Автор Тема: Как научиться играть на гитаре - исчерпывающее руководство для начинающих  (Прочитано 9688 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Станислав Спирин, Вообще-то так всегда и учатся. Приходит ребенок в ДМШ на фортепиано и на первом занятии, как только его научили правильно сидеть за инструментом, подложив ступку книг, начинают учить пьесу «На веселом лугу», одним пальцем. И в процессе обсуждаются и технические и хужожественные элементы. Так и происходит рост. Через музыку.

Мы тут про это в других темах говорили.

Но в рок-гитаре парадигма обучения нарушена. Пацаненок жил спокойно, а в 14 лет, когда кровь закипает, он вдруг слышит Сатриани! «О я тоже так хочу!»»»» Покупает китайский стратокастер, открывает гитар про с таблатурой Сач Буги и начинает ковырять. Понятно не получается. Понимает, что надо технику развить. Думает, вполне резонно, что вот технику наращу и сыграю. Заходит на ГП или находит  «педагоа», который сам мало что знает по теме. И понеслась тренировка рук. Так продолжается год, два, три.... И кроме гамм человек ничему не учится. Сач буги тоже получается коряво... Так как хвататься за эти пьесы, не будучи готовым, это все равно, что во 2 классе по фортепиано пытаться выучить концерт Рахманинова.
В рок-гитаре нет методики. Нет учебного прогрессирующего репертуара по мере сложности. Поэтому все зависит от квалификации конкретного педагога, который разработал собственные подходы.

В классической гитаре есть неплохая отечественная школа. А как обучать рок-гитаристов, в наше время, когда инструментальный рок стал профессиональным жанром, точно  сказать никто не может.

Кстати, в фингерстайле иногда наблюдается та же история. Многие люди начинают строить дом с крыши.

Вывод: надо создавать учебный материал, делать методически грамотную подборку произведений, на которых растет ученик.

Если человек вообще впервые берет в руки гитару, то через аккорды и песни можно подойти к более целенаправленным школам.

Но все равно это больше любительский подход, для тех, кто хочет просто побренчать на гитарке как хобби. Но большинству больше и не надо.

Как то так ИМХО

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
Станислав Спирин, Вообще-то так всегда и учатся.
Дмитрий Малолетов там всё правильно расписАл.Добавлю-сейчас преподаватели,работающие с детьми,обычно не начинают с посадок-постановок.Главное-интерес,внимание к звуку,к его свойствам. Поэтому посадки-постановки вводятся в процесс постепенно,в зависимости от индивидуальностей ребёнка.Это в общем,без привязки к гитаре.
  В плане классической гитары,к сожалению,метОд и информации,как работать с маленькими детьми(5-8) лет  немного.Большинство работает именно по-старинке,тупо усаживая дитя в "раскоряку"..Как заметила популярная Алиса-препод по гитаре скорее прибежит поправлять руки дитю.. :crazy:Поэтому это всё выглядит ,как инквизиция..Это не я сказал,именно так выразился один известный врач-психолог,когда его сын начал учиться классике. 8) Да,есть работа Гитмана о донотном периоде,рекомендую: Донотный период начального обучения гитариста. Есть что-то у Владимира Бранда по этой теме..
  В отношении "электро"..Исторически в СССР всё строилось на джазе в этом плане.Музыка сама по себе специфичная для обывателя.Поэтому,несмотря на абсолютно верные постулаты(предслышание,внутреннее интонирование,знание элементарной гармонии,изучение интервалов,построение мотивов и т.д)  и наличие классов в ДМШ в крупных городах,эстрадно-джазовые отделения музучилищ повсеместно-мало кто джаз таки играл осмысленно.. :(
   Основная ,на мой взгляд проблема всех "систем" в том,что бесполезно "учить инструменту",если не развиты основные ,базовые слуховые навыки.Всё это будет "методом нажимания кнопок",игрою  "на глаз". А развивать-это дорогое удовольствие.Тут нужны:не просто квалификация преподавателя,нужны не корочки-а конкретный опыт и понимание проблемы,а также желание самого учня развиваться,а не напяливать  дешевый "камуфляж",дабы приблизить себя к армии "популярных" и "крутых",обманывая при этом своё сознание. ???

Оффлайн Станислав Спирин Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 126
Общаюсь со многими ребятами, которые увлекаются фингерстайлом - много кто начинает с крыши, всё верно. И удивляются почему же неуверенно всё и криво. И метрономом пренебрегает каждый второй. Пытаюсь объяснить, что сначала попроще вещи надо брать, записывать себя, слушать косяки, потом все под метроном в пальцы вбивать медленно - не верят, как о стенку горох) Но некоторые спустя несколько лет понимают как прекрасен метроном, и что я это говорил не потому что хотел замедлить их развитие)

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
pioneer, Я переписывался в контакте с Валерием Борисовичем Гаиной. Он мне написал в контакте, что его часто приглашают с лекциями в американский гитарный институт. Там HMR и его производные, студенты изучают как отдельный вид искусства. У нас в России  кто "металлистам" в музыкальных училищах относятся предвзято. Я хорошо помню, как пришел на урок к классическому гитаристу из музыкальной школы. Мы начали изучать основы ритма. Мы хлопали в ладоши, под тата- тата,начали изучать основы музыкальной грамоты. На второй урок я не пришел. Я шел к  профессиональному гитаристу чтобы научиться играть Рок на электрогитаре. И не просто Рок,а имено трэш метал, который тогда был очень популярен у молодежи. Два года тому назад я хотел поступить на эстрадное отделение по классу бас -гитары в местное музыкальное училище. На вступительных экзаменах я сыграл партию Бас А.Грановского - тореро. В училище на эстрадном отделении - Джаз это приоритет. В итоге меня не приняли. :pozor:
Кстати преподавателя по классу бас-гитары в училище нет. Он уехал в Санкт-Петербург, и если бы я поступил, то со мной занимался бы гитарист. То есть многих, чисто бас-гитарных нюансов игры я так не узнал.
Я смотрел видео ролики в ютубе,студентов  музыкальных колледжей Южной Кореи и Японии. На них юноши и девушки играют этот самый Хэви Метал. Может быть пора что-то менять в отечественном  музыкальном образовании?  :hmmm:

... и добавил:

Станислав Спирин, Я считаю что те кто хочет играть на гитаре фингерстайлом- обязательно должны уметь играть на клавишных. Ведь это техника по своей сути-это игра на фортепьяно, только вместо него это гриф гитары. :(
« Последнее редактирование: Мая 29, 2018, 10:30:25 от Marsel Schmier »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
У нас в России  кто "металлистам" в музыкальных училищах относятся предвзято.
Это не совсем верно. Сейчас всё зависит от конкретного препода.Если препод сам как-то это знает и умеет-внедряет и это.
Я хорошо помню, как пришел на урок к классическому гитаристу из музыкальной школы. Мы начали изучать основы ритма. Мы хлопали в ладоши, под тата- тата,начали изучать основы музыкальной грамоты. На второй урок я не пришел. Я шел к  профессиональному гитаристу чтобы научиться играть Рок на электрогитаре.
И что тут удивительного-то?Ты идешь к профессиональному врачу лечить зубы,а он оказывается-офтальмолог? :crazy: Да без разницы-рок,джаз,фанк,классика-это всё "форма",не более.Начинают всегда с самых простых вещей.В академическом образовании-свои традиции,тем более.Когда начинается разговор о "гитаре"-каждый почему-то по своему это видит.Один-гитара это Джаз и Джо Пасс,другой-это рок и Сантана,третий-сантана отстой и не рок,гитара-это Котцен и Гилберт,четвёртый-гитара это ПАКО,пятый-СЕГОВИЙА ОНЛИ и т.д и т.п
  И не просто Рок,а имено трэш метал, который тогда был очень популярен у молодежи.
Marsel Schmier  ты чего хотел-то,чтобы чел с классическим,академическим образованием(которое ему гос-во дало,кстати) всё бросил,и начал изучать сегодня-треш,завтра доом,послезавтра всю "дискографию" Егорши Летова..только потому что оно как-то там у "молодёжи популярно" сейчас? :o
Два года тому назад я хотел поступить на эстрадное отделение по классу бас -гитары в местное музыкальное училище. На вступительных экзаменах я сыграл партию Бас А.Грановского - тореро. В училище на эстрадном отделении - Джаз это приоритет. В итоге меня не приняли. :pozor:
Кстати преподавателя по классу бас-гитары в училище нет. Он уехал в Санкт-Петербург, и если бы я поступил, то со мной занимался бы гитарист. То есть многих, чисто бас-гитарных нюансов игры я так не узнал.
Если речь о поступлении-я тебя подготовлю,за месяц. Бесплатно.Оно тебе-надо?
Я смотрел видео ролики в ютубе,студентов  музыкальных колледжей Южной Кореи и Японии. На них юноши и девушки играют этот самый Хэви Метал. Может быть пора что-то менять в отечественном  музыкальном образовании?  :hmmm:
Где Корея,Япония-и где мы? :( "Культуре" уделяют не так много внимания,к сожалению.В частности в вопросе подготовки кадров.В принципе-ничего не запрещено,дерзайте,преподавайте.. Наивно полагать,что вдруг дети,которые гамму до-мажор и Елочку годами..вдруг..схватятся..усядутся..и будут Гатри с Гилбертами поливать..ага..держи карман. 8)
« Последнее редактирование: Мая 29, 2018, 12:12:53 от pioneer »

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
pioneer, Вот качаешь разные  западные школы для электро гитаристов, взять к примеру американского музыканта Троя Стетину,у него есть целая серия книг с аудио примерами, они целиком посвящены Рок- музыке,начиная с самых азов и кончая самыми экстремальными стилями. Есть хорошие книги, правда на английском, гитариста Вольфа Маршала. У него есть гитарные школы и разборы гитарных партии известных музыкантов. Есть хорошие книги Сергея Седова по  блюзовой гитаре и серия книг для изучения Рок Соло. Ведь можно же новичку с самого начало начать заниматься по этим книгам. Начинать изучение электрогитары не с коровушки или жили у бабуси.. А с того же рок-н-ролла или 12 тактового блюза. В европейской музыке используется 7 нот. В блюзовой гамме и в китайской пентатонике 5 нот. Поэтому тут не так всё просто. :(

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Marsel Schmier, в качестве примера вполне такого полноценного curriculum для рок-гитары я не устану советовать посмотреть на то, как его организовал TrueFire.
https://truefire.com/learning-paths/rock-guitar-learning-path/a9

В зависимости от своего уровня выбираешь курс, и идешь по этой Learning Path пока хватит сил и усидчивости  :crazy: Уроки записаны всякими авторитетами типа Jon Finn, лет 30 преподающего рок-гитару в Беркли (и чьими студентами являются всякие Сатриани и Петруччи) или Энди Тиммонса (который на удивление легко объясняет и подает материал). Все это систематизировано по уровням сложности (типа Beginner to Late Beginner или Late Intermediate to Advanced), целям обучения (ритм отдельно, соло отдельно), а каждый курс начинается с чего-то более простого (для соответствующего уровня конечно) и дальше сложность увеличивается постепенно.

То есть, попытки сделать какой-то более-менее универсальный план есть, и сейчас нет особых проблем чтоб понять, как себя развивать не обращаясь к персональным эдьюкейторам (хотя чем серьезней ты относишься к гитаре, тем выше вероятность, что персональный эдьюкейтор тебе все же нужен).

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
Kranick, У меня столько разных самоучителей и видео школ, что  не всегда есть время все это посмотреть и прочитать!
Мне  например больше всего понравились сборники Троя Стетины от Гитарного Колледжа. В них всё очень доходчиво и понятно изложено. Мне в этом здорово помогает компьютер и миди клавиатура. Я забиваю нужные для меня учебные примеры в программу, и это позволяет мне понять мысль или идею, которую вложил в этот урок музыкант. ;)
 

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Marsel Schmier, Не надо путать частные школы, куда приглашают на мастер-классы известных гитаристов, и государственное муз. образование. Не буду говорить про США, где другая образовательная система, у нас муз. заведения готовят профессиональных музыкантов. Что сюда вкладывается? Очень широкий смысл - человек должен обладать всем набором навыков и знаний по всему спектру. Он должен уметь играть не только песни Арии, но и войти в состав эстрадно-симфонического оркестра, где играют по нотам, где надо понимать дирижера и самому расписывать партитуры (знать как это делается). Поэтому в гос. заведениях продумана методика на охват этого спектра, не только в музыкальных дисциплинах (исполнительство, теория и т.д.), но и общеобразовательных (история музыки, организация муз. бизнеса и т.д.).

Я когда учился в институте боролся с системой, мол, мне не надо куча ненужных предметов! На фига мне дирижирование, я не собираюсь дирижировать оркестрами. Мне не надо знать как организовываются массовые праздники... А потом, в работе, оказалось, что все это требовалось. Судьба заносила и в оркестры, и даже в организацию праздников! ))))

Поэтому на вступительных экзаменах надо играть не то что очень нравится в песенном жанре, а то, что показывает  ваш музыкальный интеллект, технику... чтобы на экзаменах преподаватели смогли прочитать и понять на какой ступени вы находитесь и какие перспективы можно из этого вылепить.

Поэтому при поступлении в гос. муз. заведение лучше проконсультироваться заранее с преподавателями, чтобы узнать предъявляемые требования, как к технике, так и к репертуару. И целенаправлено готовиться, подготовив и отточив грамотную вступительную программу. И это касается других дисциплин.

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
Дмитрий Малолетов, Мне очень понравились книги Сергея Седых. Судя по его книгам, это профессиональный музыкант с музыкальным образованием. Вот к такому преподавателю я бы пошел учиться в музыкальную школу. У тех кто слушал в 80-е годы ACCEPT уже подросли дети. Многие из этих детей с самого детства слушают вот такую музыку. Папа байкер и дочка тоже вся в папу. И конечно же многим из них, хочется играть именно такую музыку. Если взять тот же ACCEPT, то  в ней присуствует множество разных музыкальных стилей и влиянии. Это и знаменитая интерпретация классической музыки "Элизы" Бетховена, гитаристом Вольфом Хофманом . Есть и разные баллады, у которых разные культурные корни. Это и сама классическая гитара, и тот же классический блюз. Игра рифами (павер аккордами),изучение разных гамм, построенных на пентатонике для игры соло. Умения самостоятельно разложить гармонический песню,или уметь сочинять свою музыку и песню в таком стиле. Нельзя ли в государственном музыкальном заведении,ввести дисциплину по классу электрогитары в стиле ACCEPT? Если ребенок твёрдо решил, играть вот такую музыку и сделать ее своей профессией.  Или сделать систему платного обучения Гитарного Колледжа, в Государственной музыкальной Школе на бюджетной основе. То есть соединить самое лучшее что есть в обоих системах обучения.
Вместо той же "Коровушки" или "Гуси-Гуси" начать обучение с изучения  Jimi Hendrix - Hey Joe.


Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Общаюсь со многими ребятами, которые увлекаются фингерстайлом - много кто начинает с крыши, всё верно. И удивляются почему же неуверенно всё и криво. И метрономом пренебрегает каждый второй. Пытаюсь объяснить, что сначала попроще вещи надо брать, записывать себя, слушать косяки, потом все под метроном в пальцы вбивать медленно - не верят, как о стенку горох) Но некоторые спустя несколько лет понимают как прекрасен метроном, и что я это говорил не потому что хотел замедлить их развитие)

Да кому это только в голову приходит начинать учить fingerstyle с готовых сложных произведений. >:D Здесь как раз требуется
хотя бы элементарная классическая база с её полнофактурными переложениями. Начинать надо, как не прискорбно, с
той же "Коровушки" или "Гуси-Гуси"
И всё это, конечно, по нотам! Потом уже переходить на переложения по сложней и когда с ритмом всё войдёт в норму, можно потихоньку осваивать всякие прихлопы и притопы, из чего собственно этот "жанр" и состряпан.

А без этого всего человек так и будет "ковырять" табулатуру на свой индивидуальный слух, варясь в соку из собственных ошибок и заблуждений! 

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2902
pioneer, Вот качаешь разные  западные школы для электро гитаристов, взять к примеру американского музыканта Троя Стетину,у него есть целая серия книг с аудио примерами, они целиком посвящены Рок- музыке,начиная с самых азов и кончая самыми экстремальными стилями. Есть хорошие книги, правда на английском, гитариста Вольфа Маршала.
Да,есть такие.Это тебе-помогает?
  Есть хорошие книги Сергея Седова по  блюзовой гитаре и серия книг для изучения Рок Соло.
Ты имеешь ввиду -Сергея Седых?
Ведь можно же новичку с самого начало начать заниматься по этим книгам. Начинать изучение электрогитары не с коровушки или жили у бабуси..
А ты пробовал сыграть Красную шапочку Седых и записать это? Если пробовал,кинь плиз в личку...
А с того же рок-н-ролла или 12 тактового блюза. В европейской музыке используется 7 нот. В блюзовой гамме и в китайской пентатонике 5 нот. Поэтому тут не так всё просто. :(
Ты попробуй нормально на эл.гитаре,без бендов,легато и проч . заморочек сыграть ..ну обычную детскую эстраду. Вот хотя бы это:Песня друзей. Минус когда-то делал..сводить не умею толком,сорри :( Черт,файл сглючил..перезалил:
« Последнее редактирование: Мая 29, 2018, 18:52:07 от pioneer »

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
Алиса84, "Коровушки" написаны в европейском звукоряде а в ней 7 нот а не 5. Поэтому, начинающему рокеру, начинать нужно именно  с блюза. А переложении для рок гитариста - "целый вагон и тележка". Конечно же по нотам,чтение с листа может пригодиться играть в группе.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Алиса84, "Коровушки" написаны в европейском звукоряде а в ней 7 нот а не 5. Поэтому, начинающему рокеру, начинать нужно именно  с блюза. А переложении для рок гитариста - "целый вагон и тележка". Конечно же по нотам,чтение с листа может пригодиться играть в группе.

А какая разница в диатонике или пентатонике, если фингерсайльщики в основном "коверят" всё подрят! А собственные произведения встречаются намного реже, да и они не построены чисто на пентатонике! :)

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3470
pioneer, Да не особенно,все что там есть я и так знаю. Просто нравиться как Вольф Маршалл излагает учебный материл с самого нуля, для начинающих рок гитаристов. Помимо этого, у него есть другие книги, где он разбирает блюзовые и джазовые произведения. Есть у него видео школа по неоклассик року в стиле Мальмстина. Жаль что у него нет книг по тяжелому металлу.
Да Сергея Седых. Я видел в нотах эту пьесу 'Красная Шапочка"- а это ссылка на оригинальный аудио трек.

https://ipleer.fm/song/121041688/Sergej_Sedyh_-_Krasnaya_SHapochka_i_Motociklisty_original_Sergej_Sedyh/
 
Совсем неинтересно, смогу выучить ее наверное за час без нот и на слух. Я сейчас с песней Август занимаюсь. Скачал аккорды, в одной версии тональность До мажор а в другой Си мажор. Та что Андрей Рублев в 1983 году поет в Си мажор. А как ее поет Павел Колесник,смотреть нужно. Нужный ритмический бой я нашел,только нужно в программе повозиться. А это долгая и нудная склейка из маленьких фрагментов. А для детской эстрады, у меня  есть куча  нотных сборников для игры на синтезаторе. Я сейчас больше на клавишах играю в комп. :chelobiting:

... и добавил:

Алиса84, Рок- музыка это же искусство пришло из запада. Везде же пишут что ее основа - это африканский блюз. Многие рок баллады, построены не только на блюзовом ладе, но и могут вмещать в себя старинные средневековые лады. :)
« Последнее редактирование: Мая 29, 2018, 20:57:34 от Marsel Schmier »