Автор Тема: Как делать агогику в ансамбле?  (Прочитано 2372 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Как делать агогику в ансамбле?
« : Июля 05, 2016, 15:13:49 »
Есть такая маленькая пьеса Грига, и желание сыграть её на гитарах (ноты для дуэта классичсеких гитар во вложении).


https://www.youtube.com/watch?v=5TbQftYOKms

Ясно, что играть это "ровно" (как с метрономом) просто нельзя, будет всё испорчено. Вопрос, как верно отработать остановки / замирания и т.п.

Например, нужно показать границу фраз в конце второго такта. Я придерживаюсь следующих рассуждений. Последние три ноты в партии аккомпанемента можно рассматривать как некий затакт ко второй фразе. Значит, аккомпаниатор должен (может) полностью остановиться после того, как солист извлекает свою последнюю ноту в этом такте (Фа-диез наверху), и сделать достаточно произвольную паузу. Солист ждёт затакта аккомпаниатора (три ноты), прослушивает его и вступает в третьем такте, что даёт шанс сыграть без "кваканья", т.е. начать третий такт чётко одновременно. Правомерно ли так рассуждать?

Альтернативный вариант рассуждений: этот самый затакт аккомпаниатор должен играть без остановки (замирания), но просто замедляя. Этот вариант, как мне кажется, осуществить труднее, потому что в начале третьего такта темп должен быть мгновенно восстановлен (начало фразы), а сделать это трудно: всего три ноты в другом темпе, слишком короткий отрезок, замедление получается неестественным, либо в третьем такте тупо падает темп, и что с ним дальше делать, неясно. Пианисту жить несколько проще: он играет один, и унего нет проблемы непопандоса в напарника ("кваканья").

Аналогичная ситуация и дальше, например, в шестом такте. Как мне кажется, вполне естественной и хорошо звучащей будет откровенная пауза (замирание) у аккомпаниатора сразу после баса До-диез, перед следующей нотой Ля в "заполнении".

... и добавил:

Можно несколько обобщить вопрос, приведя ещё один пример из этой же пьесы. Скажем, в такте 9 у солиста есть самая высокая Ми, на которой необходмо замереть, чтобы её выделить (сделать фермату). Я бы делал это так: сыграл бы эту ноту почти откровенно четвертной длительностью вместо заявленной восьмой, "исказив" таким образом метр, удлиннив такт на одну восьмую длительность. При этом все ноты до и после неё играть почти обычно, т.е. так, как они записаны. На мой взгляд, это позволяет чётко сыграть вдвоём, не дезориентировав аккомпанитатора, которому надо вовремя вступить в следующем такте, и опять-таки, не потерять общий темп.

Контраргумент против моих рассуждений: такое "высчитывание" агогики является маразмом, играть надо только "по наитию", ни в коем случае не пытаясь сломать метр. Аккомпаниатор должен "ловить" солиста, как бы тот не играл, и обсуждение, насколько конкретно удлинняется та или иная нота, неуместно.

Кто прав?
« Последнее редактирование: Июля 05, 2016, 15:41:01 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #1 : Июля 05, 2016, 20:15:50 »
Мне кажется солист играет, как чувствует, а аккомпаниатор просто понимает его (ведь репетировали же) и "ловит. Как в танце - один ведет.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #2 : Июля 05, 2016, 22:13:34 »
Мне кажется солист играет, как чувствует, а аккомпаниатор просто понимает его (ведь репетировали же) и "ловит. Как в танце - один ведет.
Да, это вполне стандартное понимание ситуации. Но это как бы ответ в самых общих чертах. Мой вопрос в том, а как собственно репетировать ("ведь репетировали же"), т.е. как учиться ловить.

Подход с "порчей метра" считаете неприемлемым, слишком механистичным?

Как мне кажется, "ловить" становится сильно легче, если оговорено и известно, как именно будет "чувствоваться". Потому что "ловля" становится очень сложной, если человек останавливается на фермате совершенно произвольно, а потом ещё и искажает последующий темп из-за этого. В 10 такте просто две четвертные (т.е. движение резко прореживается), в них становится сложно попасть синхронно.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #3 : Июля 05, 2016, 22:18:02 »
Имхо, аккомпаниатор пусть играет ровно в метр, но следит за динамикой, а вся агогика ложится на солиста.

... и добавил:

И как продолжение, когда солист освоится - можно подвигать аккомпанемент.
« Последнее редактирование: Июля 05, 2016, 22:21:42 от Rolly »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #4 : Июля 05, 2016, 22:34:57 »
Имхо, аккомпаниатор пусть играет ровно в метр, но следит за динамикой, а вся агогика ложится на солиста.

... и добавил:

И как продолжение, когда солист освоится - можно подвигать аккомпанемент.
Если разучить эту пьесу ровно в метр, это будет полная шиза, а потом перестроиться очень трудно будет. По себе знаю, что об агогике нужно думать сразу, если пьеса выучена без агогики (да ещё и вдвоём отрепетирована таким же образом) — дело труба, это фактически всё заново делать придётся.

... и добавил:

Кстати, просто положить агогику на солиста тут сложно, потому что аккомпаниатор играет более мелкими длительностями, чем солист. Солист вынужден будет подделываться под аккомпаниатора.
« Последнее редактирование: Июля 05, 2016, 22:40:28 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #5 : Июля 05, 2016, 22:47:13 »
MrLf, дело не в длительностях. Солист именно что играет отталкиваясь от пульса аккомпанемента. Много агогики в аккомпанементе в ролике? Я не великий слухачь, но по-моему не очень. А сольная партия как раз и создаёт ощущения изменения времени, отклоняясь от аккомпанемента. Плюс изменение динамики создаёт иллюзию изменения времени.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #6 : Июля 05, 2016, 22:52:14 »
Много агогики в аккомпанементе в ролике? Я не великий слухачь, но по-моему не очень. А сольная партия как раз и создаёт ощущения изменения времени, отклоняясь от аккомпанемента.
Имхо, в ролике агогики в аккомпанементе ровно столько же, сколько и в мелодии. Иначе и быть не может: что же, пианист не попадает в свой же аккомпанемент, что ли? Или левой рукой долбит под метроном, а правой играет "музыкально"? :)

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #7 : Июля 05, 2016, 22:58:48 »
Или левой рукой долбит под метроном, а правой играет "музыкально"? :)
MrLf, имхо, довольно превратное мнение о взаимоотношении соло и аккомпанемента.  :hmmm:

... и добавил:

Эту агогику солиста можно представить как игру ровно, но с форшлагами, если это проще. Или игра форшлага - это сразу "непопадание"?

... и добавил:

Чёткие пацаны в роке плевать хотели, что там солисту в голову взбредёт, они ведут свой грув и создают аэродром с посадочными огнями, чтобы солист не заблудился и мог приземлиться куда надо. :hmmm:
« Последнее редактирование: Июля 05, 2016, 23:07:12 от Rolly »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #8 : Июля 05, 2016, 23:12:49 »
Чёткие пацаны в роке плевать хотели, что там солисту в голову взбредёт, они ведут свой грув и создают аэродром с посадочными огнями, чтобы солист не заблудился и мог приземлиться куда надо. :hmmm:
Это к Григу всё же не относится :)

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #9 : Июля 05, 2016, 23:19:31 »
MrLf, это к созданию ощущений и движения времени относится.

А вообще, в ролике (если брать его за отправную точку), имхо, очень многое идёт от динамики, это может быть посложнее отработать, чтобы "не испортить" .

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #10 : Июля 05, 2016, 23:27:02 »
Чего-то я не смог вспомнить, чтобы в роке играли с агогикой...
Динамика, да косвенно подсказывает движение. Но вопрос был про остановки между частями. Там "по руке" (по кивку).
Вот люди играют с отклонениями в ритме - поглядывают друг на друга, кивают, показывая свое вступление.
Кстати, и музыка немного похожа на сабж. Возможно поможет понять, как это происходит:


https://www.youtube.com/watch?v=_5-pBkwyUxc

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #11 : Июля 05, 2016, 23:57:37 »
Но вопрос был про остановки между частями.
Не только между частями:
Скажем, в такте 9 у солиста есть самая высокая Ми, на которой необходмо замереть, чтобы её выделить (сделать фермату). Я бы делал это так: сыграл бы эту ноту почти откровенно четвертной длительностью вместо заявленной восьмой, "исказив" таким образом метр, удлиннив такт на одну восьмую длительность. При этом все ноты до и после неё играть почти обычно, т.е. так, как они записаны. На мой взгляд, это позволяет чётко сыграть вдвоём, не дезориентировав аккомпанитатора, которому надо вовремя вступить в следующем такте, и опять-таки, не потерять общий темп.
Эта желаемая "фермата" в середине двухтактовой фразы. Поглядывать друг на друга там сложновато. Каждую четвертную ведь невозможно играть "с кивка", голова отвалится. Каждую ноту "ловить" друг у друга — это слишком мучительно, музыка превращается в лихорадочную ловлю блох. Вот я поэтому и проталкиваю мысль, что должны быть некие договорённости, которые описывают совместную интерпретацию, возможно, несколько "механистичным" способом. В моём случае после этой "ферматы" идёт конец двухтактовой фразы — такт, состоящий из двух четвертных длительностей, которые надо сыграть, попав друг в друга. Пристальное слежение за руками и кивки там как-то мучительно будут выглядеть...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #12 : Июля 06, 2016, 02:59:12 »
Пристальное слежение за руками и кивки там как-то мучительно будут выглядеть...
ничего мучительного нет. Целая группа играет абсолютно точно и почти даже не смотрят друг на друга - только когда надо вступить. Так же играют по руке дирижера в оркестрах. Так же играют в училищах студенты с концертмейстерами...
Если бы вы внимательно посмотрели бы видео, то могли бы извлечь много полезного. Как хотите.
« Последнее редактирование: Июля 06, 2016, 03:03:41 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #13 : Июля 06, 2016, 13:31:37 »
Я вижу следующие варианты:
1) играть обоим четко в ритм как в нотах написано. Но этот вариант я как понимаю не устраивает.
2) Один ( в данном случае лучше пусть это будет аккомпаниатор) ведет, а второй солист под него подстраивается. Т.е. где аккомпаниатор взял бас там и сильная. И солист должен в нее (эту сильную) попасть, даже если это противоречит его внутреннему ощущению ритма.
3) Если вы считаете, что "Последние три ноты в партии аккомпанемента можно рассматривать как некий затакт ко второй фразе", то перепишите партитуры так чтобы эти три ноты были в партии соло гитары. Тогда можно всю агогигу отдать солисту, а аккомпаниатор уже под него подстраивается.
4) я называю этот вариант "с постоянным грувом". Вы разбираете вместе два (или четыре) такта до мелочей. Все ньюансы: на какой доле у вас фермата и сколько, какая нота более легатная, какая стокато. И дальше каждый уичт свою партию дальше полностью повторяя грув первых двух тактов. Т.е. если во втором такте на второй четверти была фермата, то она должна быть там же, и такой же длительности в четвертом, шестом, восьмом и т.д. тактах.
5) по образу и подобию как на видео PAT METHETY. Через вербальный обмен сигналами синхронизации. В ролике действительно есть чему поучиться. Вариант достаточно сложный, хорошие результаты дает через несколько пьес сыграных такимспообом, но когда начнете чувствовать друг друга реально самый кайфовый вариант для исполнителей.
6) находите все варианты этой пьесы в интернете. Выбираете самый понравившийся и снимаете в ноль все ньюансы исполнения (включая агогику). Самый трудоемкий, но думать не надо.

А подход "что должны быть некие договорённости, которые описывают совместную интерпретацию, возможно, несколько "механистичным" способом" дадут скорее всего результат, что один не совсем понял другого, оба заучат в своем понимании договоренностей, и проблемы в начнутся в совместном исполнении. Будет звучать ка будто двое не слышат друг друга. Или кому-то (а может и обоим) придется корректировать по динамике.
ИМХО все конечно.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как делать агогику в ансамбле?
« Ответ #14 : Июля 06, 2016, 14:47:06 »
Чувствую, придётся вначале просто сыграть, как умеем, а потом продолжить разговор :crazy:

Taps, спасибо за развёрнутый ответ.
1) неприемлемо, т.к. музыка превратится в пародию;
2) нехорошо, т.к. аккомпаниатор должен быть "подчинённым лицом", на то он и аккомпаниатор;
3) неприемлемо, т.к. эти ноты являются аккомпанементом, и логично им и находиться в соответствующей партии;
4) неприемлемо, т.к. музыка превратится в пародию;
5) через "обмен сигналами синхронизации" можно сделать, как мне кажется, не всё; собственно, это обстоятельство и есть причина данной темы;
6) неприемлемо, пораженческий вариант :)
« Последнее редактирование: Июля 06, 2016, 14:54:16 от MrLf »