Автор Тема: Много вопросов по аккордовым заменам, тритоновая замена. Нужна помощь спецов!  (Прочитано 3493 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Dmatreshka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 70
Есть такая последовательность: F G#o Gm7 C7. Прав ли я буду, если скажу, что G#o - это тритоновая замена от D7? Джо Пасс говорил, что относит уменьшенные и увеличенные аккорды к доминантовым, по этой теории можно сказать, что это тритоновая замена. Но если рассматривать все ноты, кроме тоники, то можно сказать, что это минорный септаккорд II ступени - Gm7, только вот потом снова идёт Gm7 ну и они решили например сделать проходящую ноту, создать движение в басу. м? можно ли рассматривать такую связь?
Заодно если кто знает о заменах -> есть ли какое-то теоретическое объяснение почему когда мы заменяем минорный септаккорд мажорным доминантовым - он звучит так же нормально в гармонии? Та терция должна же определять лад. Я понимаю, что всё это звучит, и всем этим можно пользоваться, потому что это звучит. Но хотелось бы мнений на этот счёт услышать. Такие замены могут быть только из минорных в доминантовые мажорные или наоборот тоже можно? И как обыгрывать заменённый доминантсептаккорд, можно ли его по старому неизменённому варианту обыграть дорийским ладом?

И ещё вопрос: мы вообще можем делать такие изменения с тритоновой заменой, у нас же получился из D7 -> G#7, разве мы можем его вот так взять и уменьшить целиком? Я слышал у тритоновых замен надстройки и альтерации: #9, 13. Но может ли тритоновая замена сохранить такие надстройки и альтерации первоначального аккорда: #5, b5, b9? Вопрос именно о замене D7 на G#7 в последовательности Fmaj7 D7 G7 C7.

У меня есть ещё один вопрос, которые вытечет из ответов на эти вопросы.
Всем спасибо! Я очень надеюсь на вас, и буду очень благодарен за помощь!
« Последнее редактирование: Августа 10, 2014, 09:28:35 от Dmatreshka »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Насколько я понимаю, тритоновая замена — это замена одного доминантсепта на другой (V => bII), и на этом всё. Остальные замены уже не называются тритоновыми. Ну, или может быть, лучше сказать — замена одного малого мажорного септаккорда на другой.

... и добавил:

есть ли какое-то теоретическое объяснение почему когда мы заменяем минорный септаккорд мажорным доминантовым - он звучит так же нормально в гармонии?
Имхо, в общем случае это неверно. Т.е. есть куча ситуаций, когда такая замена недопустима — будет плохо звучать. А вообще, заменить мажор минором и наоборот — это просто "игра красками", почему бы и нет.

... и добавил:

Прав ли я буду, если скажу, что G#o - это тритоновая замена от D7?
Имхо, нет.

А вообще, уменьшённый септаккорд похож на малый мажорный, т.к. у малого мажорного достаточно повысить на полтона основной тон, и он станет уменьшённым. Т.е. у этих аккордов по интервальному составу совпадают три звука из четырёх. Соответственно, они и звучат в некотором роде похоже, и в некоторых случаях взаимозаменяемы.
« Последнее редактирование: Августа 10, 2014, 12:12:38 от MrLf »

Оффлайн Dmatreshka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 70
MrLf, я имею в виду можно ли с заменёнными по принципу тритоновой замены аккордами проводить ещё манипуляции, такие как альтерации и последующие замены на минор от той же тоники? В общем-то я знаю только, что если в оригинальной гармонии произведения стоит минорный септаккорд, то его можно заменить доминантсептаккордом той же функции. Но я не знаю можно ли делать наоборот,если встретился доминантсептаккорд - заменять его минорной семёркой той же функции. Мне интересно именно касательно звучания. Потому что уши не так открыты, как у опытных и мне интересно какие альтерации и замены могут быть "допустимы" для уже заменённых по принципу тритоновой замены аккордов.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, я имею в виду можно ли с заменёнными по принципу тритоновой замены аккордами проводить ещё манипуляции, такие как альтерации и последующие замены на минор от той же тоники?
Имхо, почему бы и нет.
Например, при тритоновой замене B7 => F7 можно в F7 оставить звук Си от B7, и получится F7#11, вот и альтерация. Т.е. альтерацию можно получать, оставляя звуки от первого аккорда (можно даже вообще заменить на тритон только бас, а всю верхушку оставить).
Насчёт замены на минор (Fm7) в этой ситуации — не знаю, теоретически обосновать не могу.

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • GuitarPlayer.Ru fan!
У вас типичный оборот I-vi-ii-V, и тритоновых замен тут может быть несколько:
1) как в вашем случае D7 на G#o или можно записать это как G7/G#
2) D7 на G#maj,  а также остальные Gm7 на Dbmaj, C7 на F#maj, тогда последовательность будет Fmaj-G#maj-Dbmaj-F#maj
3) Gm на Db9, C7 на F#7b5 со всеми вытекающими получится Fmaj-D7(9)-Db9-F#7b5
ну и можно экспериментировать Fmaj заменить на Am7, D7 на G#7b5, C7 на F#7b5, и получить симпатишный) Am7-G#7b5-Gm7-F#7b5-Fmaj

... и добавил:

и даже сделать Fmaj-Am7-G#m7-Gm7-Fmaj
« Последнее редактирование: Августа 10, 2014, 12:56:25 от Анатолий Ярошенко »

Оффлайн Dmatreshka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 70
Анатолий Ярошенко, а если бы последовательность была Fmaj - D7 - G7 - C7, мы могли бы заменить D7 и G7 на Dm7 и Gm7?

Цитировать
1) как в вашем случае D7 на G#o или можно записать это как G7/G#
Мы меняем D7 на G#7 и потом уже уменьшаем его или почему тогда мы меняем его не на тритоновый аккорд, а на G7, который на кварту выше? и почему у него бас разгулялся на полтона вперёд?

Цитировать
3) Gm на Db9, C7 на F#7b5 со всеми вытекающими получится Fmaj-D7(9)-Db9-F#7b5
Септаккорды тонических функций можно заменить на тритон без альтераций?

Спасибо за ответ. Вы просто не объяснили как всё это происходит, я очень хочу разобраться.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Есть такая последовательность: F G#o Gm7 C7. Прав ли я буду, если скажу, что G#o - это тритоновая замена от D7?
И ещё вопрос: мы вообще можем делать такие изменения с тритоновой заменой, у нас же получился из D7 -> G#7, разве мы можем его вот так взять и уменьшить целиком?
Нет. В данном случае функции T - Salt - S - D . То есть эту гармонию можно представить, как F G7-9 Gm7 C7.
Сначала идет альтерированная субдоминанта (в другом случае это была бы двойная доминанта), а потом делается дезальтерация.

По остальным вопросам надо понимать, что могут быть альтерации (m->X), дезальтерации((X->m), замены на основе сохранения функций, замены схожих гармонических оборотов (IV #vio -> IV-iv), расширение гармонии по квинтовому кругу, ленточное параллельное голосоведение, перегармонизация и...
Короче, нет простого ответа, а есть много всяких джазовых техник для модификации, изменения гармонии - их надо постепенно изучать и применять осмысленно.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
У вас типичный оборот I-vi-ii-V, и тритоновых замен тут может быть несколько:
1) как в вашем случае D7 на G#o или можно записать это как G7/G#
2) D7 на G#maj,  а также остальные Gm7 на Dbmaj, C7 на F#maj, тогда последовательность будет Fmaj-G#maj-Dbmaj-F#maj
3) Gm на Db9, C7 на F#7b5 со всеми вытекающими получится Fmaj-D7(9)-Db9-F#7b5
ну и можно экспериментировать Fmaj заменить на Am7, D7 на G#7b5, C7 на F#7b5, и получить симпатишный) Am7-G#7b5-Gm7-F#7b5-Fmaj

... и добавил:

и даже сделать Fmaj-Am7-G#m7-Gm7-Fmaj

А можно полюбопытствовать, Вы как для себя определяете понятие "тритоновой замены" и "аккордовой замены"? :) Смотрела в интернете, но каких-то
однозначных определений не нашла. В литературе вроде тоже нет общепринятого определения. По старой памяти вроде все "аккордовые замены" в большинстве
случаев связаны с изменением "классической гармонии" исключительно в функциональном плане. :)

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Анатолий Ярошенко, а если бы последовательность была Fmaj - D7 - G7 - C7, мы могли бы заменить D7 и G7 на Dm7 и Gm7?
Возможны и такие варианты

... и добавил:

А можно полюбопытствовать, Вы как для себя определяете понятие "тритоновой замены" и "аккордовой замены"? :) Смотрела в интернете, но каких-то
однозначных определений не нашла. В литературе вроде тоже нет общепринятого определения. По старой памяти вроде все "аккордовые замены" в большинстве
случаев связаны с изменением "классической гармонии" исключительно в функциональном плане. :)
Для себя я определяю аккордовые замены, как прямые(без изменения тоники/баса аккорда) с добавлением к нему диатонических или альтерированных надстроек или косвенные, когда меняется тоника аккорда, т.е. по сути один аккорд на другой.
Тритоновые замены не всегда касаются только классической гармонии и для меня это понятие выходит из названия интервала на который происходит замена.

... и добавил:

Мы меняем D7 на G#7 и потом уже уменьшаем его или почему тогда мы меняем его не на тритоновый аккорд, а на G7, который на кварту выше? и почему у него бас разгулялся на полтона вперёд?
Нет, я просто записал уменьшенный G#o как G7 с басом G#
« Последнее редактирование: Августа 11, 2014, 11:27:42 от Анатолий Ярошенко »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Для себя я определяю аккордовые замены, как прямые(без изменения тоники/баса аккорда) с добавлением к нему диатонических или альтерированных надстроек или косвенные, когда меняется тоника аккорда, т.е. по сути один аккорд на другой.
Извините за занудство, логичнее было бы наоборот: прямые - замена тоники, косвенные - надстройки.

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Извините за занудство, логичнее было бы наоборот: прямые - замена тоники, косвенные - надстройки.
А оно как раз наоборот :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Анатолий Ярошенко, если замена Am7 на A7 это прямая замена или косвенная?
Тоника не меняется и надстроек ни каких не добавилось.

Оффлайн Alex__H+G

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1966

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Анатолий Ярошенко, если замена Am7 на A7 это прямая замена или косвенная?
Тоника не меняется и надстроек ни каких не добавилось.
Косвенная, т.к. аккорды разных классов.