Метод подсмотрен у гитариста Tom Quayle и входил в состав одно из его платных уроков, приобретенных мной.
Идея состоит в следующем:
1. Мы забываем про 6-струнные боксы гаммы до-мажор. На практике человек оказывается зажат в этих боксах и с трудом переключается с одного на другой, плохо понимает, как они между собой соединяются. У гитаристов, пользующихся этим методом, обычно большие проблемы со свободным горизонтальным перемещением по грифу.
2. Мы забываем про то, что до мажор = ре дорийский и т.д., и якобы достаточно знать только до-мажор, а остальное все получается из него. Эта установка абсолютно бесполезна, так как Вы, скорее всего, не знаете, где в каждом из Ваших любимых 6-струнных боксов находятся тоники мажора, дорийского и т.д. Вы просто видите точки на грифе, которые остаются одинаковыми что в до-мажоре, что ре-дорийском. Таким образом, Ваши импровизации получаются просто рандомным набором ступеней гаммы безотносительно к тонике, что не звучит круто. Эта проблема особенно сильно всплывает при попытке обыгрывать последовательности аккордов вертикально. Очевидно, что обыгрывание Cmaj7 должно отличаться от обыгрывания Dm7. Известно, что если взять импровизацию джазового профессионала и заглушить аккомпанемент, то Вы все равно будете слышать смену аккордов в его импровизации. Такой эффект наиболее просто создать, попадая каждый раз в тонику нового аккорда. А как Вы будете туда попадать в последовательности Cmaj7 - Dm7, если для Вас это одна и та же "распальцовка" на грифе?
3. Итак. Начнем с мажора. Допустим, соль-мажора (не имеет значения). Для начала научитесь находить нужную ноту во всех возможных позициях на грифе без ошибок, если еще не умеете. Найдите ноту соль, например. Сыграйте гамму соль-мажор, начиная с первого пальца, в пределах одной октавы (обязательно!), заканчивая нотой соль. Далее, не сменяя позиции, сыграйте гамму соль мажор от второго пальца в пределах одной октавы. Далее, сыграйте эту же гамму от 3-го ИЛИ 4-го пальца в зависимости от того, как Вам удобно, опять же не меняя позиции. Вы получите три октавные формы мажорной гаммы, содержащие одни и те же ноты, но сыгранные по-разному. Поиграйте эти формы от всевозможных положений ноты соль на грифе как в восходяшем, так и нисходящем направлениях, при этом старайтесь запоминать, как эти формы соединяются друг с другом. Фактически, каждый раз, когда Вы закончили играть некоторую форму, Вы остановились на тонике соль некоторым пальцем, и Вы можете начинать играть от этой ноты уже другую форму! Старайтесь запоминать, как выглядят различные интервалы в этих формах, как они звучат и т.д.
4. Если Вы чувствуете, что уже достаточно свободны в перемещениях по грифу в мажоре, то начинайте учить другую гамму тем же методом.
Я прикрепил pdf с октавными формами всех ладов на ступенях мажора (мажор, дорийский, фригийский и т.д.) и мелодического минора (но лучше бы Вы их сформировали сами, для этого достаточно знать мажор и мелодический минор, всего-то две формулы
).
P.S.: Приведенный метод наиболее полезен, если играть в чисто квартовом строе, так как три октавные формы остаются неизменнными независимо от струн, на которых они сыграны.