Автор Тема: Математика аккордов в dorian, frygian и других тональностях  (Прочитано 3341 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8210
  • Репутация: +561/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Добрый день всем зашедшим.

Дело такое. Играю на гитаре лет ну... 15 что-ли. В детстве закончил детскую муз. школу (правда, не на гитаре, но не суть) и кое какие навыки муз. теории имеются. Курс сольфеджио закончился оборотами доминант-септаккорда (квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд), что в гитарных делах это просто септаккорд ессно. До сих пор для блюза, рока да чего-то по тяжелей мне этого вполне хватало. Если какой-то нестандартный мелодический или даже аккордный ход, то чаще всего обнаружен нечаянно или методом проб и ошибок при съёме с записи конкретных песней. Однако, в последнее время затянуло меня в джаз... не, ну может не джаз, настолько старым себя ещё не чувствую (извините джаззмэны :rolleyes:), но вот фьюжн, прог-рок да фанк со своими слегка диссонирующими аккордами. Тут моих теоретических знаний, оказывается, мягко говоря маловато ???. Заглянул ка я, думаю в интернет широты и посмотрю, должно же где-то быть написано, показано, с чего начать. Тут я обнаружил, что всему, что я играю за пределами мажора и простого, гармонического да мелодического минора (ну блюз не в счёт, все мы свои соло наверно начали именно с этого) есть теоретическая основа, т.е. я сам по себе, как и говорил, методом проб и ошибок, давно нашёл и пользою и dorian, и frygian (извините, не знаю, как всё это на русском, см. подпись :rolleyes:), а миксолид то и подавно! Всё бы хорошо с соло, берёшь определённую позицию и вперёд. Но! Есть же и аккорды! Можно ли составить какую-то систему, как собирать аккорды в других шкалах по отношению к ёновой (ведь другие шкалы описываются именно как понижения или повышения определённых ступеней)? Несколько таких вроде звучащих аккордовых ходов нашёл опять же тем же методом проб и ошибок, но можно ли это как-то систематизировать, чтоб не заблуждаться между ладами да тональностями?

П.С. если чё, со времён муз. школы привык ориентироваться по клавиатуре фортепьяно :)

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Я для себя такую вот табличку сделал, чтобы ориентироваться в аккордах на ступенях того или иного лада. Вот натуральная диатоника. Может где и косяки есть из-за невнимательности :pozor:. Обозначения вроде джазовые.
Таблица есть в Excel (там характерные ступени цветом выделены и изменения цветом выделены), если надо приклеплю.

Натуральный мажор                     
Ступени   1   2   3   4   5   6   7
Ноты в С   C   D   E   F   G   A   H
Трезв   I   IIm   IIIm   IV   V   VIm   VIImb5
Септ   Imaj7   IIm7   IIIm7   IVmaj7   V7   VIm7   VIIm7b5
                     
                     
Лидийский мажор                     
Ступени   1   2   3   #4   5   6   7
Ноты в С   C   D   E   F#   G   A   H
Трезв   I   II   IIIm   #IVmb5   V   VIm   VIIm
Септ   Imaj7   IImaj7   IIIm7   #IVm7b5   Vmaj7   VIm7   VIIm7
                     
Миксолидийский мажор                     
Ступени   1   2   3   4   5   6   b7
Ноты в С   C   D   E   F   G   A   Hb
Трезв   I   IIm   IIImb5   IV   Vm   VIm   bVII
Септ   I7   IIm7   IIIm7b5   IVmaj7   Vm7   VIm7   bVIImaj7
                     
                     
Натуральный минор                     
Ступени   1   2   b3   4   5   b6   b7
Ноты в С   C   D   Eb   F   G   Ab   Hb
Трезв   Im   IImb5   bIII   IVm   Vm   bVI   bVII
Септ   Im7   IIm7b5   bIIImaj7   IVm7   Vm7   bVImaj7   bVII7
                     
Дорийский минор                     
Ступени   1   2   b3   4   5   6   b7
Ноты в С   C   D   Eb   F   G   A   Hb
Трезв   Im   IIm   bIII   IV   Vm   VImb5   bVII
Септ   Im7   IIm7   bIIImaj7   IV7   Vm7   VIm7b5   bVIImaj7
                     
Фригийский минор                     
Ступени   1   b2   b3   4   5   b6   b7
Ноты в С   C   Db   Eb   F   G   Ab   Hb
Трезв   Im   II   bIII   IVm   Vmb5   bVI   bVIIm
Септ   Im7   IImaj7   bIII7   IVm7   Vm7b5   bVImaj7   bVIIm7
                     
                     
Локрийский лад                     
Ступени   1   b2   b3   4   b5   b6   b7
Ноты в С   C   Db   Eb   F   Gb   Ab   Hb
Трезв   Imb5   bII   bIIIm   IVm   bV   bVI   bVIIm
Септ   Im7b5   bIImaj7   bIIIm7   IVm7   bVmaj7   bVI7   bVIIm7

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8210
  • Репутация: +561/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Mishok, спасибо, что не пробежал мимо :).

По поводу миксолидийских, лидийских, дорийских и пр., мне как-то ориентироваться гораздо легче так (отталкиваться буду от "до"):

До лидийский = Г-мажор (или Е-минор)

До миксолидный = Ф-мажор (или Д-минор);

До дорийский = Б-мажор (или Г-минор);

До фригийский = Аь-мажор (или Ф-минор);

До локрийский = Б-минор (или Ц#-мажор).

(П.С. Б - это си бемоль, меня так учили, в американской школе, как вижу B - это си, а у нас си - это H, у вас тоже так, да?)


Всё это играется от "До" до "До, ессно, так на практике гораздо легче ориентироваться, особенно на грифе гитары. Но всё это для соло/джема/обыгрывать. Смотри, верно ли я понимаю, что ты написал? Трезв. - это три ноты подряд через терции, а септ - это четыре ноты подряд через терции по гамме, да?

А есть ли какие простые "приёмы" для зелёных? Т.е. играю я напр. простыми аккордами C, Am, F, G и захотелось мне, чтоб прозвучали они как-то фанково, джазово, где-то прибавить нотку, другую к каждому аккорду, так не получается? :rolleyes:

Онлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8337
  • Репутация: +2512/-18
  • Atypique
Для начала:

Basic Funk Chords (Guitar Lesson RH-021) How to play
а дальше - как из рога изобилия на той же странице.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
(П.С. Б - это си бемоль, меня так учили, в американской школе, как вижу B - это си, а у нас си - это H, у вас тоже так, да?)
Да у нас где как. В музучилище вроде H было. Мне B как си и Bb как си-бемоль логичнее кажется.
Цитировать
Трезв. - это три ноты подряд через терции, а септ - это четыре ноты подряд через терции по гамме, да?
Да.
Цитировать
А есть ли какие простые "приёмы" для зелёных? Т.е. играю я напр. простыми аккордами C, Am, F, G и захотелось мне, чтоб прозвучали они как-то фанково, джазово, где-то прибавить нотку, другую к каждому аккорду, так не получается?
В джазе обычно используются септаккорды и т.д. надстройки - 9,11,13, а также альтерации.
В приведённом примере можно сыграть Cmaj7-Am7-Fmaj7-G7. Это должно звучать более джазово. Если вместо Fmaj7 взять Dm7, то вообще стандартный джазовый оборот получится. Ну и посмотреть какие надстройки и альтерации возможны. Для лучшего понимания гармоний джаза лучше конечно книжки почитать по теме и взять десяток стандартов и проанализировать гармонию в них. :)
Про фанк ничего поведать не могу, ибо не в курсе, что там и как. :pozor:

Оффлайн Partysan

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 309
  • Репутация: +29/-1
  • Зарегистрированный
Насколько я понимаю, в фанке важную роль играет ритмика. Рекомендую посмотреть аудиошколу Ross Bolton - Funk Guitar Essential Guide. Не ковыряясь в надстройках, можете заучить типовые аппликатуры и ритмы.

Оффлайн albertas Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8210
  • Репутация: +561/-34
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Вот жеж... порвал 2-ую струну, запаса нету... :7: 3-звучные аккорды на 3,4,5,6 струнах ещё можно частично разобрать, а вот септаккорды... Ну без 3-ей ноты из 4-ёх ещё можно, а вот с септаккордами в полном составе...

Насколько я понимаю, в фанке важную роль играет ритмика. 

Бесспорно. Но напр. дорийский встречается очень часто, а миксолид и подавно