Автор Тема: Ключевые и случайные знаки альтерации  (Прочитано 3007 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн cxema Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
  • катин зуб
Всем доброго вечера, это опять я. Природная скромность не позволила мне создать новую тему для моей проблемы, поэтому изложу ее тут. Надеюсь, что заметят.
Итак.. Пытаюсь изучать элементарную теорию музыки по одноименному учебнику г-на Способина. Добрался до альтерации и в том месте где у меня должен быть мозг закипело. Способин пишет что:
1.Ключевыми называются знаки выставляемые рядом с ключом, несколько правее его. Они действительны для всех октав звукоряда пока не введены новые.
2. Случайными называют знаки ставящиеся непосредственно перед нотой и действителен для той октавы в какой он поставлен, только до ближайшей тактовой черты.
Дальше идет фрагмент из оперы Глинки "Иван Сусанин" в качестве примера. Я его переписал в guitar pro и не совсем все понял. Вот этот пример:

Значит что я хотел бы понять-узнать. Почему например в первом такте ре без диеза раз при ключе стоит диез, а фа с диезом и ля опять без диеза? На какие ноты приключевой диез распространяется и  когда и кем он отменяется? Октавное объяснение Способина до меня не дошло.
Теперь третий такт... Ре с диезом, это понятно, это потому что перед ним стоит знак диеза. На сколько я понял он действует только на одну ноту перед которой написан. Потом идет ми без диеза. Это тоже ясно. Перед ми никакого знака не стоит. Но следующая нота фа в guitar pro отображается  уже с диезом! Но почему? Ведь перед ней нет знаков!? Например в восьмом такте я все понимаю. Все логично. Один знак, одна нота повышена на пол тона, остальные остались как и были написаны. В чем разница? Объясните если не сложно дураку.   

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Ключевые и случайные знаки альтерации
« Ответ #1 : Марта 07, 2015, 07:35:17 »
cxema, считай, что диез при ключе - это нота с диезом, стоящая на какой-то линейке, определи что за нота ставится на эту линейку и играй такие ноты во всех октавах с диезом на до конца произведения или пока не сменится ключ. На другие ноты этот диез не распространяется.

В данном случае это фа, которая становится фа-диезом во всех октавах до конца произведения. Ключевые знаки и пишутся один раз, чтобы не загромождать запись.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Ключевые и случайные знаки альтерации
« Ответ #2 : Марта 07, 2015, 09:55:16 »
На какие ноты приключевой диез распространяется и  когда и кем он отменяется?
Распространяется на все ноты с таким названием. В твоём примере при ключе — это Фа, и только Фа.
Отменяется любым другим знаком в тексте (например, бекаром), причём отмена действует только до конца такта и только в той октаве, где она произведена.

Знаки в тексте (случайные) часто ставятся "избыточно", для удобства. Например, в четвёртом такте можно перед последней Ре поставить бекар, чтобы при чтении с листа исполнитель не забыл, что действие диеза в третьем такте уже прекращается.

Оффлайн cxema Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
  • катин зуб
Re: Ключевые и случайные знаки альтерации
« Ответ #3 : Марта 07, 2015, 15:48:26 »
Как все таки хорошо, что есть интернет где можно получить  ответы на свои вопросы и как все таки сложно учиться музыке самому, без учителя. Большое спасибо за ваши ответы, с вашей помощью я разобрался.