MrLf, У человека, который случайно сочинил мелодию это сделал не потому что «так вышло», а потому что для этого были предпосылки.
Меня Дибров познакомил с автором мировых хитов Кеном Хенсли, (пригласил на передачу с его участием). И ему был задан вопрос: «Как вы сочиняете песни?» На что он ответил: «Песню нельзя сочинить, ее можно дождаться».
Тот, кто рационально садится за рояль, придя на на работу к 10 утра и к 12 00 и по плану должен сочинить песню, даже обладая образованием и всеми навыками композиции, сможет это сделать чисто механически. Это НЕ настоящая музыка. Это пустое конструирование формы. Хотя эта работа дает накопительную базу из которой может что-то получиться потом.
Для настоящей композиции должно прийти озарение. А приходит оно после длительных поисков и размышлений. И когда эти идеи совпадают с настроением музыки, родившейся в голове, то человек внутренне кричит «Эврика!». Он дождался.
Эти «эврики» могут приходить и во сне, и по дороге в магазин за пивом (по словам Никольского). Могут фиксироваться идеи и во время технической работы. Изучает человек лад, играет разные мелодицки в нем, потом раз, торкнуло. Интересная мысль, получается красиво, какое-то особое чувство и настроение. Зафиксировал, запомнил, начал прорабатывать находку дальше.
Я уже писал, что когда автор находит интересную мелодию и поет ее на «ля ля ля» или другие слоги, подходящие по ритму, это НЕ текст, в котором кто-то ищет содержание. Это скэт. Текст в музыке в большинстве случаев вообще не важен. Люди слушают песни на английском, не понимая ни слова. Но музыка вызывает настроение и без этого. Удачный текст только подкрепляет это настроение.
Есть жанры, где текст главное звено - стихи под музыку. Там другие отношения формы содержания. Как в молитвах в цервях распев служит увеличению чувственности и проникновенности.
Но не про эти жанры мы говорим.
Но найти интересную идею это еще не все. Ее надо оформить в виде «готового блюда», то есть «упаковать» в соотвествующую форму. И на этом этапе начинается работа подбора технических, стилистических, гармонических, ритмических, тембровых средств. Все это, чтобы донести идею и не испортить ее.
Содержанием музыки являются чувства. Тонкие чувства, которые нельзя описать словами. Уметь поймать и зафиксировать их - задача композитора. Исполнитель их должен понять (прочувствовать музыку) и донести до слушателя, которые уловят эти настроения и будут получать удовольствие от сопереживания.
Примерно такая картина (как мне видится) происходит в этом процессе.
Слово «образ» в музыке надо понимать как «чувственный образ». Он может вызывать у одних визуализацию «моря», потому что человек был моряком, а у других «корову» (вспоминая детство и деревню бабушки) . Образы разные, но чувства у них будут близкие - спокойствие, умиротворение, беззаботность...
... и добавил:
П.С. Объяснение как играть музыку без образов можно. «Тут подержи, а тут отпусти, тут чуть громче, а тут чуть тише». Только выполнение этих инструкций будет механическая «шарманка». То есть это будет описание миди команд.
Образы педагоги рисуют, чтобы ученик поймал настроения и уловил чувства. То есть он ему показывает каких чувств ученик должен добиться музыкой. Когда ученик эти чувства поймал (в голове), то руки «понимают» какую задачу надо решать, то есть ЧТО делать, к какой цели идти.
И дальше, понимая это, ученик пытается это исполнить и отрабатывает технические элементы. То есть содержание выражает в форме.
Но все это я писал уже 20-30 стр. назад. Пошел четаертый или пятый круг.
Так что пора найти новый миф. )))