мажорной гаммы не образуется.

Трезвучий бывает 4 типа - мажорное, минорное, увеличенное (две большие терции) и уменьшенное (две малые терции). Уменьшенное трезвувчие образуется на 7-ой ступени мажорной гаммы, но если строить септаккорд - получится не уменьшенный септаккорд, а полууменьшенный. И обоим этим аккордам, образующимся на 7-ой ступени гаммы (уменьшенному трезвучию и полууменьшенному септаккорду), будет соответствовать локрийский лад.
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2012, 20:41:17 от fire garden »

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #41 : Декабря 15, 2012, 21:13:16 »
Все верно. На седьмой ступени мажорой гаммы образуется полууменьшенный септаккорд (если мы начинаем строить не трезвучия, а септаккорды). Его еще можно назвать малый минорнй септаккорд с пониженной квинтой, и у него первые два интервала - малые терции, а последний третий интревал между квинтой и септимой - большая терция.
Вот всё равно не пойму. Раз на VII ступени образуется полууменьшенный септаккорд, он же малый минорный септаккорд с пониженной квинтой, т.е. Bm7b5, то тогда почему ты написал, что
Цитировать
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие (минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью)
Ведь Bdim - это же не Bm7b5, т.к. Bdim это не трезвучие, а "четырёхзвучие" - B D F Ab, которое по твоим словам не образуется в мажорной гамме.

Цитировать
Уменьшенное трезвувчие образуется на 7-ой ступени мажорной гаммы,
Так вот это же получается Bmb5, но не dim.
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2012, 21:17:42 от ElCaballero »

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #42 : Декабря 15, 2012, 21:25:16 »
Вот всё равно не пойму. Раз на VII ступени образуется полууменьшенный септаккорд, он же малый минорный септаккорд с пониженной квинтой, т.е. Bm7b5, то тогда почему ты написал, что Ведь Bdim - это же не Bm7b5, т.к. Bdim это не трезвучие, а "четырёхзвучие" - B D F Ab.

Нет, Bdim7 (внимание на семерку после dim) - вот это уменьшенный септаккорд, состоящий из 4 нот, 3 малые терции.
А вот это - Bdim (семерки нет, значит трезвучие) - уменьшенное трезвучие, 3 звука, 2 малые терции.

Если к трезвучию Bdim присобачить четвертый звук (септиму) из звуков до-мажора, то получится Bm7b5 - полууменьшенный септаккорд.

Обозначения трезвучий:

C - мажорное трезвучие;
Cm - минорное трезвучие;
Caug - увеличенное трезвучие;
Cdim - уменьшенное трезвучие.

Обозначение септаккордов:

Cmaj7 -- большой мажорный септаккорд (мажорное трезвучие + большая септима);
C7 -- малый мажорный септаккорд (мажорное трезвучие + малая септима);
Cm(MAJ7) -- большой минорный септаккорд (минорное трезвучие + большая септима);
Cm7 -- малый минорный септаккорд (минорное трезвучие + малая септима);
Cm7b5 -- полууменьшенный септаккорд (уменьшенное трезвучие + малая септима);
Cdim7 -- уменьшенный септаккорд (уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима).

В общем, к септаккордам вешается семерка или особые обозначения вводятся, типа всяких треугольников, перечеркнутых кружков и прочего.

... и добавил:

Так вот это же получается Bmb5, но не dim.

Я просто пользуюсь распространенными обозначениями, которые приняты в литературе по нотной грамоте, и которые приводятся, например, здесь:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Уменьшённое_трезвучие
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2012, 21:31:29 от fire garden »

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #43 : Декабря 15, 2012, 21:43:23 »
Странно, почему-то многие интернет-источники трактуют Bdim именно как аккорд из четырёх звуков.

Например,
Цитировать
Так аккорд Cdim будет выглядеть так: До, Ре# (минорная 3-я, 3 полутона от До), Фа# (уменьшенная пятая - 6-ь полутонов от До), Ля (6-ая мажорная, 9-ь полутонов от До)
http://muzzproj.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:-------dim--aug&catid=5:2010-10-04-10-27-36&Itemid=11

Программка RA Chord Hunter тоже показывает 4 звука. Гитар про показывает Bdim так же как четырёхзвучный аккорд (B D F Ab, три малых терции), а Bdim7 там попросту отсутствует.
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2012, 21:46:03 от ElCaballero »

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Re: Импровизация под аккорды
« Ответ #44 : Декабря 15, 2012, 21:47:02 »
Странно, почему-то многие интернет-источники трактуют Bdim именно как аккорд из четырёх звуков.

Ну, можно представить уменьшенное трезвучие и как Bm(b5), может действительно при этом будем меньше путанницы.