Автор Тема: Как играть бибоп?  (Прочитано 10021 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн metr333

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 885
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #30 : Октября 08, 2014, 10:36:44 »
 :D :D :D

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #31 : Октября 08, 2014, 11:58:55 »
Он сказал это не от своего лица, а от лица "традиционалистов". Традиционалисты в данном контексте означает ретрограды, консерваторы, люди не способные принять новое. Сейчас они воспринимаются смешно, потому что история джаза доказала, что они были не правы.

Он сказал это именно от своего лица, потому что абзацем выше он пишет:

"И вот, когда я все-таки достал саксофон, и у меня появились записи Чарли Паркера, я столкнулся с новой для меня проблемой. Он так быстро играл, что было невозможно не то, чтобы спеть, а просто понять, какие ноты он играет."

 
То есть о сам был в тот момент "традиционалистом") Он же там про себя рассказывает:
В ранние послевоенные годы я впервые услышал игру трубача Майлза Дэйвиса на его альбоме «Рождение кула», саксофонистов Джерри Маллигана, Пола Дезмонда и Ли Конитца, тромбониста Боба Брукмайера. Меня поразило то, что их импровизации можно запомнить и спеть.

А с бибопом у него возникли сложности - "невозможно не то что спеть, но и разобрать".
И как вариант того, как научиться играть эту музыку, он приводит пример такого метода:
Их можно было заранее заготовить, выучить ( сперва в медленном, а затем все в более быстром темпе), и затем вставлять в соответствующие гармонии места.
Далее он пишет, что этим методом пользовался сам Паркер.
А вы говорите, что всё это он говорит от лица каких-то традиционалистов, которые "не правы".

Вот этот абзац целиком. Что здесь говорится от лица традиционалистов, и что от лица самого Козлова?

Одним из важных аргументов при нападках на бибоп со стороны традиционалистов было то, что новый стиль отказался от мелодичности, отдав предпочтение быстрым, механистичным пассажам, то есть фразам, которые уже невозможно было сочинить, а главное - пропеть. Их можно было заранее заготовить, выучить ( сперва в медленном, а затем все в более быстром темпе), и затем вставлять в соответствующие гармонии места. Чарли Паркер был гением, для него не было трудностей в сочинении фраз прямо во время импровизации. А вот большинству его посредственных подражателей не оставалось ничего, кроме откровенного копирования. Согласно воспоминаниям его современников – друзей, коллег-музыкантов и фанатов – он обладал огромным запасом энергии и мог подолгу импровизировать, никогда не уставая. Но это осталось незафиксированным. Правда, на многочисленных студийных записях, оставшихся после его ранней смерти, можно услышать, что он нередко повторял свои же, вошедшие в его пальцы пассажи. А выпущенные позднее треки различных попыток одной и той же пьесы, забракованных самим Паркером в процессе записи, показывают, что он тщательно готовился к сессии, выучивая довольно продолжительные отрезки будущих соло, делая домашние заготовки. Поэтому некоторые треки местами в точности повторяют друг друга.


« Последнее редактирование: Октября 08, 2014, 12:03:45 от darkmagus »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #32 : Октября 08, 2014, 14:42:24 »

Вот этот абзац целиком. Что здесь говорится от лица традиционалистов, и что от лица самого Козлова?

Одним из важных аргументов при нападках на бибоп со стороны традиционалистов было то, что новый стиль отказался от мелодичности, отдав предпочтение быстрым, механистичным пассажам, то есть фразам, которые уже невозможно было сочинить, а главное - пропеть. Их можно было заранее заготовить, выучить ( сперва в медленном, а затем все в более быстром темпе), и затем вставлять в соответствующие гармонии места. Чарли Паркер был гением, для него не было трудностей в сочинении фраз прямо во время импровизации. А вот большинству его посредственных подражателей не оставалось ничего, кроме откровенного копирования. Согласно воспоминаниям его современников – друзей, коллег-музыкантов и фанатов – он обладал огромным запасом энергии и мог подолгу импровизировать, никогда не уставая. Но это осталось незафиксированным. Правда, на многочисленных студийных записях, оставшихся после его ранней смерти, можно услышать, что он нередко повторял свои же, вошедшие в его пальцы пассажи. А выпущенные позднее треки различных попыток одной и той же пьесы, забракованных самим Паркером в процессе записи, показывают, что он тщательно готовился к сессии, выучивая довольно продолжительные отрезки будущих соло, делая домашние заготовки. Поэтому некоторые треки местами в точности повторяют друг друга.
Здесь все смешано - и немелодичность, и скорость, и заучивание пассажей. Не находите, что достаточно противоречиво - то он пишет, что Паркеру ничего не стоило сочинять фразы во время импровизации, то что он играл одни и те же ходы и готовился к сессиям?
Я думаю, что субъективные оценки - немелодичность, "слишком быстро", невозможно спеть, механистично - это относится к старперам тех времен, а о технологии импровизации - к объяснениям Козлова, о том как они в совке обнаружили, что импровизация не есть спонтанное сочинение музыки в процессе исполнения".

Если бы у них (наших самодеятельных джазистов) было в то время больше информации, они знали бы, что и выдающиеся "традиционалисты", такие как Армстронг, а не только боперы, заучивали и повторяли свои "импровизации" в ноль в гастрольных турах.

Возможно, что мелодичность и способность спеть в то время связывалась со скоростью. Но это всего лишь технический аспект. Просто появился "шредер" от саксофона и это вызвало протест от тех, кто не умеет быстро играть. Совсем, как теперь с гитарой. Мне кажется, что в настоящее время никто не будет отрицать, что можно играть быстро и мелодично.
Насчет механистичности, то же странные суждения. Если под механистичностью понимается выучивание фраз, то вся классика механистична. Если скорость и невозможность сходу спеть как шлягер, то Времена года" Вивальди - тоже не-музыка.

Насчет, "а вот большинству его посредственных подражателей не оставалось ничего, кроме откровенного копирования". Это всегда было - и до Паркера и после. И будет, независимо от стиля и скорости. Есть гении, которые создают язык, а есть последователи, подражатели. Некоторые из них не просто подражают, а развивают язык, подготавливая почву новому гению.

Короче, не надо принимать все, что пишет Козлов для широкой публики, как музыковед (как популяризатор джаза - то есть писать попсу), за истину в последней инстанции.

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #33 : Октября 08, 2014, 18:09:52 »
Я думаю, что субъективные оценки - немелодичность, "слишком быстро", невозможно спеть, механистично - это относится к старперам тех времен, а о технологии импровизации - к объяснениям Козлова, о том как они в совке обнаружили, что импровизация не есть спонтанное сочинение музыки в процессе исполнения".

Тут я не соглашусь с вами. Ведь определенно у этих двух категорий музыкантов, традиционалистов и боперов, импровизации строились разными способами.
Импровизация у Армстронга часто основывалась на вариации основной мелодии или близко к этому. А ведь чтобы варьировать мелодию, какие-либо заготовки не нужны, достаточно иметь внутренний слух и музыкальность, то есть вполне возможно именно спонтанное сочинение музыки в процессе исполнения.
Импровизация у Паркера строится в основном на обыгрывании аккордов, а не мелодии. И тут уже не обойтись без заготовок, так как они появляются сами собой ввиду ограниченного количества аккордовых последовательностей. Тут можно говорить о спонтанном применении различных стандартных фраз и их комбинации между собой.
Полагаю, что Козлов и его поколение столкнулись с той сложностью, что для них это был просто новый подход к импровизации, чем то, как они играли раньше, а не только скорость и невозможность спеть.

Здесь все смешано - и немелодичность, и скорость, и заучивание пассажей. Не находите, что достаточно противоречиво - то он пишет, что Паркеру ничего не стоило сочинять фразы во время импровизации, то что он играл одни и те же ходы и готовился к сессиям?

Ну, то что Паркеру ничего не стоило сочинять фразы во время игры, это, как пишет Козлов, всё незафиксировано, а только по разговорам. Ну, может такое и случалось, когда на него находило вдохновение. Вообще, если сравнивать разные записи Паркера, то его игра часто была неровной, то хорошо, то не очень. На концертных записях, как мне кажется, он играл гораздо свободнее, чем на студийных. Да и студийные тоже отличались друг от друга. Например, на уже упомянутом альбоме "Savoy Sessions" его игра часто довольно рафинирована и суховата, а на другом альбоме, тоже студийном "Now's The Time" его импровизации просто огонь!
« Последнее редактирование: Октября 08, 2014, 18:13:28 от darkmagus »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #34 : Октября 08, 2014, 20:45:07 »

Импровизация у Армстронга часто основывалась на вариации основной мелодии или близко к этому. А ведь чтобы варьировать мелодию, какие-либо заготовки не нужны, достаточно иметь внутренний слух и музыкальность, то есть вполне возможно именно спонтанное сочинение музыки в процессе исполнения.
Импровизация у Паркера строится в основном на обыгрывании аккордов, а не мелодии. И тут уже не обойтись без заготовок, так как они появляются сами собой ввиду ограниченного количества аккордовых последовательностей.
http://www.e-reading.me/chapter.php/28496/32/Kollier_-_Lui_Armstrong_Amerikanskiii_Geniii.html

Цитировать
"Однако при всей своей безжалостной «горячести» соло в «Willie the Weeper» было в значительной степени парафразом чрезвычайно простой мелодии. Как мы уже отмечали, основой новоорлеанского стиля была не неистощимая изобретательность музыкантов, а их умение пользоваться заранее отработанными заготовками, которые можно было повторять из вечера в вечер.

К этому моменту своего творческого развития Армстронг переходит от варьирования темы к созданию абсолютно новых мелодий, основанных на базисной гармонии пьесы, что в терминологии музыкантов называется «гармоническим оборотом», «квадратом».
Обращение Армстронга к чистой импровизации объясняется в значительной мере наличием у него безупречного слуха. Он всегда чувствовал гармонию, скрытую в мелодии, и не мог не выявить ее. Поэтому он играл не просто отдельные звуки аккорда, а расширял его до полной гармонической структуры. Было бы преувеличением утверждать, что идея импровизации на основе гармонического квадрата принадлежит Армстронгу. Но он в большей степени, чем остальные исполнители его времени, обладал необходимыми для этого способностями, демонстрируя другим музыкантам возможности этого метода.

Луи никогда целиком не отвергал парафраз как базу джазовой импровизации, и мы убедимся в этом, исследуя его дальнейшее творчество. В период работы с «Hot Five» именно импровизация в чистом виде становится основополагающим методом Армстронга. И это блестяще подтверждается знаменитым соло из пьесы «Potato Head Blues», самой знаменитой из записей, сделанных с ансамблем «Hot Seven», где он полностью отходит от темы, чтобы свободно импровизировать на основе гармонического квадрата".

А еще где-то читал, что какой-то критик, ездил за Армстронгом по гастрольным турне и обнаружил, что он играет блестящие импровизации... одни и те же - ноту в ноту. К сожалению, пока не могу найти источник.

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #35 : Октября 08, 2014, 22:44:54 »
eye, а есть ещё вот такой анализ импровизаций Армстронга:

«В первом хорусе я играю мелодию, во втором — мелодию вокруг мелодии, а в третьем — то, что обычно принято». Армстронг прежде всего говорит о финальных хорусах, имея в виду, что после повторения темы пьесы он переходит к вариациям на нее и завершает тему кульминацией с помощью простых повторяющихся фигур, иногда состоящих из пронзительных звуков. Этот прием мы относительно редко встречаем в грамзаписях — просто потому, что многие хорусы, как правило, не укладывались в трехминутное время воспроиз­ведения, если темп не был достаточно быстрым. Когда же Армстронг выступал непосредственно перед публикой, он обычно исполнял до пяти хорусов в конце номера. В качестве примера можно привести грамза­пись «Struttin' with Some Barbecue», сделанную с большим оркестром в 1938 году, где Армстронг исполняет предпоследний хорус почти в соответ­ствии с мелодией, последний — как вариацию лишь основных звуков мелодии, а завершает пьесу короткой кодой. Другой пример — запись «Swing That Music», сделанная тогда же. Первый из четырех финальных хорусов дает четкое изложение мелодии, второй упрощает ее, третий сводит к основным звукам, а четвертый является бравурным пассажем в верхнем регистре, исполненным Армстронгом из желания понравиться публике и состоящим из одного звука, повторяемого в течение тридцати двух тактов.

Но даже если не читать никаких статей, а просто послушать его импровизацию, то что мы слышим?

Louis Armstrong - Potato head blues

Начиная с 0:43.
Ну, ведь очевидно, что по сравнению с бибопом, это совсем другое импровизирование, не так ли? Здесь он опирается в основном только на развитие мелодии, без акцента на обыгрывание гармонии, вернее, не оно является доминирующим. То есть подчеркивается не гармония, а мелодия, тогда как в бопе все наоборот.
« Последнее редактирование: Октября 08, 2014, 22:47:32 от darkmagus »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #36 : Октября 09, 2014, 00:06:32 »
Начиная с 0:43.
Здесь он опирается в основном только на развитие мелодии, без акцента на обыгрывание гармонии, вернее, не оно является доминирующим. То есть подчеркивается не гармония, а мелодия, тогда как в бопе все наоборот.
Я не очень хорошо знаю тему, но для меня очевидно, что начиная 0:43 он играет "другие ноты", чем в начале темы, скорее придерживается похожей фразировки, как в теме. А играет он свободно от темы и, как мне это слышится, строго по гармонии, отмечая характерные альтерации в гармонии.
Понятное дело, что джаз развивался и боперы внесли много своего и продвинули джазовую импровизацию.

Да и Коллиер пишет (в "Луи Армстронг Американский Гений" ) насчет этого Potato head blues, противоположное вашим утверждениям:

"Луи никогда целиком не отвергал парафраз как базу джазовой импровизации, и мы убедимся в этом, исследуя его дальнейшее творчество. Период работы с «Hot Five» именно импровизация в чистом виде становится основополагающим методом Армстронга. И это блестяще подтверждается знаменитым соло из пьесы «Potato Head Blues», самой знаменитой из записей, сделанных с ансамблем «Hot Seven», где он полностью отходит от темы, чтобы свободно импровизировать на основе гармонического квадрата.

Но мне кажется мы отошли от темы. Я просто не согласен с определениями, что Паркер играл механистично, немелодично, и прочее, короче, немузыкально.
Приятно послушать понятные, простые мелодии Армстронга, но Паркер - это уже другая эпоха, он ушел дальше. А после пришел Колтрейн...
Конечно, ехать на телеге с запряженной кобылой безопаснее и романтичнее, чем на самолете и вообще ближе к природе...

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #37 : Октября 09, 2014, 00:32:36 »
Я не очень хорошо знаю тему, но для меня очевидно, что начиная 0:43 он играет "другие ноты", чем в начале темы, скорее придерживается похожей фразировки, как в теме. А играет он свободно от темы и, как мне это слышится, строго по гармонии, отмечая характерные альтерации в гармонии.
Понятное дело, что джаз развивался и боперы внесли много своего и продвинули джазовую импровизацию.

Да и Коллиер пишет (в "Луи Армстронг Американский Гений" ) насчет этого Potato head blues, противоположное вашим утверждениям:

"Луи никогда целиком не отвергал парафраз как базу джазовой импровизации, и мы убедимся в этом, исследуя его дальнейшее творчество. Период работы с «Hot Five» именно импровизация в чистом виде становится основополагающим методом Армстронга. И это блестяще подтверждается знаменитым соло из пьесы «Potato Head Blues», самой знаменитой из записей, сделанных с ансамблем «Hot Seven», где он полностью отходит от темы, чтобы свободно импровизировать на основе гармонического квадрата.


Ну, сама по себе мелодия не обязательно должна быть похожа на основную тему. Я имею в виду другое - у Армстронга нет цели обыгрывать саму гармонию, подчеркивать какие-то определенные ступени или задумываться, какими проходящими нотами обыграть переход из одного аккорда в другой. Для него первично только сама мелодия, её развитие, каким образом достичь её кульминации и тд. А для бибопа наоборот, самое важное - это эффектно обыграть гармонию, а само развитие мелодии, как единого целого, не является целью.
Ведь если послушать соло в бибопе, то там нет какой-то одной сквозной мелодии, там множество небольших мелодий в виде фраз, которые жестко привязаны к обыгрываемым связкам аккордов. И мелодия в первых двух-трех тактах может не иметь никакой связи с мелодиями, которые звучат в последующих тактах.
« Последнее редактирование: Октября 09, 2014, 00:35:04 от darkmagus »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #38 : Октября 09, 2014, 01:21:58 »
Я имею в виду другое - у Армстронга нет цели обыгрывать саму гармонию, подчеркивать какие-то определенные ступени или задумываться, какими проходящими нотами обыграть переход из одного аккорда в другой. Для него первично только сама мелодия, её развитие, каким образом достичь её кульминации и тд. А для бибопа наоборот, самое важное - это эффектно обыграть гармонию, а само развитие мелодии, как единого целого, не является целью.
Ну, я бы не стал утверждать, что вот, у одних была цель такая, а у других этакая, что первично и что вторично. Мне кажется, гармония и мелодия для тех и для других неотделимы друг от друга. Но в целом мысль Ваша понятна и с ней я, пожалуй, соглашусь.
Однако развитие бопа дало кул. Они научились не просто обыгрывать, но и проводить мелодии сквозь эти гармонии, выстраивая общую композицию. И это благодаря Паркеру, манера которого весьма мелодична, хоть там и "множество небольших мелодий".
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #39 : Октября 09, 2014, 01:41:20 »
Однако развитие бопа дало кул. Они научились не просто обыгрывать, но и проводить мелодии сквозь эти гармонии, выстраивая общую композицию.

Да. А после кула появился модальный джаз, влияние гармонии сильно уменьшилось и мелодии получили абсолютную свободу.
Здесь уже наверное можно подразумевать спонтанную импровизацию и придумывание любых мелодий на ходу и без использования клише?

John Coltrane ‎-- Olй


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #40 : Октября 09, 2014, 14:26:37 »
Цитировать
Здесь уже наверное можно подразумевать спонтанную импровизацию и придумывание любых мелодий на ходу и без использования клише?
Всегда существует некий процент соотношения "спонтанной импровизации" и  заученных шаблонов или отработанных алгоритмов. Многое зависит от скорости и конкретной ситуации (джем/запись/концерт, новая вещь/устоявшаяся), а так же от предпочтений исполнителя.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #41 : Октября 11, 2014, 20:14:41 »
А вы возьмите самую известную боповую тему Паркера "KoKo" и попробуйте её спеть)) :
Долина споет легко в унисон от начала и до конца. Есть у нас еще певицы, но сходу что-то не вспомнить.
А в голове у любого приличного музыканта все запомнится после 100 прослушиваний (цифра условная).

... и добавил:

Всегда существует некий процент соотношения "спонтанной импровизации" и  заученных шаблонов или отработанных алгоритмов. Многое зависит от скорости и конкретной ситуации (джем/запись/концерт, новая вещь/устоявшаяся), а так же от предпочтений исполнителя.
Где-то видел, что Гари Мур назвал цифру 200 (количество заученных шаблонов). После этого количество перерастет в качество. На мой взгляд, многовато. Почему, не 150 или 90 ?
« Последнее редактирование: Октября 11, 2014, 20:29:48 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #42 : Октября 11, 2014, 21:31:02 »
Где-то видел, что Гари Мур назвал цифру 200 (количество заученных шаблонов). После этого количество перерастет в качество. На мой взгляд, многовато. Почему, не 150 или 90 ?
Да сколько угодно, хоть пять! Вопрос в другом... Какое будет количество качественных произведений?  ;D

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #43 : Октября 11, 2014, 22:29:54 »
Да сколько угодно, хоть пять! Вопрос в другом... Какое будет количество качественных произведений?  ;D
Пожалуй, я согласен с Вами.
В качестве примера приведу 24 каприз Паганини. В нем штук 30 интересных шаблонов есть.
30*5=150

Оффлайн darkmagus Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Как играть бибоп?
« Ответ #44 : Октября 12, 2014, 05:21:40 »
Долина споет легко в унисон от начала и до конца. Есть у нас еще певицы, но сходу что-то не вспомнить.
А в голове у любого приличного музыканта все запомнится после 100 прослушиваний (цифра условная).

У Паркера есть одна композиция, которую даже Лариса Долина не осилит)) Самая скоростная вещь в бибопе:

Bird Gets The Worm / Charlie Parker The Savoy Recordings