Вот этот абзац целиком. Что здесь говорится от лица традиционалистов, и что от лица самого Козлова?
Одним из важных аргументов при нападках на бибоп со стороны традиционалистов было то, что новый стиль отказался от мелодичности, отдав предпочтение быстрым, механистичным пассажам, то есть фразам, которые уже невозможно было сочинить, а главное - пропеть. Их можно было заранее заготовить, выучить ( сперва в медленном, а затем все в более быстром темпе), и затем вставлять в соответствующие гармонии места. Чарли Паркер был гением, для него не было трудностей в сочинении фраз прямо во время импровизации. А вот большинству его посредственных подражателей не оставалось ничего, кроме откровенного копирования. Согласно воспоминаниям его современников – друзей, коллег-музыкантов и фанатов – он обладал огромным запасом энергии и мог подолгу импровизировать, никогда не уставая. Но это осталось незафиксированным. Правда, на многочисленных студийных записях, оставшихся после его ранней смерти, можно услышать, что он нередко повторял свои же, вошедшие в его пальцы пассажи. А выпущенные позднее треки различных попыток одной и той же пьесы, забракованных самим Паркером в процессе записи, показывают, что он тщательно готовился к сессии, выучивая довольно продолжительные отрезки будущих соло, делая домашние заготовки. Поэтому некоторые треки местами в точности повторяют друг друга.
Здесь все смешано - и немелодичность, и скорость, и заучивание пассажей. Не находите, что достаточно противоречиво - то он пишет, что Паркеру ничего не стоило сочинять фразы во время импровизации, то что он играл одни и те же ходы и готовился к сессиям?
Я думаю, что субъективные оценки - немелодичность, "слишком быстро", невозможно спеть, механистично - это относится к старперам тех времен, а о технологии импровизации - к объяснениям Козлова, о том как они в совке обнаружили, что импровизация не есть спонтанное сочинение музыки в процессе исполнения".
Если бы у них (наших самодеятельных джазистов) было в то время больше информации, они знали бы, что и выдающиеся "традиционалисты", такие как Армстронг, а не только боперы, заучивали и повторяли свои "импровизации" в ноль в гастрольных турах.
Возможно, что мелодичность и способность спеть в то время связывалась со скоростью. Но это всего лишь технический аспект. Просто появился "шредер" от саксофона и это вызвало протест от тех, кто не умеет быстро играть. Совсем, как теперь с гитарой. Мне кажется, что в настоящее время никто не будет отрицать, что можно играть быстро и мелодично.
Насчет механистичности, то же странные суждения. Если под механистичностью понимается выучивание фраз, то вся классика механистична. Если скорость и невозможность сходу спеть как шлягер, то Времена года" Вивальди - тоже не-музыка.
Насчет,
"а вот большинству его посредственных подражателей не оставалось ничего, кроме откровенного копирования". Это всегда было - и до Паркера и после. И будет, независимо от стиля и скорости. Есть гении, которые создают язык, а есть последователи, подражатели. Некоторые из них не просто подражают, а развивают язык, подготавливая почву новому гению.
Короче, не надо принимать все, что пишет Козлов для широкой публики, как музыковед (как популяризатор джаза - то есть писать попсу), за истину в последней инстанции.