Гитаристы, которые играют так называемый "метал", настраивая гитару на три тона вниз и более, как правило с нотной грамотой не дружат, в музыке неэрудированны и по части слуха им портить нечего, т.к. главным органом восприятия для них являются глаза, а не уши. Ведь в ином случае они бы понимали, что настоящий закалённый метал должен быть упругим, гибким, лязгающим и звонким как сталь... Настроенная же на квинту вниз гитара, в лучшем случае изобразит проржавевшие канализационные трубы со стекающими в них помоями. И это немудрено - альтернативные стили получили рапространение в клубах на окраинах промышленных городов, со свойственной таким местам невысокотребовательной публикой и музыкантами-любителями из рабочего класса.
Вопрос надуман и преувеличен. Но есть и другая его сторона - когда довольно развитые музыканты прибегают к нестандартной настройке по ряду причин: мода и веяние времени, художественные цели, работа на "легенду" неспособную спеть свои песни в оригинальной тональности и личные вкусы. Однако, физику восприятия слуха никто не отменял! Стандартный "испанский" строй в МИ придуман неслучайно - то был длительный процесс генезиса гитары исходя из особенностей человеской природы слуха. Хороший музыкант, вероятно, приспособится к эксклюзивной настройке и даже возьмёт её на вооружение. Тот же Виктор Смольский играет в строе "D" - на тон ниже, но называет ноты по месту их расположения на грифе, а не по факту классической высоты звучания. В этом случае, учитывая его заслуги, очень логично предположить, что он и вправду транспонирует подобно музыкантам транспонирующего инструментария из области симфонической музыки. Только при этом вовсе не обязательно, что у Виктора устойчивый абсолютный слух.
Для своего развития нужно выбирать строй, или несколько, в котором играть интересно и комфортно. Зависит от способностей и творческих целей. Если речь идёт об игре в группе с неподходящими стилистическими ориентирами и вкусами участников, то лучше не пытаться это делать во вред себе и своему слуху.