MrLf, Чтобы музыка понравилась женщине (или профессору консерватории, или любому слушателю), нужно:
1) придумать идею (что будем делать)
2) представить эту идею в соотвествующей форме, красивой (как это сделать)
У вас первый пункт отсутсвует. Вы собираетесь делать формы, но про ЧТО эти формы вы не згаете.
Ключевой вопрос, который вызывает непонимание что имеется ввиду под первым пунктом. Что такое идея, задумка, образ и т.д. С формой все понятно. Ее можно измерить, а по первому пункту проблема - ее нельзя потрогать, это духовная нематериальная субстанция.
Поэтому ключевой вопрос в дискуссии, что иметь ввиду и как понимать содержание? В моем понимании (перечитав кучу литературы по теме за эти дни) это чувственный образ. Не визуальный образ, а именно чувственный, ощущения.
Естественно эти ощущения передаются посредством формы. Поэтому над формой и работают, чтобы передать именно те ощущения которые требуется, а не другие.
Смотрим видео. Ученик играет Баха, педагог весь чешется))) Прерывает его и спрашивает: “ Ты ровно играешь (без агогики) почему? Ты так хосешь или так получается?”
Этот тонкий вопрос говорит о многом. Педагог спрашивает ты вы брал такую монотонную форму потому что у тебя задумка такая или ты хочешь другого, но форма не получается?
Ученик отвечает, что мол так получается. То есть показал, что проблемы в форме.
Далее пошла работа в форме, чтобы создать чувство, как «лодку толкнули и она плавно поплыла». Вот такое требуется создать чувство по содержанию. А для этого надо играть вот так и так. И педагог сам ищет эту форму. Ученик слушает и перенимает форму и получает ощущения. Не все получается сразу и педагог останавливает и говорит «у тебя эти ноты как столбы» и пошла работа, чтобы чувства столбов убрать и сделать ощущение «лодки на реке».
Вот как идет работа над формой. Она нужна, чтобы чувства создать у слушателя (не столбов, а лодки).
Точно о том же мы говорили и о вашей версии « Города Золотого». Мы послушали механическую ровную игру без намека на движение и в один голос дали определение нашим чувствам «шарманка». Мертвая форма дала такое содержание. Вы заметили, что все претензии могут касаться только формы. Правильно. Потому что через форму вы передаете чувства слушателям. Нужно передавать чувства «Города Золотого», а ваша форма передает ощущение «шарманки». Содержание передано формой неверно. Чтобы добиться других ощущений надо работать над формой. И добиться того, чтобы содержание золотого города стало не шарманкой.
Содержание это чувства и ощущения. Форма это инструменты для создания ощущений. Хотите сделать грустно человеку - берутся одни инструнты, весело, другие музыкальные краски. Жто если гоаоритььсовсем грубо. А на тонком уровне одна форма дает ощущение столбов, а другая, «как лодка плавет, которую толкнули от берега».
Все эти образные разговоры педагоги ведут, чтобы ученик понял какие чувства он должен передать (чувственное содержание музыки) в форме.
Любое произведение можно исполнить в десятках форм. Все зависит от того, каких ощущений хочет добиться исполнитель. Если же он никаких целей не ставит или не чувствует музыки на тонком уровне, то его игра превращается в извлечение нот. Такую игру называют бессодержательной, бесчувственной, не наполненной эмоциями и т.д.