Автор Тема: Как развивать слух? Нужно ли петь вместе с инструментом?  (Прочитано 4633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн R1tman Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 175
Слышал, что важно петь вместе с инструментом для развития слуха, но не понимаю что именно петь. Мне однажды препод говорил чтобы я пропевал гамму до-мажор первой позиции, но этого наверное мало. Скорее всего для начала нужно поставить голос, а уже потом петь вместе с инструментом, я прав? Сколько уроков нужно взять у препода, чтобы поставить голос? Стоит ли ходить к преподу по сольфеджио и как ещё можно развивать слух?

Оффлайн Семёныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Там много хитростей   Если есть препод по сольфе - покажет

Оффлайн hotYozhik

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 870
  • Yaaagrrrrhh!
Слышал, что важно петь вместе с инструментом для развития слуха, но не понимаю что именно петь. Мне однажды препод говорил чтобы я пропевал гамму до-мажор первой позиции, но этого наверное мало. Скорее всего для начала нужно поставить голос, а уже потом петь вместе с инструментом, я прав? Сколько уроков нужно взять у препода, чтобы поставить голос? Стоит ли ходить к преподу по сольфеджио и как ещё можно развивать слух?
EarMaster в помощь. На самом деле быстро и эффективно тренирует и ритмический и высотный слух. К тому же там можно выполнять задания пропевая в микрофон.

Оффлайн enakidos

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 408
 Если у тебя серьезные намерения играть и петь на сцене, то тебе придется заниматься пением много. Для развитие твоего слуха и музыкальной памяти очень полезно на слух снимать партии соло, что заставит тебя по многу раз на дню пропевать соло, партию, которую ты снимаешь и учишь. Что бы хорошо играть соло тебе нужно его в первую очередь четко пропевать про себя в голове, не обязательно вслух голосом и великолепно красиво. Но мысленно ты должен его представлять и пропевать запросто. Только когда соло будет красивым в голове, оно сможет стать красивым в руках. Но это уже следующий этап. Так что снимай и пой с утра до вечера по многу раз.
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2011, 21:58:41 от enakidos »

Оффлайн Anwin

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
Петь нужно, но там есть несколько хитростей. 1) дергаешь струну, слышишь звук и пытаешься его повторить. если занятий до этого не было, то сразу же повторить ноту не получится, она будет с "подъездом" откуда-нибудь снизу. Поэтому перед тем как издать звук=повторить ноту, этот самый звук нужно точно услышать в голове и может быть даже чуть-чуть "поскулить" его, но очень тихо. Нужно добиться того, чтоб звук был сразу четким, а не плыл в поисках нужного тебе. 2) Петь ступенями. Брать любую гамму и петь например не "до-ре-ми-фа" или "с-d-e-f", а "раз-два-три-четыре". Так будет развиваться слух конкретного интервала в любой гамме. Запомнится расстояние между "раз" и "четыре", и эту же кварту можно будет повторить спокойно в других тональностях. И из этого вытекает еще один пункт. 3) Петь интервалы. Начать советую с квинты, кварты и октавы. Петь, допустим, звуком "а". Играешь любую квинту вверх, повторяешь ее голосом, играешь квинту на полутон выше, повторяешь; потом точно так же квинты вниз.
Преподавателя я советую, особенно если насесть на диктанты. Но это возможно если можешь спокойно писать в нотной тетрадке. Будут играть произведение, а ты на слух записываешь его ноты. Очень удобно, партии снимать сможешь сразу =)
По поводу голоса - постановка конечно же желательно, для изучения сольфеджио и интервалов достаточно своего непоставленного

Оффлайн vlad-gitara

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 395
Будут играть произведение, а ты на слух записываешь его ноты. Очень удобно, партии снимать сможешь сразу =)
Блин наверное не в тему, но как так научится? ???

Оффлайн hotYozhik

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 870
  • Yaaagrrrrhh!
Петь ступенями. Брать любую гамму и петь например не "до-ре-ми-фа" или "с-d-e-f", а "раз-два-три-четыре". Так будет развиваться слух конкретного интервала в любой гамме. Запомнится расстояние между "раз" и "четыре", и эту же кварту можно будет повторить спокойно в других тональностях.
Не пойдет. Толку с "раз-два-три" = 0. Аргументирую: пение гамм и ладов развивает ладовый и высотный слух, а так же помогает запоминать звучание гамм. В случае с "не "до-ре-ми-фа" черт его знает, что это за раз-два-три, какая тональность и какой лад (а так же какие знаки при ключе). Интервалы запоминаются с помощью ассоциаций со знакомыми мотивами (например - м3 - "не слышны в саду...", б6 - "крылатые качели...").
3) Петь интервалы. Начать советую с квинты, кварты и октавы. Петь, допустим, звуком "а". Играешь любую квинту вверх, повторяешь ее голосом, играешь квинту на полутон выше, повторяешь; потом точно так же квинты вниз.
Обратно поспорю. Начинать петь лучше с трезвучий. А октавы для начала - только в гаммах, поскольку интервал большой, и используется редко.
Преподавателя я советую, особенно если насесть на диктанты. Будут играть произведение, а ты на слух записываешь его ноты. Очень удобно, партии снимать сможешь сразу =)
Думаю, ты хотел сказать, что начинается все с ритмических диктантов, а мелодические только после появления зачатков ладового и гармонического слуха.

Оффлайн Anwin

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
О запоминании мелодии как о запоминании интервала говорить можно, если человек не собирается заниматься этим профессионально (ну или хотя бы просто усиленно). Слушая и записывая другие произведения, придется постоянно отвлекаться, пропевать всякие песенки, а это, мне кажется будет сбивать. Такое применять наверно лучше на тех интервалах, расстояние которого трудно запомнить отдельно.
О "до-ре-ми-фа" я все-таки буду придерживаться своего мнения. Если есть желание полностью шарить в теории на уровне музыкалки, то да, этого мало, глупо и недостаточно, тут изучение тональностей обязательно. Если же желание развить слух, то лучше как раз таки "раз-два-три". Детей в музыкальных школах тоже начинают обучать с относительной сольмизации, а только потом приводят их в тональное, где они уже довольно быстро начинают ориентироваться, потому что осознают, на, допустим, какой высоте от тоники находится шестая ступень. Плюс без абсолютного слуха или хотя бы вообще начальных знаний, гаммы (пусть будет мажорная) на равнотемперированных инструментах звучат практически одинаково: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Не все слышат, когда допустим на фортепиано нажимается белая клавиша, а когда черная (сталкивалась с таким).

Ок, октаву пропускаем, соглашаюсь. Но практика показывает, что у тех же детей куда быстрее запоминаются песенки типа "ворона кварта играет в карты" или "черепашка квинта" на этих интервалах, и дело даже не в том, что тут упоминаются всякие животные, а то что это чистые интервалы, и промахнуться, спев малую вместно большой, довольно трудно. И еще малая секунда хорошо запоминается...

С последним я соглашаюсь, именно поэтому я и написала это в конце поста

... и добавил:

vlad-gitara, Мне кажется, это со временем приходит, с практикой... в нашей музыкалке детей именно обучают подбирать какие-то произведения (читай: снимать партии)
« Последнее редактирование: Сентября 23, 2011, 19:05:12 от Anwin »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
PS Пока долго писал(зачитался, ходя по ссылкам),  Anwin сама ответила . Но не пропадать же добру )
Не пойдет. Толку с "раз-два-три" = 0. Аргументирую: пение гамм и ладов развивает ладовый и высотный слух, а так же помогает запоминать звучание гамм. В случае с "не "до-ре-ми-фа" черт его знает, что это за раз-два-три, какая тональность и какой лад (а так же какие знаки при ключе).
Как раз звучание ступеней не зависит от тональности и Фа# в тональности Ре мажор звучит так же, как Ре в тональности Си бемоль - как третья ступень.
Поэтому петь ступенями-цифрами есть резон, но неудобно (возможно есть и другие подводные камни - не знаю, но, кажется, не принято). 
Для этого придумали ситему относительной (релятивной) сольмизации - чтобы петь лады, не привязываясь к конкретной тональности. То есть каждой ступени дается свой слог независимо от тональности:

http://yuri317.narod.ru/ofmls/index.html#_Toc005

http://ogorodnov.info/index.php/posobie/102

Процитирую с другого форума
Цитировать
Это релятивный метод преподавания, практикуемый свыше полувека в Венгрии (система Кодаи) и др. странах, например, в Эстонии. Всё - сам лад, интервалы и аккорды проходят, опираясь исключительно на ступени лада (а изучают параллельно два лада - мажорного и минорного наклонения), задействуют т.наз. "ручные знаки". У каждой ступени своё название.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Интервалы запоминаются с помощью ассоциаций со знакомыми мотивами (например - м3 - "не слышны в саду...", б6 - "крылатые качели...").
В основе запоминания интервалов с помощью мотивов-интонаций и есть ладовое ступеневое слышание.

... и добавил:

Возможно интересно. Не по теме релятивной сольмизации, но жестах при сольфеджировании.

Solmi-Pattern - zum Lernen der Relativen Solmisation

Подключение моторики
Finger-solmisation og tonekombinatorik
« Последнее редактирование: Сентября 23, 2011, 22:25:33 от eye »

Оффлайн hotYozhik

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 870
  • Yaaagrrrrhh!
Anwin, eye, на мой взгляд слоговые системы (как вышеназванные, так и разные ти-ри, та-та и пр. для обозначения длительностей) скорее запутывают, чем помогают разобраться. Например для повышенной VII ступени в гарм. миноре придумывать новый слог? Слишком много тогда слогов получается. А если нет, то как запоминать? К тому же рано или поздно все сталкиваются и с тональностями, и со знаками при ключе, и с альтерациями, так не лучше-ли совмещать полезное (изучение муз. теории) с нужным (развитие слуха)?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
на мой взгляд слоговые системы (как вышеназванные, так и разные ти-ри, та-та и пр. для обозначения длительностей)
Эти методики уже многократно отработаны, имеют давнюю традицию, школы, последователей, доказана их эффективность и тд и тп.
Так что ваше мнение в данном случае никакого значения не имеет (как и мое). Это как, если бы кто-то пришел в профессиональную среду и начал говорить, что "на мой взгляд ноты не эффективны, надо табы юзать".
Есть абсолютная сольмизация и есть относительная - каждая имеет свои плюсы и минусы, но адекватно обсуждать это могут профессионалы, а не любители (я, например, не возьмусь, так как не преподаю сольфеджио, хотя был опыт, тема близка). А вы даже не удосужились пройтись по ссылкам...
« Последнее редактирование: Сентября 23, 2011, 23:22:54 от eye »

Оффлайн kynep

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6823
  • Руби МиТоЛ!!!
eye, интерестный материал, спасибо за ссылки!

Оффлайн hotYozhik

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 870
  • Yaaagrrrrhh!
Эти методики уже многократно отработаны, имеют давнюю традицию, школы, последователей, доказана их эффективность и тд и тп.
Так что ваше мнение в данном случае никакого значения не имеет (как и мое). Это как, если бы кто-то пришел в профессиональную среду и начал говорить, что "на мой взгляд ноты не эффективны, надо табы юзать".
Есть абсолютная сольмизация и есть относительная - каждая имеет свои плюсы и минусы, но адекватно обсуждать это могут профессионалы, а не любители (я, например, не возьмусь, так как не преподаю сольфеджио, хотя был опыт, тема близка). А вы даже не удосужились пройтись по ссылкам...

Я имел в виду частный случай, когда музыкант вышедший из детства и уже соприкасавшийся с нотами станет заниматься по релятивным системам. Для обучения ребенка, естественно, лучше не придумаешь, потому что ему все диезы по бемолю, и наоборот. Ни в коем случае не хотел как-то занизить ценность слоговых методик, говорил по конкретному случаю.

... и добавил:

И, кстати, ссылки я полистал. Хороший материал, спасибо, забираю в свою копилку.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
hotYozhik, тогда извините, вклинился не разобравшись  ???

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный
 :777: :big-big-eyes: :blinking-eyes: :cho-cho: :dancing-eyes: :in-panic:
В общем подписываюсь на тему  ;D