MrLf, Вы почитайте мои посты по теме))) Я всегда в своих постах вам говорил, что «форма» имеет два значения - узко-музыкальный (как построение частей произведения), так и общий, из курса философии (категории «форма - содержание»)
Все диспуты с вами идут исключительно во втором значении. И именно в этом значении вы и запутались, смешав идеи и инструменты для «оформления» этой идеи в одну кучу. Увидев в инструментарии «мелодии», вы зацепились за это, сделав «содержанием», неправильно поняв текст. Так как в мелодии «упаковывают» идеи,состояния, настроения и эту содержательную базу передают для «сопереживания» зрителям.
У вас «молоток и гвозди» стали главным в искусстве создания «табуретки». А чтобы сделать табуретеу, в начале было размышление и представление мастера «ЧТО» надо сделать.
Задумка. Мечта.
Пришла идея, «хочу сделать табуретку». Табуретка это и есть содержание. Она пока в представлении. Чтобы ее выполнить в материи нужно идею облачить в форме. Тут мастер думает КАК сделать эту табуретку. Он думает над формой - над материалами, конструкцией, исходя из назначения (из заданной идеи, то есть из содержания)
И такой алгоритм в общем виде во всех видах таорчества и искусства.
Композитор о чем-то думает, фантазирует, мечтает, переживает. Идет накопительная фаза. В представлении рождается идея, состояние, чувства, некий посыл. После этого автор думает как эту идею воплотить в форме - как оформить замысел, то есть содержание. И для этого он ищет подходящий инструментарий - лады, гармонии, ритмы и т.д.
То что без формы нет музыки абсолютно верно, как и без написанного текста рассказ останется в голове писателя. Но не стоит думать, что буквы на листках и работа над «запятыми» в тексте это все что нужно для литературного произведения. Рассказ можно написать неграмотно, с ошибками, но идея будет читателям понятна. А можно демонстрировать каллиграфический изысканный подчерк, где смысла в тексте нет.
«Всадники без головы» получаются не потому что у них формы нет. У многих все прилично оформлено, все блестит и сверкает. Только художественной идеи нет. Главный месседж - «посмотрите как я умею быстро пальцами бегать по грифу, восхищайтесь мной, я хочу чтобы вы считали меня крутым». Это «содержание» читается в подобной музыке. Поэтому это не художественное произведение, а некая демонстрация своих технических навыков.
Всадники без головы получаются тогда, когда в образовательном процессе (самостоятельном или с «педагогами» (тренерами по фитнессу) весь упор делается на форму. Когда центром вселенной становится техника или еще что из оформительского инструментария (например поиск новых ладов и гармоний и эксперименты на них, только для того, чтобы казаться оригинальным).
Настоящее произведение получается тогда, когда есть изначальная идея, замысел, когда техника игры и другие «оформительские» инструменты служит этой цели.
В идеале форма и содержание должны дополнять друг друга и быть одного уровня. Так как слабая идея и хорошая форма не дают результат, как и прекрасная идея, но слабая форма - аналогично.
И наконец, надо понимать, что есть виды деятельности, которые изначально работают только в области формы. Есть фирмы, которые делают вино, разливая в бочки, а есть фирмы, которые делают красивые бутылки и дизайн этикеток. И соединяясь вместе получаем результат, прекрасное вино в соотвествующей этому продукту упаковке. Хорошо во всех отношениях.
В музыке есть люди, которые поглащены только формой, которая стала для них центром вселенной, содержанием. Они ищут новый инструментарий. Их музыка это поиск, эксперименты, демонстрация возможностей техники, инструментов и т.д.
Это нормально. На разных фазах любого творческого человека бросает то в одну,то в другую сторону.
Кроме этого, в разных жанрах разные пропорции «формы-содержания». В авторской песне, к примеру, главный упор на саму идею, форма «играет как может» достаточна. А в джазе, при игре стандартов, больший упор на форму, все слушают не столько «что »человек играет, а «как» он это делает.
И в дополнении, категории «формы и содержания» существуют на разных уровнях и имеют запутанный клубок «форм -содержаний» на каждом отдельном элементе. Так что надо еще уметь отделять общую категорию от подкатегорий и ответвлений.
Словом, разговор долгий.... На века)))