Автор Тема: Концепция хроматической записи нот  (Прочитано 954 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн robotvedroid Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 140
  • О, привет
Давайте заранее обговорим правила игры: тут нет попыток кого-то переучить, все переделать и обозвать всех дураками. Нет. Просто в голове давно крутится одна мысль и ее просто хочется обсудить.

Итак в соседней теме я сказал, что было бы интересно записывать ноты, основываясь не на диатоническом ряде, а на хроматическом. Попробую объяснить и картинки показать.

Для начала нарисуем обычный нотный стан, но не с 5ю, а с 6ю линиями.
Расстояние между линиями - 1 тон. Расстояние между линией и ... ээээ... междулиньем - полтона.
Сейчас будет картинка, не пугайтесь - с ля там начато просто для удобства, красоты и наглядности

Вприниципе на этом изменения  заканчиваются, вся работа с длительностями остается той же, больше абсолютно ничего не происходит.

Данная запись позволяет например, при использовании ее с гитарой, интуитивно и наглядно синхронизировать то, что ты видишь на грифе, и то, что ты видишь на нотном стане и даже пристыковать сюда интервальную запись

Давайте например нарисуем ля мажор таким образом и посмотрим как это соотносится с грифом и теорией:



Даже если учить боксы - сразу видны эти вот геометрические паттерны:



Как вы понимаете, любая конструкция на таком нотном стане спокойно ездит туда-сюда вверх-вниз не меняя своей формы, как если бы мы просто перемещали аккорд по грифу влево-вправо, давайте просто сравним мажорный  и минорный аккорды в классической записи и хроматичской:



Так же очевидно, что любая гамма и последовательность нот всегда будет сохранять свою форму без рождения тонн диезов с бемолями, внезапным смещениям нот и пр. Ты всегда знаешь как сыграть это физически, сразу видишь как ставить пальцы и даже музыку слышишь заранее. Все это, конечно, и в классической записи есть, но мне кажется такая запись сохраняет все преимущества классической нотной записи и при этом сильно понижает порог вхождения для новичков и не только. Даже, мне кажется, может навести порядок в голове, когда то, что ты видишь в нотах, то, что ты играешь на инструменте и то, чему тебя учат - оно одинаковое.


Из очевидных недостатков - Очень громоздко. Все 6 линий - по сути одна октава.

Вот примерно такие мысли, теперь давайте обсудим, почему это говно и не работает  :crazy:


P/S/ Планировалось больше примеров, но я решил, что для понимания концепции на таком профильном форуме более чем хватит
« Последнее редактирование: Июля 13, 2023, 02:37:53 от robotvedroid »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #1 : Июля 13, 2023, 03:47:35 »
Цитировать
давайте просто сравним мажорный  и минорный аккорды в классической записи и хроматичской:
Сразу скажу, что в классической записи так никто не пишет, как у вас там.


Если кто-нибудь пишет карова, варона - это не значит, что надо менять язык, правила. Надо просто кому-то поучиться.
То же самое насчет гамм - я так понял, что кому-то трудно запомнить, что между 3-4 и 7-1 ступенями пол тона - и ради этого все - чтобы видеть, где тон, а где полтона?

К тому же не видно тональности.
Вообще мне кажется, что читать такие ноты неудобно - очень много линеек между, например, квинтами.
Опять же диапазон - какую-нибудь пентатонику в позиции записать - это как будет выглядеть?
Вот тут мне прекрасно видна интервальная структура пентатоники и все помещается.


В конце концов можно такое представление развить, где совмещаются ноты и аппликатуры:
2434185-2



Оффлайн detuned

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #2 : Июля 13, 2023, 09:07:08 »

Если кто-нибудь пишет карова, варона - это не значит, что надо менять язык, правила.
собственно, почему нет? Если поменять язык на белорусский, то белорусский будет беларуский, а ворона будет варона  ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #3 : Июля 13, 2023, 13:36:04 »
Но это уже будет другой язык.
Вообще, воспринимайте суть аналогии, а не форму...

Если вернуться к теме. Вопрос касается слуха.
Как вы слышите, например, ноту Ми в До мажоре - как третью ступень или как 4ю? То есть диатонически или хроматически?
Еще в реале, как аргумент, я бы попросил спеть мажорную гамму и хроматическую. Хотя я могу спеть и то и другое, но пение хроматики основано на способности слышать и воспроизводить натуральную мажорную гамму.

Оффлайн njinx

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 251
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #4 : Июля 13, 2023, 16:23:54 »
robotvedroid, ну так-то неплохо - удобно, понятно, но громоздко - ну а иначе даже не знаю как, разве что записывать название нот типа С1 и т.д.

Почитав немного в интернете на эту тему, понял, что идея эта много кем рассматривалась уже. Вот, например:
https://musicnotation.org/

То что октавы располагаются симметрично, это, как по мне, довольно удобно.

Вот, один из вариантов хроматической записи по ссылке:



Октавы очень легко найти.
« Последнее редактирование: Июля 13, 2023, 22:53:13 от njinx »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4897
  • In distortion I trust
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #5 : Июля 15, 2023, 12:26:12 »
В традиционной записи на соседней строчке видна следующая нота в ладу.

Музыканта не заботит интервал между нотами, тон там, или полутон.  Интервал определен знаками альтерации  (тональностью)

Традиционная запись более музыкальна, а пианно-ролл и гитарный гриф не музыкальны.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #6 : Июля 15, 2023, 16:42:03 »
Я тоже не помню, где какие интервалы в гаммах, тон или полутон.  Для импровизации эта информация не нужна, когда мышление исключительно аппликатурное, и визуализация ступеней в виде гитарного грифа.
Точнее, я знаю только в C, что между си и до, и ми и фа полутон. А вот какие интервалы в гамме F#m по названию нот сходу уже не скажу. Может потому, что любая тональность визуально на грифе в голове автоматически переформатируется в До-мажор.

Кстати, когда я играл на трубе, там представление ступеней в голове тоже было во многом аппликатурное. И это учитывая, что на трубе нажатием одного клапана извлекается несколько разных нот (а в высоких регистрах для любой ноты можно нажимать любое сочетание клапанов).
« Последнее редактирование: Июля 15, 2023, 16:55:01 от darkmagus »

Оффлайн Stomer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2478
  • мне одиного детка
    • SaxForever
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #7 : Июля 15, 2023, 17:25:48 »
Это плохо конечно мыслить апликатурно. Если можешь сыграть что поешь тогда ничего не важно.
А если нет, а если еще играть хроматику то апликатурно это часто мимо касы.
Для апликатурного чувака для слаженой игры нужно мыслить ступенями и использовать даун-бит
ап-бит. Для этого Бадди Харрис даже хроматику модернизировал, потому что играть хроматику прямо
подряд нельзя, будет мимо

 


... и добавил:


Мысля апликатурно вот так сыграешь


https://www.youtube.com/watch?v=l7eN89R4--E


А вот так как дядя Володя играет никогда не сыграешь апликатурно


https://youtu.be/sx6ytOc3ENQ






Я помню тут на форуме как-то один человека вырвался вперед и сказал: "Так ведь джаз играть это очень легко,
нужно просто заполнять пустые места между точечками в боксе!".  И продемонстрировал

Ну ему сразу ответили, что на заполнение бокса это очень похоже, а на джаз нет.






« Последнее редактирование: Июля 15, 2023, 18:20:51 от Stomer »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #8 : Июля 15, 2023, 18:21:03 »
Это плохо конечно мыслить апликатурно. Если можешь сыграть что поешь тогда ничего не важно.
А если нет, а если еще играть хроматику то апликатурно это часто мимо касы.
Для апликатурного чувака для слаженой игры нужно мыслить ступенями и использовать даун-бит
ап-бит.

Как раз аппликатурное только ступенями и мыслишь. Она же не меняется визуально. Только по грифу двигаешься. И в позиции все ступени на одном и том же месте.

Оффлайн Stomer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2478
  • мне одиного детка
    • SaxForever
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #9 : Июля 15, 2023, 19:30:08 »
Как раз аппликатурное только ступенями и мыслишь. Она же не меняется визуально. Только по грифу двигаешься. И в позиции все ступени на одном и том же месте.

Ступени на одном месте да, но они неодинаковые какую можно играть в данный момент, а какую нельзя.
Чтобы играть точно в кассу нужно знать с какой ступени играть первое, и второе знать какая ступень
должна попасть на даун-бит, а какая на ап-бит.

Обычно апликатурные чуваки играют так, начинают откуда то фразу, бегут по боксам и заканчивают
вправо-влево куда кривая тяготения выведет.
А это шаровая игра, у нее даже название есть, бульки пускать


... и добавил:


Если бы все было так просто, нашел благозвучные ноты и бегаешь по ним
бо не ошибешся

Но так художественного импровиза не получится.

Под художественным я имею ввиду не быть моцартом или паркером, а быть
самим собой, пусть простенько очень

Вот пример, есть у меня друг саксофонист, закончил консерваторию по саксу.
Играет там по халтурам где придется. Играет просто песни с пианистом.
Я ему показал школу Барни Кессела как нужно тренировать импровизацию.

Он так попробовал и сказал мне: "Такое ощущение что раньше когда я играл
апликатурно и бегал по гамме это было как будто кто-то другой заставляет
меня так играть, а теперь когда я пою ощущение что я играю сам как хочу".




... и добавил:



Конечно если играть правильно даун-бит ап-бит это будут тоже бульки если это не пение,
но если к этим булькам еще добавить апрочи, энкложи и хроматику, то это будут хотя бы

очень крутые бульки



« Последнее редактирование: Июля 15, 2023, 19:57:26 от Stomer »

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3199
Re: Концепция хроматической записи нот
« Ответ #10 : Июля 15, 2023, 20:26:12 »
Ступени на одном месте да, но они неодинаковые какую можно играть в данный момент, а какую нельзя.
Чтобы играть точно в кассу нужно знать с какой ступени играть первое, и второе знать какая ступень
должна попасть на даун-бит, а какая на ап-бит.

Ну, про это есть сотни отдельных материалов, как научиться импровизировать. Правда, хотя в каждом источнике с разных сторон подходят, но секрет раскрыть можно. И тогда, да, пальцы сами начинают играть. Но там, конечно, не говорится ни про какие ноты, гаммы, тон-тон-полутоны и прочее - подразумевается, что это уже пройденный этап.