Названия просты. На один слог.
Тон Два Три Че Пя Ша Ма Тон (Ма это от MaJ (+7))
В миноре:
Тон Два Трэс Че Пя Ше Семь
То есть прибаляется к цифре (на русском) окочание Is для диеза (+2 - двиз, или двэз для бемоля) Но есть исключения +7 - Ма и другие есть. ) Пропевать легко и дает четку ассоциацию со ступенью. И любой лад можно привести к логическим слогам ступеней.
Такая система позволяет сразу не только осознавать ступень, но и даже ее пропевать сходу. Голова может не осознать, а язык скажет))) Это при тренировке входит в подсознание. А та система, которая принята во всем мире, мне не подходит. Так как трудно смотреть на тонику Соль, а петь субдоминантовый тон и в голове держать поправку, что это первая ступень. Поэтому после ряда попыьлк по той системе, я сделал свою, которая через неделю дала результат. Я сходу играл мелодии и запоминал их на своих слогах. Это у Николаева в коллективе было очень важно, так как песни делались быстро, сам должен врубиться, услышать, запомнить и сыграть. А иногда было, что Николаев в студии напевал мелодию, а я должен был ее сыграть сразу на запись. Я называле это диктантом.))) Иногда было очень стыдно, так как в коллективе было два абсолютника после консы (И еще около 10 лет поигравшие в Рецитале у Аллы)... Тогда я начал усиленно заниматься, так как не врубаешься быстро, иди на х..... никто с тобой сидеть учить партии не будет)))) Да и самолюбие тоже играло роль, не хотелось быть лузером и дилетантом в коллективе. Все же я учился в военном училище, и в армии 6 лет. Какое там сольфеджио. Вот пришлось самому заниматься по своей системе, дабы хоть как-то наверстать упущенное. А тренировка дает отличные результаты (не важно по какой системе). Главное условие - применяемость наработок на практике. Если это просто в воздух обучение, без применения, то все это как влетело, так и вылетело.
Но ситуация упрощалась тем, что песни у Николаева все в гармоническом миноре.))) Модуляции только перед третим припевом на известную ступень через доминантовый оборот...))) Это очень упрощало задачу))))) И еще развилось, работая с ним, предслышание. Он начинал играть песню, а я по линиии мелодии и тяготениям лада уже знал чем она закончится))) Так были записаны все песни Наташе Королевой, Аллегровой и еще немало людей, которым он дедал песни в конце 80-х начале 90-х. Кстати, писалось тогда все на аналоговый магнитофон, без врезок/нарезок. И часто партии заставляли играть даблом, даже куски соло. И все это деалось прямо в студии. Никаких репетиций не было. Идешь в студию и не знаешь что тебя ждет, толи баллада с соло, толи акустика с претензией на латино....))) Так что без слуха там не поработаешь, несмотря на внешнюю простоту материала.
Книга продалась давно. Второго тиража нет. У меня не осталось даже одного экз. И по большому счету я не переживаю. Так как написал ее залпом и скорее не для людей, а для себя, чтобы оформить свои наработки в своей голове. Я понимаю, что моя система не универсальна, это личные наработки, исключительно для собственной практики. Поэтому второй тираж я не стал делать...
Названия мелодий не смогу назвать, так как для каждой ступени я придумал свой шаблон (который сам сочинил). Мне не нужно было привязывать себя к Yestarday чтобы найти вторую ступень и искать что-то подобное для других. Я просто их для себя сделал и пропевал ежедневно, а потом проигрывал их на гитаре. А потом относительно другой тоники их пропевал (и проигрывал). потом начал делать на них модуляции. То есть это по сути, импровизационные фразы, которые вбиты не только в слух, в голос, но и в руки. И еще занимался по системе, представляя гриф, я мог спокойно петь ноты по аппликатурам. Это когда не было гитары под рукой, в самолете, в поезде, было чем заняться.... ))) Я это назвал для себя аппликатурное сольфеджио.
По нотам так не получается, так как по нотам играю мало. У меня товарищ играет в оркестре Финберга - нотнк такой, которых наверное мало. Он с листа может играть любою партию, хоть холфорда (проверяли его)))) Играет аккородвые соло по нотам!!! Все в шоке... Но, как он говорит, это только практика игры в оркестре. В малых составах никто ноты не пишет, все на слух, только гаромнии на начальном этапе репетиций. А последние лет 15 вообще не играю по нотам))). Так что в этом жанре нотная трактовка и пение с листа по нотам вообще ничего не дает для практики. Так что до там и ля написано сейчас не имсеет для меня значения. Важна ступень лада без названий нот.
Как-то так...