Насчет понятия "Лад".
Вот что писал немец Руди на мюзик форумс относительно понятия ЛАД:
(это фрагменты из разных его постов, касательно термина лад - не надо искать сквозную логику в тексте. Читать с немецким акцентом)))
"...я как раз пробовал объяснить, что система тяготений (по принятой на Западе теории в пределах тех языков, на которых я мог читать) есть только система гармонических тяготений, при которой отдельный тон есть исключительно репрезентант гармонической функции.
Слово «лад» не имеет аналога в немецком языке (и в других языках, какие я знаю, тоже). В известном немецко-русском / русско-немецком «Музыкальном словаре специальных терминов и выражений» Г.Балтер это слово переводится через многие терминусы, после чего даётся подробное разъяснение. Из этого разъяснения следует, что слово «лад» объединяет два основные понятия, которые в немецком традиционно представлены как Tonalität и Modalität. В дальнейшем я буду условно использовать русские слова «тональность» и «модальность», хотя они предположительно не соответствуют совершенно точно немецким понятиям.
~~~~~~~
Что такое "ладовые тяготения" не понимают нигде, кроме как в России и в тех странах, где принята зависимая от российского музыковедения теория (бывший СССР и, возможно, бывшие "страны народной демократии").
Модальные системы не знают такой системы тяготений. ~~~~~~~~
Я пробовал это понимание объяснить в очень лаконичном изложении, и теперь вижу, что это как раз тот пункт, на котором будут происходить недоразумения. Как кажется, мой пассаж остался непонятым.
Привязывание ступеней звуковысотной системы к тонике говорит о том, что имеется в виду гармоническая тональность, поскольку в модальных системах нет тоники, а есть финалис, к которому нет однозначного привязывания остальных ступеней.
Финалис не обладает императивностью тоники и легко соскальзывает на другую ступень модуса в зависимости от мелодического и ритмического окружения (то, что в русском музыковедении называют, кажется, "параллельно-переменность").
~~~~~~~~
Источник недоразумения, кажется, скрывается в русском понятии "лад". Это "мягкий" термин в рассуждении того, что появлялся в такое время, когда музыкально-теоретическое мышление было европоцентричным (показательны гармонизации русских народных песен Римским-Корсаковым - перевод модальных структур на тональный язык). У мягких терминов есть свои достоинства (таков, например "мягкий" русский термин "интонация", которого никто на Западе, кажется, не понимает; я читал такой исторический анекдот: в день смерти Асафьева в консерваторию приходит Способин и говорит "Вот умер Борис Владимирович, а мы так и не узнали, что значит "интонация"). Мягкие термины дают возможность для нестандартного мышления этими терминами, на выход за пределы привычного. В то же время они могут служить (и служат) источником недоразумений.
~~~~~~~~
Понятие «лад» применительно к системе мелодических тяготений, есть некорректное, но в русской теории самоочевидное. Эта самоочевидность есть источник последующих моих сомнений, поскольку как для меня, так для моего окружения такой самоочевидности нет.
Русскому слову «тональность» в немецком соответствуют два терминуса: Tonart и Tonalitat (в английском соответственно Key и Tonality). Первые значения совпадают с тем определением, которое Вы дали (Tonart есть «тональность – высота лада, определяемая по названию тоники»). Tonalitat есть именно гармонический «лад».
~~~~~~~~~~~
Определение «лад - взаимосвязь звуков между собой» есть слишком общее. О преимуществах и недостатках «мягких терминов» я уже писал в другом постинге. В немецкой науке принято договариваться о «твёрдых терминах», поэтому я писал, что «лад» в Германии не понимают, если говорить с музыкантом русского происхождения, то этот термин всегда есть источник недоразумений.
Русский может иметь в виду одно, немец может понимать однако другое. В терминус die Tonart «вкладывается также понятие лада», а более точно одно из возможных понятиев лада как «система взаимоотношений звуков <...>, определяющая <...> мелодико-гармоническую основу музыкального произведения», если акцентуировать «гармоническую основу». К этому определению подходит также частично, что «лад может быть либо мажорным, либо минорным», но только частично как пересечение с определением «высота лада», поскольку есть понимание 15 Dur-Tonarten и 15 Moll-Tonarten.
Modalitat (интересно, что этот терминус отсутствует в лексиконе, который издавался в ГДР, там есть только терминус modal в очень узких смыслах, которые оба относятся к Средневековью; музыкальная наука в ГДР имела сильное влияние от советской музыкальной науки, но не от западной немецкой) есть такая организация звуков, в которой звукоряд есть источник организации, тогда как в Tonalitat гармоническая функция есть источник организации.
Modus есть часть звукоряда, которую репрезентирует Finalis. Финалис в широком понимании есть главный звук модуса, вокруг финалиса кристаллизируются Melodiefloskel, то есть мелодические ячейки (это похоже на мотивы, но не есть мотивы в тонально-гармоническом/акцентно-ритмическом понимании). Финалис не обязательно сохраняется в течение всего «произведения» (я взял это слово в кавычки, потому что это понятие из европейской музыки, другие культуры не знают «произведения»). Финалис может перейти на другой тон звукоряда и тогда меняется модус. Финалис есть условный терминус, в разных культурах есть свои слова для обозначения главного тона, который однако не делает «тяготений» для других тонов. Кое-что, похожее на тяготения, в модальной музыке есть, но эти «тяготения» не существуют a priori как элементы грамматики, но появляются a posteriori в процессе восприятия музыки, это местные «тяготения», они не пред-слышатся, но «пост-слышатся».
(
http://www.disney.com/theory_arc/full_1168973854.html#N1169817455 можно забить "лад" в поиск на странице и читать сообщения Rudi )