Вроде понятно: выходит что играя ноты ля минорной гаммы все равно начиная и заканчивая на какую из ее нот (в нашем случае Фа) - все равно это тот же ля минор.
Тут дело не в том, на какой ноте что заканчивается, а в том, какая нота из этого набора нот является тоникой, или можно сказать - на какой аккорд играется этот набор звуков.
Если взять обычную мажорную гамму и посмотреть как она устроена в плане интервальной формулы, то получим вот это:
I -- (тон) -- II -- (тон) -- III -- (полутон) -- IV -- (тон) -- V -- (тон) -- VI -- (тон) -- VII -- (полутон) -- I
Какая бы ни была у нас тональность, гамма в каждой тональности будет иметь эту формулу, и, зная ее, можно остроить мажорную гамму от любой ноты. Теперь возьмем конкретную тональность, скажем, до мажор, и построим аккорды от каждой из ступеней соотвествующей гаммы. Делать это мы будет так:
1. берем ступень, от которой собираемся строить аккорд;
2. "цепляем" к этой ступени еще два звука из гаммы "через один" (то есть, берем, например ноту до, звук через один - ми, и еще через один - соль, получили до-мажорное трезвучие на первой ступени до-мажопрной тональности, то же самое проделывается ос всеми остальными ступенями).
Таким образом, для тональности до мажор можно получить такой набор аккордов:
До-мажор:
Ступень I -- C -- мажорное трезвучие
Ступень II -- Dm -- минорное трезвучие
Ступень III -- Em -- минорное трезвучие
Ступень IV -- F -- мажорное трезвучие
Ступень V -- G -- мажопрное трезвучие
Ступень VI -- Am -- минорное трезвучие
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие (минорное трезвучие с пониженной 5-ой ступенью)
Предположим, сейчас мы находимя в тональности до-мажор, никаких других звуков, кроме нот до-мажорной гаммы, у нас нет. В до-мажоре присутсвуют такие аккорды, что написаны выше. Мы можем обыграть все эти аккорды одной до-мажорной гаммой, потому что эти аккорды входят в тональность до-мажор. Но что будет получаться, если мы будем играть звуки до-мажорной гаммы на каждый из этих аккордов?
Когда звучит аккорд, особенно когда этот аккорд не связан с другими аккордами и вообще он один в песне, то мы хорошо слышим его тонику, самый "тяжелый" тон аккорда. Если попросить человека (со слухом) спеть что-нибудь под аккорд, то очень велика вероятность того, что он споет именно тонику. Тоника - это первая ступень аккорда, та самая ступень, от которой он строится. Важным является то, какие интервалы образуют другие ступени с этим главным тоном. Возьмем, например, аккорд Dm. Этот аккорд входит в тональность до-мажор, в этой тональности это аккорд второй ступени. Если переписать до-мажорную гамму так, что теперь первой ступенью является нота ре, а не нота до, то получится такая вот интервальная структура:
Ре (I) -- [тон] -- Ми (II) -- [полутон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] -- Ля (V) -- [тон] -- Си (VI) -- [полутон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)
То есть, получилась формула [тон--полутон--тон--тон--тон--полутон--тон] (дорийский лад).
Теперь давайте посмотрим, какую формулу имеет обычный натуральный ре-минор:
Ре (I) -- [тон] -- Ми (II) -- [полутон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] -- Ля (V) -- [полутон] -- Сиb (VI) -- [тон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)
Получили вот что -- [тон--полутон--тон--тон--полутон--тон--тон] (эолийский лад, натуральный минор).
Видно, что эти две интервальные формулы отличаются.
А можно на Dm, например, сыграть Си-бемоль-мажорную гамму (Ре-минорное трезвучие присутсвует в си-бемоль-мажоре на третьей ступени). Получится такая вот интервальная формула:
Ре (I) -- [полутон] -- Миb (II) -- [тон] -- Фа (III) -- [тон] -- Соль (IV) -- [тон] -- Ля (V) -- [полутон] -- Сиb (VI) -- [тон] -- До (VII) -- [тон] -- Ре (I)
Формула теперь другая -- [полутон--тон--тон--тон--полутон--тон--тон]. И это фригийский лад.
Можно взять за основу эолийский лад в случае Dm (натуральный ре-минор), и, оталкиваясь от его базовой интервальной структуры, смотреть какие ступени куда двигаются в других ладах. Например, в ре-эолийском ладу присутсвует натуральная 6-я ступень (нота Bb), а дорийский отличается от эолийского тем, что эта ступень оказывается поднятой на полтона (Си-бекар). А фригийский лад можно получить из эолийского путем опускания на полтона второй ступени.
Или вот аккорд C, который стоит сам по себе, и никого поблизости нет. Можно на него играть до-мажорную гамму. Это будет до-ионийский лад. А можно играть до-лидийский лад, который отличается от ионийского повышенной 4-ой ступенью (вместо фа станет фа# - как будто мы залезли в соль-мажор, где аккорд C располагается на IV ступени). А можно играть и до-миксолидийский лад, который получится из обычной мажорной гаммы, если опустить 7-ю ступень на полнота (из си в си-бемоль, как будто теперь тональность фа-мажор, где аккорд C образуется на V-ой ступени).
В общем, можете сами построить лады от разных ступеней в том же до-мажоре и посмотреть чем они будут отличаться от базовых мажорных и минорных гамм в сотсветствующих тональностях:
Ступень I -- C -- мажорное трезвучие -- ионийский лад (натуральный мажор)
Ступень II -- Dm -- минорное трезвучие -- дорийский лад (повышенная 6-я ступень относительно натурального ре-минора)
Ступень III -- Em -- минорное трезвучие -- фригийский лад (пониженная 2-я ступень относительно натурального ми-минора)
Ступень IV -- F -- мажорное трезвучие -- лидийский лад (повышенная 4-я ступень относительно натурального фа-мажора)
Ступень V -- G -- мажорное трезвучие -- миксолидийский лад (пониженная 7-я ступень относительно натурального соль-мажора)
Ступень VI -- Am -- минорное трезвучие -- эолийский лад (натуральный минор)
Ступень VII -- Bdim - уменьшенное трезвучие -- локрийский лад (пониженная 2-я, пониженная 5-я ступени относительно натурального си-минора)
Мораль этого, возможно, не самого последовательного повествования заключается в том, что когда в разных книжках рисуют одну и ту же гамму от разных ступеней, то предполагается, что та нота, которая первая, является тоникой и самой главной, от нее идет отсчет. Не просто гамму играют от другой ноты, а меняется "система координат". И тогда, хотя набор звуков и остается прежним, при изменении тоники появляется другой звукоряд с другой интервальной структурой. И если у вас имеется какой-то аккорд, который длиться долго и "поблизости" нет множества других аккордов, есть определенная свобода в выборе разных ладов для обыгрывания этого аккорда. Тот же Dm можно обыграть в таких условиях и эолийским, и дорийским, и фригийским (минорными ладами, хотя и локрийский можно, наверное). На до-мажорный аккорд можно играть ионийский, лидийский и миксолидийский лады (мажорные лады). Когда же аккорд стоит в "плотной" последовательности других аккордов, то они могут образовывать (или скорее всего будут образовывать) определенный тональный контекст, тогда свобода в выборе средств обыгрывания скорее всего здорово сократиться.
В тех случаях, когда в аккомпанементе висит просто какая-нибудь квинта или рифф, построенный на I-ой и V-ой ступенях, то можно играть вообще любой лад - мажорные, минорные, какие угодно. И это хорошее упражнение для знакомства с характером звучания каждого лада. Можете записать какое-нибудь примитивное дж-дж-дж на ноте ми, и играть все возможны лады от этой ноты под этот аккомпанемент. Слушать что получается.