Есть такая маленькая пьеса Грига, и желание сыграть её на гитарах (ноты для дуэта классичсеких гитар во вложении).
https://www.youtube.com/watch?v=5TbQftYOKmsЯсно, что играть это "ровно" (как с метрономом) просто нельзя, будет всё испорчено. Вопрос, как верно отработать остановки / замирания и т.п.
Например, нужно показать границу фраз в конце второго такта. Я придерживаюсь следующих рассуждений. Последние три ноты в партии аккомпанемента можно рассматривать как некий затакт ко второй фразе. Значит, аккомпаниатор должен (может) полностью остановиться после того, как солист извлекает свою последнюю ноту в этом такте (Фа-диез наверху), и сделать достаточно произвольную паузу. Солист ждёт затакта аккомпаниатора (три ноты), прослушивает его и вступает в третьем такте, что даёт шанс сыграть без "кваканья", т.е. начать третий такт чётко одновременно. Правомерно ли так рассуждать?
Альтернативный вариант рассуждений: этот самый затакт аккомпаниатор должен играть без остановки (замирания), но просто замедляя. Этот вариант, как мне кажется, осуществить труднее, потому что в начале третьего такта темп должен быть мгновенно восстановлен (начало фразы), а сделать это трудно: всего три ноты в другом темпе, слишком короткий отрезок, замедление получается неестественным, либо в третьем такте тупо падает темп, и что с ним дальше делать, неясно. Пианисту жить несколько проще: он играет один, и унего нет проблемы непопандоса в напарника ("кваканья").
Аналогичная ситуация и дальше, например, в шестом такте. Как мне кажется, вполне естественной и хорошо звучащей будет откровенная пауза (замирание) у аккомпаниатора сразу после баса До-диез, перед следующей нотой Ля в "заполнении".
... и добавил:Можно несколько обобщить вопрос, приведя ещё один пример из этой же пьесы. Скажем, в такте 9 у солиста есть самая высокая Ми, на которой необходмо замереть, чтобы её выделить (сделать фермату). Я бы делал это так: сыграл бы эту ноту почти откровенно четвертной длительностью вместо заявленной восьмой, "исказив" таким образом метр, удлиннив такт на одну восьмую длительность. При этом все ноты до и после неё играть почти обычно, т.е. так, как они записаны. На мой взгляд, это позволяет чётко сыграть вдвоём, не дезориентировав аккомпанитатора, которому надо вовремя вступить в следующем такте, и опять-таки, не потерять общий темп.
Контраргумент против моих рассуждений: такое "высчитывание" агогики является маразмом, играть надо только "по наитию", ни в коем случае не пытаясь сломать метр. Аккомпаниатор должен "ловить" солиста, как бы тот не играл, и обсуждение, насколько конкретно удлинняется та или иная нота, неуместно.
Кто прав?