Автор Тема: Мелодика Beatles  (Прочитано 5029 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Мелодика Beatles
« : Мая 10, 2012, 17:19:23 »
Обратил внимание на довольно специфичную мелодику Битлз, хотя бы на примере пары песен.
The Beatles - Can't buy me love
The Beatles - Yesterday (Studio Version)

... и добавил:

Где-то интересную статью видел о сути мелодики Битлз, да не помню. :pozor:
« Последнее редактирование: Мая 10, 2012, 17:26:24 от Ariel The Great »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #1 : Мая 10, 2012, 20:25:58 »
Какие особенности вы выделяете, говоря о специфичности их мелодики?
Или можно спросить иначе - что общего в мелодике Can't buy me love и Yesterday?

Оффлайн Axy

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 880
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #2 : Мая 10, 2012, 22:40:26 »
автор, по-видимому, просто восхищается битлами,вот и все :)
Меня поражает больше то, что Пол сочинил Yesterday (извиняюсь,это произведение можно ставить в ряд с классикой) в 23 года. вот она - гениальность

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #3 : Мая 10, 2012, 23:05:15 »
автор, по-видимому, просто восхищается битлами,вот и все :)
Если это так, то придется тему в гитарток перенести и, вообще, ей место тогда в фан клубе.
Но я еще подожду...

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #4 : Мая 11, 2012, 09:26:12 »
Очевидно, что у Битлз есть какая-то специфическая мелодика, а её и хочу понять, дело не в восхищении в данном случае.

Оффлайн kynep

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6823
  • Руби МиТоЛ!!!
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #5 : Мая 11, 2012, 10:15:34 »
Ariel The Great, ты снова за свое?  :pozor: :trollface: :fffuuu:

Ровно так же можно сказать о каждой группе, у всех своя "мелодика".

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #6 : Мая 11, 2012, 10:36:20 »
Очевидно, что у Битлз есть какая-то специфическая мелодика, а её и хочу понять, дело не в восхищении в данном случае.

Смена тональности у них имеется. Считаеся... (точно не скажу, кем считается и когда), что идею о смене тональности в поп-музыку принесли именно они. Они же (Леннон и Маккартни) утверждали, что эта идея им пришла как-то спонтанно, когда они брынькали на гитарках, сидя в грузовичке.

Остается только выяснить, когда и куда эта тональность меняется. За примерами далеко ходить не нужно - смотрим в википедию про "Вечер трудного дня": http://ru.wikipedia.org/wiki/A_Hard_Day%E2%80%99s_Night_%28%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%29#.D0.A1.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D0.B5.D1.81.D0.BD.D0.B8

Цитировать
Три аккорда в начале куплета (G, C, G) принадлежат тональности соль мажор. Но с введением аккорда фа мажор в третьем такте мы видим, что Леннон выбрал для песни соль миксолидийский лад. С характерной блюзовой пониженной седьмой ступенью, миксолидийский лад снижает светлый настрой, обычно ассоциируемый с мажорным ладом.[4]  Унылое звучание пониженной седьмой ступени отлично сочетается с лирикой Леннона о тяжёлом трудовом дне. Куплет создаёт верное ощущение монотонности ежедневного труда.[4]  Возвращение в тональность соль мажор происходит в десятом такте с введением аккорда D7, который содержит фа-диез. Единственное отличие между соль мажором и соль миксолидийским в этой фа.[4]  Для установления мажора нужна фа-диез, тогда как соль миксолидийский использует фа-бекар.[4]  Леннон возвращается к блюзовой остроте введением аккорда C7 в одиннадцатом такте в завершающую каденцию, причём аккорд содержит и блюзовую си-бемоль (пониженная третья для тональности соль и пониженная седьмая в аккорде до мажор).[4]

Оно?

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #7 : Мая 11, 2012, 10:53:32 »
The Presence, спасибо! Вот особенно переход на 0:12 меня интересует, он часто у них встречается, можно сказать, их фишка.
A Hard Day's Night in the Style of "The Beatles" with lyrics (with lead vocal)
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 10:57:27 от Ariel The Great »

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 983
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #8 : Мая 11, 2012, 12:18:05 »
Смена тональности у них имеется. Считаеся... (точно не скажу, кем считается и когда), что идею о смене тональности в поп-музыку принесли именно они. Они же (Леннон и Маккартни) утверждали, что эта идея им пришла как-то спонтанно, когда они брынькали на гитарках, сидя в грузовичке.
Если не считать что до них уже несколько десятилетий существовала джазовая музыка - которая то же была попсой в определенный период, и в ней смена тональностей была обычной нормой.

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #9 : Мая 11, 2012, 12:27:20 »
Если не считать что до них уже несколько десятилетий существовала джазовая музыка - которая то же была попсой в определенный период, и в ней смена тональностей была обычной нормой.

Угу. Только сомневаюсь, что Леннон это знал. Как он говорил в эпоху своей молодости - "джаз - непотребная музыка, которую слушают только студенты".

Я вообще сомневаюсь, что Леннон знал, что такое миксолидийский лад. Скорее, его логика была примерно такая: "G - это I ступень в соль-мажор. А в до-мажор - V ступень. Теперь возьмем рок-н-рольный ход до-мажора V-IV, чем является G-F, но сыграем его в соль-мажорной песне оставив как G-F".

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #10 : Мая 11, 2012, 12:28:28 »
The Presence, да ладно, Леннон играл на рояле, как он мог не знать сольфеджио?

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 983
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #11 : Мая 11, 2012, 12:38:39 »
The Presence, если сейчас ко то не знает о существовании колеса, и вдруг для себя это изобретает, то это не значит что он его открыл миру. Многие из первых джазменов то же не были теоретически подкованы, а высказывания Ленона могли быть обычным пиаром. Как бы там ни было, осознанно или неосознанно, они использовали идеи своих предшественников, естественно их талант никто не отрицает.

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #12 : Мая 11, 2012, 12:44:26 »
The Presence, да ладно, Леннон играл на рояле, как он мог не знать сольфеджио?

Я имею в виду рок-н-рольную молодость Леннона, когда смена тональности была им интуитивно открыта. На рояле он играл уже потом. А именно тогда в ранние годы его тетушка ему говорила: "гитара, Джон, это хорошо, но на жизнь ты ею не заработаешь." Эта фраза конечно не указывает достоверно, что рояля в доме у него не было и он не изучал сольфеджио.
Косвенно на его "дремучесть" в области теории музыки поначалу указывает хотя бы его "аппетит" на аккорды, которые он жадно перенимал у каждого, кто ему мог подвернуться под руку.

Хотя все это конечно ИМХО-ИМХО-ИМХО. Я там лично не присутствовал.  :rolleyes:

... и добавил:

Как бы там ни было, осознанно или неосознанно, они использовали идеи своих предшественников, естественно их талант никто не отрицает.

Ну естественно, если джазовые темы были тогда у всех на слуху (а тогда это был мейнстрим) и каждый мог их слышать из  того же радио, вольно или невольно, в том числе и Леннон. Естественно, что он не был отгорожен железобетонной стеной от джаза и вполне мог что-то нагородить интуитивно.

Я имею в виду вообще, что часто в анализе творчества ранних Битлов ищется "черная кошка в черной комнате", которой там не было. К примеру в Yesterday кто-то из аналитиков усмотрел неаполитанские корни, в связи с чем приписывал Битлам глубокую энциклопедическую эрудицию в области музыки. Мне почему-то не хочется в это верить.  :rolleyes: Хочется верить в сказку, что мелодия "вчарась" пришла Полу спонтанно, и первые слова были под эту мелодию были "яичница... как же я люблю яичницу...". Пусть даже это и сказка и пиар-ход, а в действительности Пол - ушлый музыковед с тремя консерваториями.  :p

Не кидайтесь в меня тапками, плиз. Давайте лучше про анализ перехода тональностей.  ;)
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 12:53:16 от The Presence »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #13 : Мая 11, 2012, 16:27:34 »
1. Там нет смены тональностей в значении модуляции, о чем говорит OiD.
То есть "перехода" тональности там (в Hard Days и Cant BML) нет. Если только в параллельный минор.
The Presence, что вы имеете ввиду под "сменой" тональностей? Изменение структуры лада? С натурального мажора на миксолидийский?

Вообще ладовая музыка не была изобретена Битлами. Английская народная музыка (да и любая народная) - ладовая.
Можно говорить о том, что они по контрасту с поп музыкой тех лет, которая основывалась на тональном натуральном мажоре, стали использовать краски других ладов. О ладовой гармонии говорили в частности в топике "гармошки..." (не битлы, а мы )))

2. Если бы они изучали теорию и сольфеджио, то, скорее всего сочиняли бы в рамках этого натурального мажора (при всей моей любви к теории и сольфеджио, но сейчас они [у меня] другие). Но ранние рокеры (и не только ранние) сочиняли песни "тупым" перебором аккордов и интуитивным поиском интонаций (да, собственно так и надо), просто вслушиваясь в краски чередуемых созвучий. Разумеется, шаблоны отвергались (это подтверждает фраза "джаз - непотребная музыка..."), а что-то более интересное бралось на вооружение - таков уж их вкус. А вот на вкус могло повлиять все, что угодно, в том числе случайно услышанная краем уха мелодия по радио в том числе с неаполитанскими интонациями.
Кстати, в музыке русских классиков, в отличии от немецкой школы, часто использовались ладовые обороты, плагальность. Так что они могли непроизвольно заимствовать и из русской классической музыки, жили не на необитаемом острове. Опять-таки, если не русская классика, то, например, что ближе - норвежский композитор Григ использовал лады.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
3. Разумеется, не обошлось без влияния блюзового лада, рок-н-ролла, ритм-энд-блюза и пентатоники.
4. В любом случае речь тогда идет уже не о мелодике Б., а о их ладовой основе и гармонии. Мелодика накладывается на те найденные интуитивно аккорды - петь в натуральном мажоре не станешь, когда у тебя под пальцами необычная последовательность аккордов.
О мелодике в общем говорить бесполезно - kynep прав - у любой группы есть своя "мелодика". Можно говорить о мелодике конкретной песни. И то толку от этого немного - чтобы так сочинять нужно анализировать не мозгом, а сердцем - просто слушать и впитывать, надеясь, что "черный ящик" (наш мозг) сам выдаст искомое.
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 17:07:10 от eye »

Оффлайн Badja

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 236
Re: Мелодика Beatles
« Ответ #14 : Мая 12, 2012, 07:59:35 »
помогите определить тональность в куплете песни "Maybe I'm Amazed". М
Это я чтоб поддержать беседу)



... и добавил:

Линк на всякий случай (если кто не помнит гармонию наизусть..  )
h--p://www.youtube.com/watch?v=cm2YyVZBL8U
« Последнее редактирование: Мая 12, 2012, 08:01:26 от Badja »

 


Loading...