Автор Тема: Квинтовый круг и зачем он нужен.  (Прочитано 21119 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мегахард

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 230
  • Репутация: +48/-157
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #15 : Апреля 16, 2013, 23:33:47 »
Вот они, эти "Черные бушлаты".


Черные бушлаты - The Navy Jackets


Черные бушлаты

Версия та же самая, стереофонически инвертированная Le Chant Du Monde с квинтовой модуляцией в конце - но источники разные (rin и vv.uka).
« Последнее редактирование: Апреля 16, 2013, 23:35:36 от Мегахард »

Оффлайн Tardes

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Репутация: +1/-0

Оффлайн Мегахард

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 230
  • Репутация: +48/-157
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #17 : Апреля 23, 2013, 13:13:16 »
Выложу я и инструментал Mull Of Kintire - только видеоряд подходящий подберу.

Оффлайн Vit

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +2/-0
  • jazz, fusion
    • http://www.jazzguitar.narod.ru
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #18 : Мая 08, 2013, 03:34:29 »
Без знания квинтового круга трудно научиться свободно импровизировать с листа и на слух в сложных пьесах, а также он облегчает запоминание громоздких ак-довых последовательностей.
Квинтовый круг - это для аккордов то же, что для нот - гамма. Его не только учат, но и играть надо, в любых тональностях.
А до того, как его изучать, надо понять смысл ладового тяготения, а также разобраться в типах септаккордов, и в их функциях (это несложно - тоника, субдоминанта, доминанта).
Мой совет - потратьте 2-3 недели, разберитесь с этим кругом - сэкономите годы блуждания в потемках.

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #19 : Мая 08, 2013, 15:02:24 »
Vit, А как играть квинтовый круг во всех тональностях?

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • Репутация: +77/-2
  • учись тяжело, играй легко
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #20 : Мая 08, 2013, 17:36:40 »
так ведь квинтовый круг это и есть все тональности  :)

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #21 : Мая 08, 2013, 17:55:32 »
ezplayer, вот и я про тоже  :)

Оффлайн Vit

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +2/-0
  • jazz, fusion
    • http://www.jazzguitar.narod.ru
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #22 : Мая 09, 2013, 17:59:21 »
Vit, А как играть квинтовый круг во всех тональностях?

Ну смотри -
в тональности до-мажор играешь такую акк-ю последовательность:
Cmaj7-Fmaj7-Bm7b5-Em7-Am7-Dm7-G7-Cmaj7

в тональности ре-мажор
Dmaj7-Gmaj7-C#m7b5-F#m7-Bm7-Em7-A7-Dmaj7

ну и так далее, реально на гитаре они выглядят очень похоже, разница в основном в позиции по грифу

Для минора играешь похоже, но чуток все же по-другому - гармонический минор:
Am7-Dm7-G7-Cmaj7-Fmaj7-Bm7b5-->E7<----Am

... и добавил:

так ведь квинтовый круг это и есть все тональности  :)

Квинтовый круг - это, в частности, просто система, с помощью которой лекго ориентироваться в любой тональности. Вот и играешь аккорды в любой отдельно взятой тональности по кругу :)
« Последнее редактирование: Мая 09, 2013, 18:02:05 от Vit »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #23 : Мая 09, 2013, 19:07:53 »
Vit, то есть ты имел ввиду, что нужно играть аккордовые последовательности, основанные на квинтовом круге во всех тональностях. Теперь понятно  :)
С этим невозможно не согласиться. Конечно нужно играть также и другие виды последовательностей, в частности хроматические или с использованием замен и пр. А можно, например играть аккорды и думать при этом не квинтовым кругом, а функциональной гармонией. Но это уже так - мысли вслух  :)

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1705
  • Репутация: +130/-23
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #24 : Мая 09, 2013, 21:40:13 »
У меня есть вопрос  в тему. Простите заранее за сумбурное изложение.

Допустим у нас есть До-мажор. Звуковой состав данного аккорда будет До - Ми - Соль.
Допустим, мы совершаем шаг на терцию и строим уже Ми-минор со звуковым составом Ми - Соль - Си.
Понятно, что происходит обыкновенная смена аккордов - с I ступени на III  в тональности C dur.
Далее, что если у нас есть аккомпонимент только из этих двух аккордов... и мы просто играем приму C во время звучания аккорда С, и приму E во время звучания аккорда E. Как поменяются функциональные роли этих нот по отношению к основной тональности? Иначе говоря... В E-moll Ми - это тоника, главный устой, а в C-dur - это не тоника. Как с точки зрения теории описывать данный момент? Ведь это не модуляция?

Или другой пример. Играем Am, затем Dm. Вместе с ними играем A для Am и D для Dm. Тот же вопрос. В Ля-миноре - нота Ре - это пятая ступень, доминанта. А в Ре миноре (как тональности) Ре - это главный устой.

Что происходит в этом случае, меняется ли "центр тяготения" - и.т.п. Является ли это модуляцией? Или теоретически мы никуда не уходим из основной тональности?

Если у нас есть такая гармония: Emaj G#maj C#min Amaj и Вы строите простейшее соло, играя в тональности Ми мажор по ступеням I III iv IV, но позволяете себе употреблять ноты, не свойственные основной тональности, однако свойственные родственной тональности какой-либо степени родства. Является ли это модуляцией?
Какую роль играет тоника основной тональности и тоника родственной тональности?

Иначе говоря. Если всю дорогу держать только ноту E, меняя все аккорды входящие в Edur, можно ли говорить, о ней как о тонике тональности Edur или следует говорить о ней, как о терции, например, во время звучания аккорда C#min, как о квинте во время звучания Amaj? От какого тонального центра отталкиваться, описывая развитие мелодии?

Ведь у нас в Edur - Ми - есть тоника. А в Adur - доминанта. Где мы будем находится функционально? В Ми или в Ля?

И т д
« Последнее редактирование: Мая 09, 2013, 21:48:19 от vs_difer »

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • Репутация: +77/-2
  • учись тяжело, играй легко
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #25 : Мая 10, 2013, 03:42:48 »
Цитировать
В Ля-миноре - нота Ре - это пятая ступень, доминанта.
в Ля миноре нота Ре - это 4 ступень.
Цитировать
Emaj G#maj C#min Amaj
G#maj G#m

Тональный центр в тональности один - это тоника. Чтобы сменить тональный центр, нужно сделать модуляцию. В твоих примерах не происходит модуляции, поэтому тональность остается прежней.
Для того чтобы анализировать ноту на аккорд, можно пользоваться Chord Scale как в джазе. В тональности есть тоника, а в Chord Scale есть корень (Root) - это тоже своего рода тоника только относительно аккорда, а не всей тональности!
Например нота Ре для аккорда Am будет 4 ступень, а для аккорда Dm будет 1 ступень (Root)
Нота Ля для Am будет Root и одновременно тоникой для тональности Ля минор, а для Dm - 5 ступень.
Мир аккордов и мир тональностей советую четко разделять.

... и добавил:

Цитировать
Квинтовый круг - это, в частности, просто система, с помощью которой лекго ориентироваться в любой тональности. Вот и играешь аккорды в любой отдельно взятой тональности по кругу :)
Ну это не тот квинтовый круг, где каждый следующий интервал равен чистой квинте или кварте, и охватывает все тональности по очереди! Ты имел ввиду кварто-квинтовую последовательность аккордов внутри одной тональности. Теперь все понятно.
« Последнее редактирование: Мая 10, 2013, 04:51:17 от ezplayer »

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1705
  • Репутация: +130/-23
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #26 : Мая 10, 2013, 08:17:17 »
Да, прошу прощения за ошибки... Спасибо.

... и добавил:

вопрос был как раз о том, как разграничить смену тональности и смену аккорда... ведь при игре в До мажоре аккорда Ми минор, употребляя ноту F#, мы все же стали ближе к Ми-минору/Соль-мажору... однако, получается, мы все же остаемся в Cdur?

Или это не так уж важно, как об этом сказать?
« Последнее редактирование: Мая 10, 2013, 08:53:22 от vs_difer »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #27 : Мая 10, 2013, 13:00:24 »
Да, прошу прощения за ошибки... Спасибо.

... и добавил:

вопрос был как раз о том, как разграничить смену тональности и смену аккорда... ведь при игре в До мажоре аккорда Ми минор, употребляя ноту F#, мы все же стали ближе к Ми-минору/Соль-мажору... однако, получается, мы все же остаемся в Cdur?

Или это не так уж важно, как об этом сказать?
Смена тональности, это когда у тебя нота, являющаяся тоникой, если её сыграть посреди произведения, будет звучать подобающе. Т.е. как бы будет его завершать. Это всегда очень простой способ проверить тональность, если есть сомнения - просто играешь ноту предполагаемой тональности и смотришь, звучит ли она как тоника, это легко услышать даже без слуха. Из тех примеров, что я знаю, это Шутка Баха, можешь попробовать выучить первую часть. Там произведение в Си миноре, начинается с ноты Си, а заканчивается первая часть нотой фа диез, при этом она звучит как тоника. Вот как раз происходит там смена тональности на фа диез минор в середине.

А если ты сыграешь какие нибудь аккорды Am - E7 - Am, то даже если ты под аккордом E будешь играть ноту ми, она у тебя всё равно не будет звучать как тоника, она будет звучать как доминанта и требовать перехода в тонику.

Цитировать
вопрос был как раз о том, как разграничить смену тональности и смену аккорда... ведь при игре в До мажоре аккорда Ми минор, употребляя ноту F#, мы все же стали ближе к Ми-минору/Соль-мажору... однако, получается, мы все же остаемся в Cdur?
То, что мы стали ближе - это мы стали ближе к аккорду Ми минор, но из тональности мы ещё не ушли. Например в блюзе в гаммы специально добавляется повышенная 4-ая ступень (как раз как тут фа диез), при этом тональность как была, так и остаётся.

Цитировать
Или это не так уж важно, как об этом сказать?
Я думаю, это не столь это важно, обычно уши в этом помогают и умение подбирать аккорды... Хотя я сам не профи)
« Последнее редактирование: Мая 10, 2013, 13:04:08 от ElCaballero »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #28 : Мая 10, 2013, 14:18:53 »
вопрос был как раз о том, как разграничить смену тональности и смену аккорда... ведь при игре в До мажоре аккорда Ми минор, употребляя ноту F#, мы все же стали ближе к Ми-минору/Соль-мажору... однако, получается, мы все же остаемся в Cdur?

Или это не так уж важно, как об этом сказать?
Для того чтобы понять как происходит отклонение (смена тональности) попробуй поиграть следующие последовательности (на твоем примере):
1. Cmaj - Em7 - Cmaj - Em7 - Cmaj - Cmaj
Я думаю, ты прекрасно слышишь, что тоникой остается До. Имеет ли смысл в этом случае на аккорд Ми минор играть ноту Фа диез? Решай сам  :)
2. Cmaj - Em7 - Cmaj - Em7 - Cmaj - H7 - Em - Am - Em - Am - Em - Em
Отлично слышно, что Ми становится тоникой и где это происходит (новай тоника выделена жирным). Вот  после смены тональности играть по гамме ми минора (с фа диезом) будет в самый раз.  :)
3. Cmaj - Em7 - Cmaj - Em7 - Cmaj - H7 - Em - E7 - Am - Dm - Am - A7 - Dm - Gm - A7-  Dm
А вот здесь происходит смена нескольких тональностей (тоники выделены жирным) и это опять же отлично слышно. В пределах определенной тональности играй ее гамму и будет тебе счастье  ;)
Все это конечно только один из возможных вариантов обыгрывания аккордовой последовательности.
П.С Не претендую на абсолютную точность, но, надеюсь, что кому-то помогу...

Оффлайн vs_difer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1705
  • Репутация: +130/-23
Re: Квинтовый круг и зачем он нужен.
« Ответ #29 : Мая 10, 2013, 14:20:46 »
Спасибо, попробую! Всем плюсую