Автор Тема: Метод визуализации гамм на грифе.  (Прочитано 5379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Метод визуализации гамм на грифе.
« : Апреля 07, 2013, 12:07:45 »
Метод подсмотрен у гитариста Tom Quayle и входил в состав одно из его платных уроков, приобретенных мной.
Идея состоит в следующем:

1. Мы забываем про 6-струнные боксы гаммы до-мажор. На практике человек оказывается зажат в этих боксах и с трудом переключается с одного на другой, плохо понимает, как они между собой соединяются. У гитаристов, пользующихся этим методом, обычно большие проблемы со свободным горизонтальным перемещением по грифу.

2. Мы забываем про то, что до мажор = ре дорийский и т.д., и якобы достаточно знать только до-мажор, а остальное все получается из него. Эта установка абсолютно бесполезна, так как Вы, скорее всего, не знаете, где в каждом из Ваших любимых 6-струнных боксов находятся тоники мажора, дорийского и т.д. Вы просто видите точки на грифе, которые остаются одинаковыми что в до-мажоре, что ре-дорийском. Таким образом, Ваши импровизации получаются просто рандомным набором ступеней гаммы безотносительно к тонике, что не звучит круто. Эта проблема особенно сильно всплывает при попытке обыгрывать последовательности аккордов вертикально. Очевидно, что обыгрывание Cmaj7 должно отличаться от обыгрывания Dm7. Известно, что если взять импровизацию джазового профессионала и заглушить аккомпанемент, то Вы все равно будете слышать смену аккордов в его импровизации. Такой эффект наиболее просто создать, попадая каждый раз в тонику нового аккорда. А как Вы будете туда попадать в последовательности Cmaj7 - Dm7, если для Вас это одна и та же "распальцовка" на грифе?

3. Итак. Начнем с мажора. Допустим, соль-мажора (не имеет значения). Для начала научитесь находить нужную ноту во всех возможных позициях на грифе без ошибок, если еще не умеете. Найдите ноту соль, например. Сыграйте гамму соль-мажор, начиная с первого пальца, в пределах одной октавы (обязательно!), заканчивая нотой соль. Далее, не сменяя позиции, сыграйте гамму соль мажор от второго пальца в пределах одной октавы. Далее, сыграйте эту же гамму от 3-го ИЛИ 4-го пальца в зависимости от того, как Вам удобно, опять же не меняя позиции. Вы получите три октавные формы мажорной гаммы, содержащие одни и те же ноты, но сыгранные по-разному. Поиграйте эти формы от всевозможных положений ноты соль на грифе как в восходяшем, так и нисходящем направлениях, при этом старайтесь запоминать, как эти формы соединяются друг с другом. Фактически, каждый раз, когда Вы закончили играть некоторую форму, Вы остановились на тонике соль некоторым пальцем, и Вы можете начинать играть от этой ноты уже другую форму! Старайтесь запоминать, как выглядят различные интервалы в этих формах, как они звучат и т.д.

4. Если Вы чувствуете, что уже достаточно свободны в перемещениях по грифу в мажоре, то начинайте учить другую гамму тем же методом.

Я прикрепил pdf с октавными формами всех ладов на ступенях мажора (мажор, дорийский, фригийский и т.д.) и мелодического минора (но лучше бы Вы их сформировали сами, для этого достаточно знать мажор и мелодический минор, всего-то две формулы :D).

P.S.: Приведенный метод наиболее полезен, если играть в чисто квартовом строе, так как три октавные формы остаются неизменнными независимо от струн, на которых они сыграны.
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2013, 13:00:49 от Павлуха »

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #1 : Апреля 07, 2013, 12:30:18 »
Спасибо за ценную информацию. И конечно давай выкладывай pdf-ку для мелодического минора.

Оффлайн Tiotiokan

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 762
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #2 : Апреля 07, 2013, 12:32:01 »
Спасибо!

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #3 : Апреля 07, 2013, 12:32:27 »
Спасибо за ценную информацию. И конечно давай выкладывай pdf-ку для мелодического минора.

Добавил  :)

Оффлайн rako214

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #4 : Апреля 08, 2013, 20:32:11 »
были мысли на эту тему еще когда только размышлял о том что в квартовом строе есть возможность смотреть не на боксы, не на гаммы по три ноты, а на одну аппликатуру лада, которая будет и единственная. в ней же будут все арпеджио. и зная октавную сетку будет просто переходить. все очень хорошо и удобно. но у меня есть один вопрос: автор данных уроков предполагает что все эти аппликатуры в пдф надо знать назубок? или по случаю шпаргалку юзать?) бегло просмотрев, я испугался даже. слишком много.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #5 : Апреля 08, 2013, 20:48:18 »
но у меня есть один вопрос: автор данных уроков предполагает что все эти аппликатуры в пдф надо знать назубок? или по случаю шпаргалку юзать?) бегло просмотрев, я испугался даже. слишком много.
На самом деле надо знать ступеневые формулы ладов, которые вы хотите использовать. А основных аппликатурных моделей в пределах октавы - только три.
1) (цифры - это ступени)
-71----
-4-5-6-
-1-2-3-

2)
-6-71--
-34-5-
---1-2-

3)
(7)1-----
---5-6-7-
---2-34-
--------1

А дальше просто сдвигаете интервалы в соответствии со ступеневой формулой. Например, натур минор в первой аппликатуре (1,2,b3,4,5,b6,b7):

1) (цифры - это ступени)
Маж       Мин
-71----> -7-1---
-4-5-6-> -4-56--
-1-2-3-> -1-23--




Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #6 : Апреля 08, 2013, 20:50:58 »
rako214, если хочешь ориентироваться на грифе так же, как автор, то да, придется позаниматься)
Лично я с багажом знаний 6-струнных боксов быстро разобрался. Плюс (если рассматривать только натуральные лады), то я их разделил на группу мажорных и группу минорных. А дальше легко запомнить, как они между собой соотносятся.
Знаем натуральный минор. Дорийский - повысить 6-ю ступень, фригийский - понизить 2-ю.
Знаем натуральный мажор. Лидийский - повысить 4-ю ступень, миксолидийский - понизить 7-ю.
Локрийский - ну это локрийский  :D

А вообще, не так сложно это запомнить, я вот взял три аппликатуры мажора, погонял пару дней и уже более-менее ориентируюсь.
В дебри ладов на мелодическом миноре можно и не лезть пока, это все уже больше джазовые фишки для обыгрывания всяких хитровыеальтерированных доминант-септаккордов. Специфичные вещи.

Для "хорошей" музыки в принципе-то достаточно минора и мажора, для не самого хардкорного джаза можно сюда прибарахлить дорийский, лидийский и миксолидийский, ну и дальше по потребностям) Палками за эти слова не бить, это очень грубое обобщение. Ясно, что и в популярной музыке можно встретить что-то помимо минора и мажора.

Такие вот дела. В качестве заключения процитирую своими словами один учебник: "Learn to play over changes and then forget it". Другими словами -  конечная цель всех этих извращений в том, что музыкант должен слышать и чувствовать лады, которыми обыгрывает аккорды, а конкретнее - предслышать ноту или пассаж, который он в следующий момент сыграет, а далее работа рук, которые "помнят", где лежит нужная нота. Ни о каких ладах, аппликатурах и т.п. музыкант на этом уровне уже не думает.
« Последнее редактирование: Апреля 08, 2013, 20:52:38 от Павлуха »

Оффлайн rako214

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #7 : Апреля 08, 2013, 21:05:06 »
eye, Понятно, я примерно так и делал, только на ощупь, без системы)
Павлуха, зачем жить если не играть хардкорный джас? :D
но знание аппликатур (для горячих голов), что характерно, не даёт автоматический "play over changes", а визуализация грифа в этом лишь маленький шажок)

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #8 : Апреля 08, 2013, 21:10:39 »
rako214, для меня выучить лады по отдельности оказалось не так сложно, как попытка прыгать из одного лада в другой во время игры  :7:
Мало того, что ты должен быстро сообразить, где у тебя сейчас тоника текущего лада, так ты еще должен быстро отсчитать от нее нужный интервал. Кстати, если кто знает какие-то хитрости в этом, то буду рад выслушать. Летом пойду к преподу джазовой гитары, но уже не терпится получить новые знания :)

Есть подозрение, что джазовки просто напросто заучивают эти переходы для стандартных прогрессий типа II-V-I.

Оффлайн rako214

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #9 : Апреля 08, 2013, 21:29:18 »
Павлуха, что-то не понял, зачем тебе отсчитывать нужный интервал от тоники текущего аккорда? ты его как бы обычно знаешь (цифровка).
Например на Blue bossa в первые несколько смен аккордов ничего отсчитывать-то и не нужно, там все ПРЯМО под пальцами) т.е. (для до минорной) до-фа (в квартовом строе просто сместился на струну вниз, т.к. ход на кварту :) ), затем ре-соль (та же история). просто нужно хорошо знать гармонию песни).
Да, на такие прогрессии просто надо нарабатывать, сочинять, играть секвенции различные (не только по ладам, но и с хроматизмами). в блю боссе два раза такой гарм. ход встречается в квадрате)

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #10 : Апреля 08, 2013, 21:36:27 »
rako214, то, что ты описал, и есть II-V-I, сильное движение квинтами вниз (квартами вверх). Я имел в виду, что это тоже не так просто, когда душа в пляс пустилась, а тебе нужно резко сообразить, где была тоника, чтобы взять от нее кварту вверх) Особенно актуально при "быстрой" гармонии.

Оффлайн rako214

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #11 : Апреля 09, 2013, 05:57:32 »
Павлуха, я знаю что это 2-5-1  ;) поэтому и описал  :D
я к тому что в квартовом строе кварта вверх - это на струну ниже тоники предыдущего аккорда на том же ладу, тут можно и быструю смену играть)
а 2-5-1 будет: обыгрываешь 2 ступень, затем кварта вверх - обыгрываем 5, затем от 2 ступени секунду вниз (большую) по той же струне и вот она - 1!
Это если не знаешь в той же позиции ;)

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #12 : Апреля 09, 2013, 08:18:34 »
rako214, наверное, ты меня не очень правильно понимаешь. Я имею в виду вертикальное обыгрывание, то есть если 2-5-1 в до-мажоре, допустим, то на 2 я играю ре-дорийский, на 5 - соль-миксолидийский, на 1 - до-лидийский. А ты предлагаешь горизонтально обыгрывать эту прогрессию до-мажором, просто попадая в нужные ноты в моменты смены аккордов. Такой подход имеет место быть и это естественно проще, но я говорил не об этом. Во-первых, такой подходит не катит при появлении в гармонии модуляций и отклонений, а также не катит в модальной музыке. Да и даже чисто диатонические гармонии, как 2-5-1, можно обыграть интереснее. Например, в моём варианте не все используемые ноты принадлежат до-мажору, на 1 я играю до-лидийский, а там есть нота фа-диез.
Да и играть в одной позиции скучно, гораздо интереснее за один аккорд успеть полгрифа туда-обратно пробежать и не запутаться)

Оффлайн rako214

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #13 : Апреля 09, 2013, 09:39:34 »
Павлуха, нет, я имел ввиду лишь перемещение тоники аккордов, обыгрывать я тоже предлагаю вертикально, и даже не натуральными ладами, а составными. и кстати босса все-таки в миноре обычно, хотя в до мажоре было бы прикольно её сыграть  :D. мы же говорим о том что знаем аппликатуры ладов в квартовом как предлагает автор уроков, значит для нас не проблема зная цифровку, положение тоники и аппликатуру лада обыграть вертикально. в теории)
п.с.: я тебя понял)

Оффлайн Павлуха Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 102
Re: Метод визуализации гамм на грифе.
« Ответ #14 : Апреля 09, 2013, 10:38:27 »
rako214, в теории-то конечно всё понятно, а на практике всё сложнее, в этом и фишка. Тут теория полный ноль без практики, как в общем-то и в любой другой области  :)